СТАТЬИ


ЕСЛИ В КРАНЕ НЕТ ВОДЫ…

Егор ХОЛМОГОРОВ
Красно-жёлтошапочная революция продолжается уже не только в автономном районе Тибет, но и в соседней с ним провинции Сычуань:
«В автономном округе Ганьцзы провинции Сычуань, который населяют в основном буддистские монахи, произошёл вооруженный инцидент. В здание префектуры городка Дунгу летели палки, камни и другие тяжелые предметы. Местный чиновник получил тяжёлые травмы и был госпитализирован. Полиции пришлось стрелять в воздух. Лишь после этого беспорядки сошли на нет. В конце марта в Ганьцзы разгоряченная толпа, которая требовала дать независимость Тибету, убила китайского стража порядка».
В этой географии протестов и состоит, собственно, главная загвоздка тибетского вопроса. Требования сторонников восстановления буддийской теократии Тибетом (в его нынешних административных границах) не ограничиваются. Они претендуют на, так называемый, «Большой Тибет», то есть на области, который самими тибетцами называются Амдо и Кхан, а для китайцев это составные части провинций Цинхай и Сычуань.
Если вы посмотрите на карту, то сразу же поймёте, что без большой войны Китай эти области не отдаст (если не развалится, конечно, как в 1991г развалился СССР, а с Китаем такое тоже время от времени случается). В провинции Цинхай расположен исток кормящей половину Китая великой реки Хуанхэ, а провинцию Сычуань и Тибетский автономный район разделяет река Цзиньшацзян, она же Янцзы, то есть кормилица другой половины Китая.
Тибетцы традиционно считают верховья Хуанхэ и Янцзы частью Большого Тибета и требуют автономии в соответствующих границах. В этом случае независимый Тибет превратится в страшную силу, сосредоточив в своих руках контроль над водоснабжением Индии (верховья Инда и Брахмапутры) и Китая (верховья Хуанхэ и Янцзы).
Как тибетцы будут этим пользоваться, они, в общем-то, не скрывают: «охрана экологии Тибета» заявлена Далай-Ламой в качестве одного из пунктов его мирных требований, выдвинутых (к чему бы это?) в ходе его визита в США ещё в 1987г. Контролируя при помощи своего сателлита водоснабжение Индии и Китая, американцы, конечно же, свяжут и Индию, и Китай по рукам и ногам.
Нам-то, скажете, какое горе? Да, можно сказать, никакого. За исключением того, что Далай-Ламу контролируем не мы. Хотя такая возможность была, предыдущая инкарнация Бодхисаттвы Авалокитешвары – Далай-Лама XIII очень надеялся на помощь России в создании независимого от Китая Тибета, вёл переговоры с русскими миссиями и даже сбежал от английского вторжения в Монголию, поближе к России. Но Россия проиграла английскому союзнику Японии русско-японскую войну и от больших восточных планов вынуждена была отказаться. В итоге должность «главного друга» Тибета закономерно заняли американцы.
Разумеется, для России в таком раскладе ничего хорошего нет. Режим далай-лам, возникший в Тибете в XVII веке, образовался, прежде всего, при помощи монгольских народов Великой Степи (конкретней – предков нынешних калмыков). По сути, далай-ламы были духовными императорами монгольских народов и превратились бы в императоров мирских, если бы одновременно не была на подъеме великая китайская империя Цинь, возглавляемая воинственной и прекрасно разбиравшейся в степных делах манчжурской династией. Сейчас большинство этих народов входит в состав России, исключение составляют жители Монголии. Однако и в Туве, и в Калмыкии, и, в меньшей степени, в Бурятии, существуют и достаточно опасные сепаратистские настроения.
Нетрудно вообразить, что начнётся, если далай-ламы вернутся в лхасский дворец Потала на своих, а не на китайских условиях, если на карте мира появится под патронажем США независимое или полунезависимое ламаистское государство.
Тибет – древнейшая в истории демонократия, опыт человеческих жертвоприношений в которой восходит ещё к неолиту. На свете есть народы, которые верят в своё происхождение от бесов; есть народы, которые верят в своё происхождение от обезьяны, как об этом учил гуру Дарвин. Но есть только один народ, который совместил две эти генеалогии тибетцы. Они считают, что жители Тибетского нагорья произошли от брака горной демоницы и самца-обезьяны (впрочем, сами буддисты настаивают, что это был обратившийся в обезьяну Авалокитешвара). Традиционная тибетская религия – это религия договора с чертями и использования их в своих целях. И тибетский буддизм отличается от этой религии тем, что тибетские учителя своей магической силе подчинили здешних демонов и заставили их служить целям учения. Но, как справедливо замечали отцы нашей традиции – можешь думать, что демоны служат тебе, а на самом деле ты служишь им…