НОВОСТИ


ЧЕГО ЦЕРКОВЬ ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА?

Священник Александр ИОНОВ
 
 
Мне много раз приходилось слышать от людей сетования по поводу того, что Православная Церковь требует от своей паствы слишком много: мол, мы в кино видели, как в католическом костеле все сидят на скамеечках, а вот в нашем храме на соседней улице стульев всего-то раз-два и обчелся. Или ещё говорят, что мы в Бога-то верим, а вот к порядкам церковным не приучены – рады бы соблюдать, но трудно. А некоторые прямо указывают, что в храме им плохо, и как будто что-то выталкивает из него.
Вообще, любой носитель русской культуры в своем мировоззрении имеет много православных элементов, которым лишь немногого недостаёт, чтобы сложиться в целостную картину. От нашего человека требуется чуть-чуть меньше усилий, чтобы придти в Церковь, чем от американца или азиата, потому что здесь помогает такой мощный стимул, как авторитет веры предков, народная традиция. Даже если нас что-то выталкивает из храма, мы иногда способны понять, что это внешняя сила по отношению к нашему «я».
Но, чтобы стать верующим человеком, одного признания заслуг Церкви перед Отечеством недостаточно. Вера – личный акт (ближе Творца к душе никого нет), и бывают случаи, когда те, о ком никак не предполагалось, поверили, а те, от кого ожидалось, отвергли. Самый известный такой факт – отношение ко Господу Иисусу Христу учителей ветхозаветной церкви. В этом смысле мы, русские, повторили в начале ХХ веке то Богоотступничество, какое евреи сделали в 1 веке.
В некотором смысле мы теперь уже не совсем русские (называйте как хотите – нью рашн, гомо советикус, русскоязычные etc.), потому что у нас утрачены ключевые понятия тысячелетнего народного самосознания. Ну да ладно ругаться, что же нам делать, чтобы вместе с князем Владимиром успешно пройти путь поиска Истины? Пробовать всё подряд или довериться надежным людям? Вот тут-то и пригодится то, что называется Церковь.
Господь, перед тем, как открыться человеку, всегда испытывает его сердце, и очень часто это испытание выражается в том, что рядом появляются более религиозные люди. Психическая сила религии – это что-то наподобие атомной энергии, и тоже, к сожалению, не всегда направленная на мирные цели. Если уж решился человек отдать свое сердце, то он перешел невидимый Рубикон и вышел на тропу войны. И не ошибиться в  старших боевых товарищах – вопрос жизни и смерти.
Какой же критерий того, что данные люди не злоупотребляет этой силой? Он по-евангельски прост: это покаяние, способность изменяться, отказываться от греховного пути. В Православии всегда были, есть и будут Святые (угодники Богу), и число их намного больше, чем число канонизаций. Посмотрите, - восхищаются писатели ХIХ века, - как умеют умирать русские крестьяне – с молитвой, с достоинством, с терпением, с миром, а ведь это не цари и не священники.
И все требования Церкви рассчитаны именно на заботу о посмертной вечной участи человека. Соблюдение церковного уклада жизни – не ретро-стиль, не роскошь «сверхдолжных заслуг» и не препятствие на пути прогресса нации. Это просто соблюдение правил техники безопасности. Более-менее регулярные посты, молитвы и чтения Священного Писания - это нетрудно. «Темпы современной цивилизации» тут не при чем.
Скорее наоборот, - люди, которые работают как белка в колесе, бездумно расточают данное им Богом время. Заповедь «Помни день седьмой» учит нас заранее выделять момент на углубленную духовную жизнь. Ведь тело свое любой человек питает и греет (мы хоть уже не супердержава, но до голода, как в «развивающихся» странах, ещё не дошли), а про душу забывает. То, что есть (ТВ, музыка и пр.) – это не духовная пища, а в лучшем случае душевная. Посмотреть на Христа и сравнить с собой – вот, что надо сделать.
Это надо делать всю жизнь, но труднее всего, конечно, в первый раз. Если у человека появилась решимость измениться, то  важно не забыть ему то, что среди прочих недостатков у него есть и невоцерковленность, незнание азов христианской жизни. Это считают маловажным (ссылаясь опять-таки на Новый Завет – мол, «не человек для субботы» - но Сам  Бог-то сначала дал Ветхий Завет как простейший), но это пригодится не раз.
Нужно как можно чаще исповедоваться и причащаться Св. Тайн (а Вы знаете, что это такое?) – хотя бы несколько раз в год, а лучше чаще. Несколько дней подготовки к Таинствам надо поститься, поэтому многие люди совмещают это с 4-мя календарными постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский).  Участие в Таинствах – источник обновления благодатью Святого Духа. Это не ритуал и не магия, а приобщение жизни во Христе. Сын Божий ощутимо пребывает тогда с нами.
Нужно знать примерный ход богослужения. Для начала можно с десяток раз побывать на утренних и вечерних службах, что-то узнать о молитве, а потом уже заходить в храм при необходимости (поставить свечку, заказать обедню и другое), а не наоборот, как сейчас практикуют (спаси Бог и за то). В храме человек учится молитвенному состоянию души, а потом надо его хранить. Если кто скажет, что Бог у него в душе, а в храм он не ходит, то это значит, что он не умеет стяжать Св. Дух, не хранит Божество, а лишь называет Его (спаси Бог и за это).
Со временем появятся и подходящий духовник и воцерковленные друзья. Да и старые знакомые начнут относиться по-новому, с уважением, хотя не сразу. В любом случае без противодействия сатаны не обойтись, потому что труднее всего переступать через свои недостатки, а тут лукавый будет выявлять свои скрытые резервы претензий на нашу душу. Ничего, лучше сейчас, чем после смерти. Многие люди откладывают христианскую жизнь до пенсионного возраста, это зря: получается, на Тебе, Боже, что мне негоже.
После того, как человек пройдет очередную ступень освоения в Церкви (ну например, поработает на послушании в монастыре или примет очередной сан), ему открывается новая картина жизни, и в ней много безрадостных фактов (или кажущихся таковыми). Опять потребуется прикладывать волю, опять, как в первый раз, будет не хватать веры, но что поделать: Бог терпел и нам велел.
Одно можно сказать точно: Господь не посылает испытаний выше сил человека. Это не к тому,  чтобы осудить ближнего за его слабости, а чтобы самому не впадать в отчаяние. А то бывает, что за словами: «Не знаю я, как в Церкви положено», скрывается простая обида на какого-нибудь звонаря или прихожанку, не разглядевших тонких душевных переживаний данного человека. Как пошутил один батюшка: мне один раз в булочной нагрубили, и теперь я ем без хлеба. Дай Бог нам не ошибиться под влиянием страстей.
 
&n