«Акведук» для тактического звена
Связь всегда была ключевым звеном системы управления в армии. Без нее невозможны скоординированные действия частей и подразделений, часто от четко действующей связи зависит жизнь и здоровье людей. В последние годы в сообщениях СМИ, чаще всего – в материалах о Чечне, приходится слышать, что средства связи российских Вооруженных Сил безнадежно устарели. Проблема оснащения армии радиостанциями – одна из частных в общей задаче обновления вооружения и военной техники в ВС РФ.
На протяжении всего минувшего десятилетия войска связи фактически не получали новой техники. Между тем, в 70-80-е годы отечественная военная связь по своим характеристикам практически не уступала налогам иностранных армий. А научно-технический задел в таких областях, как спутниковая связь, шифровальная аппаратура, использование цифровых методов обработки сигналов даже опережал зарубежные разработки. Надо отметить, что военная доктрина СССР предусматривала прежде всего подготовку к «большой войне» с НАТО, поэтому в деле развития средств военной коммуникации основное внимание уделялось оперативному и оперативно-стратегическому звену, то есть «генеральскому» уровню. Все работы в тактическом звене – отделение-взвод-рота-батальон финансировались по остаточному принципу. Ведь предполагалось, что эти подразделения будут «винтиками» войны, их задача – действовать в составе традиционных группировок.
Однако реальности 90-х годов оказались совсем иными. В локальных конфликтах подразделения тактического звена чаще всего действуют автономно и надежная связь с вышестоящим командованием, соседями, с авиацией им жизненно необходима. Существовавшие в войсках радиостанции не удовлетворяли современным требованиям по своим габаритам, массе, дальности действия, качеству связи. Со всей очевидностью это продемонстрировала первая чеченская кампания. Маленькие, помещающиеся в карман «Кенвуды» и «Мотороллы» боевиков оказались удобнее и эффективнее больших зеленых «чемоданов» Р-159, которые таскали за плечами радисты российской армии. Кроме того, армия и другие силовые структуры не были обеспечены средствами шифрования переговоров, в результате чего чеченцы могли полностью контролировать радиопереговоры «федералов».
В последние годы ситуация значительно улучшилась. В войска, прежде всего, в группировку в Чечне, начали поступать средства связи нового поколения. Прежде всего, это радиостанции семейства «Акведук». Самая маленькая из них имеет мощность 0,1 Вт и выдается снайперам, гранатометчикам, пулеметчикам. Масса рабочего комплекта такой станции – не более 600 грамм. Она имеет дальность действия 2-3 км на открытой местности, на возвышенности - до 5 км. Это обеспечивает слаженную работу солдат в первичных воинских подразделениях – отделениях и расчетах. В отделении используются «Акведуки» мощностью 0,5 Вт, которые гарантирует связь до 7 км. Есть более мощные «Акведуки», обеспечивающие связь в звене взвод-рота-батальон. На танках, БМП и БТРах устанавливаются станции мощностью 50 Вт и дальностью действия до 30 км. Все эти станции штатно оснащаются системой маскировки речевой информации, то есть, постороннему понять переговоры военных уже невозможно. Засекречивающей аппаратурой обеспечены и старые радиостанции, сохраняющиеся пока в войсках. Кроме того, в Чечне развернута и военная сотовая сеть «Гранит».
Вне театра боевых действий важным направлением развития военных средств коммуникации стало использование спутниковых каналов передачи информации. Наиболее востребованными они оказываются для связи с группировками, дислоцированными за пределами России: в Таджикистане, Абхазии, Армении…
Пожалуй, лучшим подарком военным связистам в их профессиональный праздник стало бы известие об ускорении процесса всеобщего перехода на новые радиостанции, спутниковые и сотовые системы. Однако форсировать этот процесс вряд ли удастся. Тем не менее, связисты продолжают в полном объеме выполнять поставленные перед ними задачи как в мирной, так и в боевой обстановке.
ПО ИНФОРМАЦИИ МИНОБОРОНЫ