НОВОСТИ


Самый быстрый самолет утопился в океане

Алина Черноиванова
Сверхзвуковой самолет НАСА «Х-43А» в ходе испытаний сумел разогнаться до рекордной скорости, превышающей 10 скоростей звука. Испытания стали последними в программе «Hyper-X» космического агентства США. Дальнейшее совершенствование сверхзвуковых двигателей приостановлено из-за лунно-марсианских планов Буша.
В ночь на среду в США прошли успешные испытания. Беспилотный аппарат, оснащенный экспериментальным воздушно-реактивным двигателем, поднял на высоту 12 км бомбардировщик Б-52. Здесь, после отделения от самолета-носителя, сработала ракета-носитель «Pegasus», которая и вывела «Х-43А» на высоту около 30 км над поверхностью Тихого океана к северо-западу от Лос-Анджелеса. Только после этого аппарат включил собственный двигатель и ушел в самостоятельный полет.
В ходе испытаний самолет разогнался до рекордной скорости – 11 тысяч км/ч, что, по мнению руководителей проекта, примерно в 10 раз превышает скорость звука.
Скорость самолета более чем в два раза превышает рекорд сверхзвукового аппарата «SR-71 Blackbird». «Этот полет – большой шаг к возможности в будущем создавать такие ракеты-носители, которые смогут обеспечить вывод в космос больших грузов надежно, безопасно и недорого. Кроме того, технологии «X-43A» могут быть востребованы в развитии гражданской авиации», – сказал глава НАСА Шон О"Киф.
Дело в том, что в ходе работы над гиперзвуковым проектом американские конструкторы впервые применили экспериментальную технологию «scramjets». В качестве топлива двигатель самолета использует водородную смесь, а окислитель (кислород) забирается прямо из окружающей среды – из воздуха. Это значительно снижает массу аппарата и увеличивает показатели скорости. Например, в атмосфере такой двигатель позволяет развивать от 7 до 15 звуковых скоростей. Кстати, первоначально «scramjets» разрабатывалась минобороны США для бомбардировщиков, которые смогли бы за рекордно быстрое время добраться до любых целей противника.
Самолет на двигателе типа «scramjets» в перспективе способен облететь Землю за считанные часы. «Работа команды Лэнгли-Драйден была исключительной, – отметил один из создателей аппарата руководитель программы НАСА по аэронавтике Виктор Лебаккз. – Это показывает, как много мы можем, если контролируем риск и работаем вместе, добиваясь общей цели. С программой «Hyper-X» НАСА сделало огромный вклад в развитие познаний в аэронавтике».
Правда, нынешний полёт «X-43А» был последним в серии испытаний по гиперзвуковой программе НАСА. Работа над созданием двигателя для этого летательного аппарата, которая началась еще в 1996 году, приостанавливается. Первый полет самолета из серии «X-43А» состоялся еще в июне 2001 года в США (тогда ракета «Pegasus» так и не смогла разогнать самолет: она сбилась с курса и была взорвана); в марте 2004 года прошли вторые испытания, но уже тогда стало известно о сокращении финансирования разработок. Общая стоимость программы и так составила $250 млн, а НАСА начала перестраиваться в связи с новыми планами на космос президента США Джорджа Буша.
Как и его предшественников, «X-43A» не будут поднимать из океана, куда он «приводнился» после испытаний.
Как отмечает AП, ожидается, что нынешние испытания стали и последним заданием для тяжелого бомбардировщика B-52, принадлежащего НАСА. Он эксплуатировался более 40 лет.