НОВОСТИ


Военная тайна на выборах

Руслан Сергеев, Саратов
Ранним воскресным утром 1 июня 2003 года около 800 военнослужащих одной из воинских частей Саратова были переброшены из казарм в условную точку сосредоточения, где приняли участие в локальной операции по защите конституционных прав граждан, закончившейся полной военно-политической победой армии над правом и над гражданами. Однако до последнего времени по причине полной секретности операции никто, из непосредственно причастных к операции лиц, не отваживался назвать имена героев.
На выборах в органы местного самоуправления, в отличие от федеральных, в голосовании могут принимать участие не все граждане Российской Федерации, а только проживающие, или, как любят уточнять сотрудники милиции, зарегистрированные на территории данного муниципального образования. В нашем случае - на территории города Саратова. Не делает исключения федеральный закон и закон Саратовской области и для военнослужащих.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона Саратовской области «О выборах в муниципальные органы местного самоуправления» и п.5 ст. 17 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей». Коротко и ясно, и смысл этого ограничения понятен любому избирателю. Но только не саратовским избирательным комиссиям - территориальной (городской), окружной (районной) и послушным участковым. В нарушение закона в голосовании на одном из избирательных участков приняли участие практически все курсанты и военнослужащие срочной службы одного из военно-учебных заведений Саратова, руководство которого, не мудрствуя лукаво, чохом включило в списки для голосования и «местных» и призванных из дальних городов и весей.
Кроме того, что совершенно незаконным являлся уже сам факт участия большинства «неместных» военнослужащих в голосовании, была еще и грубейшим образом нарушена, предусмотренная законом процедура составления, и передачи списков избирателей-военнослужащих а избирательную комиссию, а заодно и процедура передачи бюллетеней для голосования от окружной избирательной комиссии в участковую. И что вы думаете? Чихали на закон и военные начальники и их избиркомовские коллеги. Списки для голосования появились на избирательном участке только в день голосования. Принесли их с собой, а затем унесли офицеры, руководившие голосованием своих подчиненных. На устные вопросы и письменные жалобы возмущенных кандидатов и их наблюдателей, обращенные к участковой, окружной и территориальных комиссий, последние невозмутимо отвечали, что списки для голосования военнослужащих являются строго секретными и видеть их никому нельзя. С непередаваемым пафосом «защитники демократии» как заклинание твердили: «Никто и ничто не может лишить военнослужащих избирательного права!». А никто и не лишал, но об этом избиркомы предпочитали не говорить.
Что касается количества передаваемых бюллетеней для голосования, то, как заявила на заседании окружной комиссии, посвященной рассмотрению жалобы кандидата в депутаты коммуниста Александра Сидоренко, ее председатель Курьянович И.И., «лишние» бюллетени были позаимствованы из «лимита» других комиссий. Вот вам и закон с жесткими требованиями о строгом учете и точном подсчете. Естественно, в официальном ответе на жалобу окружная избирательная комиссия лукаво опустила все свои устные аргументы и односложно, не мотивируя решения, в удовлетворении жалобы отказала.
Тогда законопослушный кандидат в депутаты обратился с заявлением об отмене итогов голосования в суд, указав в заявлении не только «военную тайну», но и другие грубейшие нарушения избирательного законодательства.
Суд принял соломоново решение: отменил результаты голосования, на злополучном избирательном участке, где «повоевали» военные, но не отменил результаты выборов в целом по округу - нарушений маловато. На суде попутно выяснилось, что никакой военной тайны списки избирателей-военнослужащих не являются. В нашей истории победителем оказался скромный кандидат в депутаты, а по совместительству - главный саратовский газовый начальник.