НОВОСТИ


Интервью начальника управления специального образования Минобразования РФ Т.ВОЛОСОВЕЦ.

ВНЕ СОЦИУМА
Татьяна ВОЛОСОВЕЦ:  «Далеко не все дети-инвалиды вовлечены в образовательную среду»
Число детей с отклонениями в развитии в Российской Федерации составляет 3,6 % от всего детского населения страны или 1,6 млн. человек. Не все эти ребята имеют статус «инвалид детства» и могут рассчитывать на помощь от государства. Детям с легкой степенью умственной отсталости,  задержкой психического развития и  речевой патологией предстоит во взрослой жизни заботиться о себе самостоятельно. А для этого им необходимо иметь специальность и работу.   Ну, а получить хотя бы среднее образование по закону положено всем гражданам России. О проблемах обучения детей с ограниченными физическими и умственными возможностями рассказала нашему корреспонденту начальник управления специального образования Министерства образования РФ, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна ВОЛОСОВЕЦ.
-         Татьяна Владимировна, какие у нас существуют учебные заведения для детей с ограниченными возможностями здоровья или отклонениями в развитии?
-         На сегодняшний день в России существует восемь видов образовательных учреждений для таких ребят. Это учреждения для детей глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и детей с разными степенями умственной отсталости. Учреждения эти функционируют либо как школы, либо как школы-интернаты. Большей частью это, безусловно, школы-интернаты. Полный набор из всех перечисленных мной видов учебных заведений имеют только 20 субъектов Федерации. Поэтому, если в регионе нет, например, школы для слепых, то местным органам управления образованием придется оплатить обучение такого ребенка в соседнем регионе.
-         Какой процент детей с ограниченными возможностями здоровья охвачен   системой образования?
-         В образовательных учреждениях разных видов и типов находится 63 541 ребенок, имеющий инвалидность. К сожалению, существующая система специальной коррекционной помощи в силу ряда причин (социальных, экономических, политических, юридических) далеко не полностью охватывает детей и подростков, нуждающихся в специальных условиях обучения.  И дело совсем не в том, что у нас не хватает специальных образовательных учреждений или мест в них. Наоборот, в специальных школах – места есть. Причин несколько. Во-первых, в  стране сейчас, как известно, демографический спад. Вторая причина – географическая. Россия огромна. Не все ведь живут в крупных городах, не везде хорошее транспортное сообщение. Если школа для глухих, например, находится за 200-300 километров от дома, то родители просто физически не могут возить туда ребенка каждый день, а отправить его в интернат тоже не хотят. Вот вам  и третья причина. Скажем так, психологическая.  Даже здорового ребенка не видеть пять дней в неделю, а забирать домой лишь на выходные и праздники тяжело, а уж если у сына или дочери проблемы со здоровьем…   С одной стороны, этих родителей можно понять. Но, с другой, оставить ребенка дома, организовать домашнее обучение, тоже не всегда получается, и маленький человек просто полностью выпадает из социума.
-         В общеобразовательных школах сейчас есть классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сколько детей в них обучается и что это за дети?
-         В коррекционных классах обычных школ на сегодняшний день учатся 213 тыс. 290 человек. Большинство из них - дети с задержкой развития и с нарушениями интеллекта. Если ребенок слепой, то  чтобы обучиться грамоте, ему необходима брайлевская система обучения. Наши же учителя начальной школы ею не владеют. Проблема учебников стоит и перед слабовидящим ребенком. Ему нужен учебник с очень крупным шрифтом. Родители таких детей часто просто ксерокопируют обычные учебники так, чтобы получались буквы побольше. Но ведь это неправильно! Проблема учебников для таких ребят не должна ложиться на плечи родителей.  Такая же история и с глухими детьми. В общеобразовательной школе нет звукоусиливающей аппаратуры. Нет специально оборудованных компьютеров. Учителя не владеют жестовой речью, а многие семилетние глухие дети приходят в школу без навыков разговорной речи. Они могут общаться только жестами и читать по губам. Речь обычного учителя, они просто не поймут, потому что у него не так поставлена артикуляция. Я уже не говорю о детях с  нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они не смогут даже войти в обычную школу. Где вы видели школу с пандусом? В Москве такая школа, по-моему, всего одна. Может быть, две. По России их можно сосчитать по пальцам одной руки. В результате ребенок в коляске оказывается вне обучения просто потому, что в школе нет пандуса, нет поручней, проемы дверей узкие, и коляска туда пройти не может, не оборудован специальный туалет. 
-         Во всем мире во избежание подобных проблем активно  идет процесс интеграции среднего общеобразовательного и  специального образования. Россия не собирается действовать по примеру западных соседей?
-         В перспективе, конечно, собирается. Всем известно, что ребенок с нарушениями развития, скорее выравнивается в среде нормально развивающихся сверстников. Но пока нам до интеграции далеко. Нужно решить очень много проблем: переподготовить учителей начальной школы, обучить их азам дефектологии, переоборудовать здания, технически оснастить коррекционные классы.  А еще важнее для нас – «переломить» свой менталитет. Инвалид, к огромному моему сожалению, до сих пор воспринимается в нашем обществе как человек второго сорта. Многие родители у нас не хотят, что б их дети учились рядом с детьми-инвалидами, проявляют жестокость порой и сами школьники. Думаю, в этом вопросе инвалидам могут помочь СМИ. Надо больше писать о жизни, проблемах, достижениях этой категории наших граждан. Надо создавать  элементарные условия для того, чтобы инвалид-колясочник, слепой могли передвигаться по городу, пользоваться транспортом, если, конечно, мы хотим быть цивилизованным обществом.  Кроме того, оговоримся, что если говорить об опыте западных соседей (Бельгии, например), то в ходе интеграции у них специальные школы все равно не перестали существовать. Нарушения ведь бывают очень разной степени тяжести. Слабовидящему, слепому, глухому нужно больше времени и для освоения нового материала, и для закрепления пройденного, и на домашние работы. В специальных школах ведь та же программа, что и в обычных. Она просто растянута во времени, но не облегчена. Поэтому сможет ли каждый инвалид учиться в общеобразовательной школе – это очень большой вопрос. Ответ на него дает обычно  медико-психолого-педагогические комиссия, определяющая, в какое учебное заведение направлять ребенка.
-         Татьяна Владимировна, а где готовят специалистов, работающих с детьми-инвалидами, хватает ли педагогических кадров в специальных школах, в то время как в обычных школах их не полный комплект?
-         Педагогов-дефектологов готовят на дефектологических факультетах педвузов по всей стране.  Существуют такие дефектологические специальности: логопедия (работа с детьми с нарушением речевых функций), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми), сурдопедагогика (работа с глухими и слабослышащами), тифлопедагогика (работы со слепыми и слабовидящими)  и дошкольная дефектология (по этой специальности проходят подготовку кадры для работы в дошкольных специальных учреждениях). Всех этих специалистов, как и обычных учителей, не хватает, к сожалению. На дефектологические факультеты высокий конкурс, но далеко не все выпускники идут работать в специальные школы. И я думаю, что решение этого вопроса зависит в первую очередь от государственной политики по отношению к учителям.   Специалисту-логопеду проще и выгоднее работать в частном  медицинском центре, даже в детском саду и условия лучше и нагрузка меньше.
-         Как складывается судьба детей с ограниченными возможностями здоровья после школы? Есть ли у нас в стране вузы, техникумы, работающие с инвалидами?
-         Нужно сказать, что Министерство образования очень волнует судьба тех детей-инвалидов, которые закончили школу. Тут проблем тоже, конечно, хватает, но есть и очень интересный опыт.  МВТУ имени Баумана, например, обучает инвалидов по слуху с 30-х годов прошлого века. Опыт Бауманки -  основополагающий для Министерства образования в этой области.  Выпускников-бауманцев, имеющих нарушения слуха, с удовольствием берут на работу. И они получают достойную зарплату. Инвалиды учатся и в Санкт-Петербургском университете имени Герцена, и в Институте социальной реабилитации Новосибирского технического университета. Кстати, в Новосибирске разработана система непрерывного профессионального образования инвалидов: ребята из школьного коррекционного класса  попадают в спецгруппу в  училище или техникуме, а потом поступают в вуз.   В Красноярском государственном торгово-экономическом институте обучаются инвалиды самой тяжелой категории – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Практически все они  трудоустраиваются. Подчеркну, что Красноярский край – наиболее продвинутый регион в области специального образования. Челябинский государственный университет также обучает инвалидов и сотрудничает в этом важном деле с зарубежными странами, перенимает их опыт. В столице для инвалидов существует Московский гуманитарный институт-интернат. Он открылся в начале 90-х, а учатся там студенты с нарушениями опорно-двигательной системы. Очень интересный опыт есть в Краснодарском государственном университете.  В прошлом году на первый курс художественно-графического факультета КГУ поступила целая группа (10 человек) ребят-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это очень талантливые художники, хотя  некоторые из них имеют возможность рисовать только ногой.  Они сейчас много выставляются. Недавно их выставка прошла в Москве, в стенах Государственной Думы и за рубежом – в Париже.   
Мне очень приятно рассказывать о хорошем, но ради справедливости, надо отметить, что вот такой целенаправленной работой с инвалидами занимаются лишь 15-20 вузов страны.  Все остальные  воспринимают их как просто студентов, не оказывают коррекционной и психологической помощи, не устраняют проблемы архитектурно-планировочной среды. Всего по стране в 229 вузах обучаются студенты инвалиды. Но, в любом случае, это 1-2 человека и, как правило, это инвалиды по общему заболеванию.
-         Какие специальности могут получить сегодня дети с нарушениями интеллекта, для которых путь в вузы и техникумы закрыт?
-         В коррекционных образовательных учреждениях для таких ребят на трудовую подготовку делается серьезный акцент.  Если раньше, в советское время, список профессий, которым обучали умственно отсталых детей, был такой: штукатур, маляр, слесарь, швея, то сейчас это спектр расширяется. Вводятся такие специальности, как вязание, обработка кожи, обувное дело, сельскохозяйственный труд, кожгалантерея. Мы считаем, что  детям с задержкой умственного развития  можно давать еще более востребованные профили обучения, например, такие как садовник. Очень популярная сейчас специальность, не правда ли? Главное, чтобы богатые семьи брали на работу такого человека. В США, между прочим, очень много  выпускников школ для детей с нарушениями интеллекта работают, знаете где? В Макдональдсе! Не так уж много интеллектуальных способностей нужно, чтобы завернуть бутерброд.  В странах Запада работодатели давно поняли, что нанимать на работу инвалида порой даже выгодно. Инвалиды – очень усидчивые, кропотливые люди. Они могут несколько часов выполнять одну и ту же операцию, не требуют слишком больших денег и держатся за свое место. Не каждому здоровому это под силу: одну и ту же  строчку на наволочке целый день строчить. А эти ребята могут и будут это делать с удовольствием. И строчка будет у них выходить ровная и наволочка красивая!