НОВОСТИ


Коалиция на Украине:тебе и флаг в руки

Александр Зубченко
Версии.ком
Девки в озере купались, их надежды оправдались. Но, к сожалению (к счастью?), не оправдываются надежды тех смелых фантазеров, кто думает, что завтра (14 июня) будет создана… коалиция. "Подписали коалиционное соглашение: уху ели от счастья". Особенно после уникального обращения президента к нации. В команде "оранжевых" произошла замена. Вместо президента, выбывшего из игры по объективным причинам (вязка пчеломатки), ответственность за создание парламентского большинства должна взять на себя Юлия Тимошенко.

Претендуешь на должность премьера? Тебе и флаг в руки. Юля среагировала молниеносно. Буквально не отрываясь от приемника, по которому ее окружение, высунув языки от напряжения и пачкая капающей слюной белые одежды, слушало очередную политическую проповедь главы государства. Типа, да, согласная я. Но только пусть он (президент) тоже возьмет на себя ответственность. За двойную позицию "Нашей Украины", которая с утра ведет переговоры о создании "оранжевой" коалиции, а вечером плотно базарит с Партией регионов. Граждане! Это дурдом. Случай клинический, поскольку дело пахнет отнюдь не демократией.

Затем все как по нотам: "Наша Украина" обвинила СПУ в срыве переговорного процесса (не возжелай должности спикера своего). Социалисты прозрачно намекнули на роль и место "НУ" в системе общечеловеческих ценностей (приходится честно признать – херовое место). Слово за слово. Приостановили, короче, процесс "оранжевых терок". Очень ободряющие сигналы пошли непосредственно перед намеченной датой "окончательного согласования позиций" и "торжественного подписания соглашения". Завтра должен быть интересный день. Попытаемся прикинуть чисто по понятиям возможный ход развития событий. Сразу оговоримся: предвидеть действия неадекватных субъектов почти невозможно. Тем не менее, у нас нет выхода. Надо же понимать, куда мы все в очередной раз вступили. И насколько глубоко…

Итак, 14 июня. 10 аm. Наученные опытом "регионалы" предусмотрительно блокируют стратегические точки сессионного зала: президиум, трибуна, входы (они же, как ни странно, выходы). Депутат Ш. на протяжении выходных усиленно тренировался на муляже микрофона – аналога устройства, установленного перед носом ведущего сессию. Надо успеть вырвать за три секунды: обхват, рывок и заброс куда подальше. Он занимает боевую позицию, разминая напряженные пальцы. По сигналу табло "Рада" начинается матч. Временный ведущий интимным голосом просит депутатов зарегистрироваться. Регистрируются. Затем он же пытается отвлечь внимание сообщениями о прошедших днях рождения слуг народа. "Регионалы" не ведутся и продолжают удерживать занятые позиции. Все ожидают озвучки сакраментального текста, который одновременно является сигналом к атаке: "По требованию трех депутатских фракций (ясен перец, "Нашей Украины", БЮТ и СПУ) на голосование выносится вопрос о переносе заседания ВР до 21 июня 2006 года".

Вот интересно: удастся ли КОАЛам (потенциальным членам коалиции демократических сил – КДС) согласовать вопрос хотя бы об объявлении перерыва? По большому счету, больше нет смысла договариваться. Формат себя исчерпал. Единственный стимул – призрачная надежда на то, что у кого-то из "союзников" сдадут нервы. Поэтому появление совместного заявления с требованием перерыва – на день, два, три, неделю – довольно проблемное решение. Возможно, будет избрана другая тактика оттягивания конца: дескать, ребята, блин, подождите! Колготки спустили… тьфу… не хватило часика все перетереть насчет коалиции. Давайте объявим перерыв до 12.00.

Кстати, подобную оттяжку можно "замутить" при наличии заявления всего двух фракций. "Регионы" напрягаются. По Регламенту, ведущий должен безропотно объявить перерыв, не вынося вопрос на голосование. Все дело в том, кто именно будет вести сессию. Никак не могу врубиться, как члены временного президиума между собой разбираются в очередности председательствования. Похоже, наступил черед либо Адама Мартынюка, либо Раисы Богатыревой. В таком случае преимущество на стороне "регионалов". Николай Катеринчук ("Наша Украина") уже объявлял перерыв. Он отыгран. Иван Бокий тоже. Есть еще Александр Турчинов. Он может сыграть какую-то антирегионовскую партитуру.

В качестве рабочей гипотезы примем версию о почасовом затягивании заседания. Типа "вот-вот". Юля (кто-то) встречается в 12.00 с президентом. Подождем. Все нервничают. Собираются в полдень. А тут опять предложение о перерыве. Мотив: уже почти готов меморандум, только чернил не завезли. Если "регионалы" поведутся на это разводилово, то "водить козу" могут до пятницы. Перекантовали пятницу – перерыв до вторника (20 июня). Но могут не повестись.

Следующий сценарий: появляется заявление трех фракций о перерыве до 21 июня. Допустим, сессию ведет Александр Турчинов, который с ходу ставит вопрос на голосование. Что делают "регионалы"? У них есть два варианта действий. Первый: дать "оранжевым" самим об… опозориться. Для этого надо не препятствовать процессу голосования за перерыв. Когда на табло высветится результат – 225 "за", то это будет полный северный пушной зверь. "Оранжевая" псевдокоалиция прекратит даже свое виртуальное существование. Начнется бардак, и формирование межфракционного парламентского большинства с правами коалиции будет вполне реальным делом.

Второй вариант более груб и требует решительных действий. В момент начала объявления текста о перерыве у ведущего вырывается микрофон. Парламентская трибуна блокируется. "Регионалы" требуют слова. План такой – поставить на голосование предложение ПР о публичном обсуждении политической ситуации. Типа они не будут препятствовать голосованию насчет перерыва, но только сначала пусть поставят на утверждение их инициативу. Это грамотная разводка. Если проголосуют за публичную дискуссию, то не имеет смысла ставить вопрос о паузе. Наступит момент истины. В момент нажатия кнопок должно проклюнуться антиоранжевое большинство (Партия регионов, коммунисты и минимум два десятка представителей "оранжевых"). Важно публично зафиксировать данный факт. Если задача будет выполнена, то нажать на "Стоп" будет практически невозможно. Стороны это прекрасно понимают. Они также не доверяют друг другу. Когда в дело вовлечена такая масса субъектов (сотни депутатов), то подвоха можно ожидать с любой стороны. Необходима подстраховка. Например, физически не допустить закрытия заседания.

Главное – ввязаться в публичную драку. В таком случае, политическое преимущество на стороне ПР. От создания коалиции народ устал. Необходим экшен. Пара разбитых носов и порванный костюм будут восприняты как нормальная плата за движение вперед. Более чем уверен – абсолютно все "шакалы пера" заинтересованы в продолжении экстремального сценария, поскольку освещать подковерные игры смыла больше нет. Действия "регионалов" воспримут "на ура".

В случае реализации экстремального сценария развития событий необходимо не останавливаться. Предъявить в той или иной форме общественности наличное парламентское большинство. Обеспечить ведение сессии представителем временного президиума. И с ходу избрать спикера, не ввязываясь в дебри дележа комитетов. Спикер – это максимально возможный результат в ближайшие 48 часов. А дальше по барабану. На "оранжевой" коалиции поставлен крест. Политический процесс разблокирован. Инициатива перешла к "регионалам".

Понимают ли это "оранжевые"? Более чем. Их потенциал на исходе. 14 июня наступит последний день, когда можно "рожать". Дотягивать до 26 июня, когда инициатива автоматически переходит к президенту (если на протяжении тридцати дней не будет сформирована коалиция, то глава государства вправе распустить парламент), не заинтересован никто. Правда, "регионы" разводят на роспуск при помощи следующей "мульки": типа у вас так круто растет рейтинг, что на следующих выборах вы наберете 226 мест. Ага. Надо просто думать о том, что сегодня ничто не мешает ПР контролировать высший законодательный орган власти страны.

Есть еще один вариант игры: "оранжевые" договариваются объявить паузу, типа последнюю. Для этого они тупо не регистрируются в сессионном зале. Лидеры фракций отбирают у своих "рабов" карточки для голосования. Регистрируются 210 человек. Нет кворума. Такой сценарий позволяет эффективно перекрыть все возможности для образования межфракционного объединения. Единственный недостаток – можно так истолковать регламентные нормы, что сессия будет считаться открытой. Для этого достаточно кому-то из временного президиума объявить об этом. А дальше дело техники. При условии создания живого экшена в сессионном зале к бунтарям могут присоединиться другие парламентарии. Они публично заявят о своей поддержке межфракционного объединения. Сначала два человека, потом три. Топ-новости пойдут примерно следующего содержания: депутат Х заявил о потере своей карточки и присоединился к межфракционному заявлению "Стабильность, б…!". Всего в объединение входят 225 народных избранников! Лидер фракции БЮТ заявила об исключении из списка живых парламентариев изменника O. Однако никто реально его “уволить” не может. Затем в зале появляется депутат Л, и большинство сформировано! Появляется сообщение о начале консультаций по поводу спикерства депутата З. Веселуха, одним словом.

Конечно, не исключены и уникальные "кульбиты". Например, в 9 утра появляется "оранжевая" коалиция. Почему нет? Или же объявление: в команде "оранжевых" объявляется замена. Вместо выбывшей БЮТ в игру вступает Партия регионов. В конце концов, и БЮТ может договориться с "регионалами". В целом, уровень политических ожиданий очень высок. Именно поэтому перенос даты заседания не решит проблему "оранжевых". Это уже бардак, а не власть. В принципе, власть сегодня валяется под ногами: президент самоустранился от процесса, правительство недееспособно. Парламент парализован. Классика революционного жанра. Только робость Партии регионов и привычка ее лидеров договариваться сегодня являются единственным сдерживающим фактором.