СТАТЬИ


РОССИЯ – ЕВРОПА. ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ ВОСТОРГИ И СОВЕТСКИЙ РАЙ.

Сергей Хелемендик, «Преко?», Словакия
В 1988г в университетской библиотеке в Братиславе читал пожелтевшие страницы чехословацких газет 1968г, и они поражали моё молодое воображение. В каждой статье – трескучая похвала успешному советскому опыту, СССР представал как обетованная земля, почти рай на земле, где всё стерильно правильно и будет правильно всегда. Огромное дерево со сдобными булками, а под ним лежит с открытым ртом «уже построивший социализм», счастливый своими завоеваниями увалень советский народ и ловит булки на лету зубами.
Напомню, в самой социалистической Чехословакии урожаи зерна, несмотря на довольно скудные местные почвы, в то время были близки к финским или немецким, то есть превышали советские показатели в несколько раз. ЧСФР была страной, где в любом магазине присутствовали десятки сортов своих, чехословацких колбас и сыров, которые были не только лучше сегодняшних «свободных-рыночных», но и заметно дешевле.
Замороженное мясо в магазинах ЧСФР не существовало как категория, всё мясо по советской терминологии было «парное». Феномен советского «замороженного мяса» был недоступен пониманию, посетившие СССР лично простодушно недоумевали: зачем же вы мясо морозите? Тем более если его мало – ешьте сразу, свежее.
В Чехословакии многочисленные тогда туристы из СССР сходили с ума от возможности купить на обмененные 300 руб столько, сколько у себя на дома не купишь за тысячу.
Уже тогда я ломал себе голову: славословия в адрес СССР накануне вторжения советских танков – это слабоумие или издевательство? Эти воспоминания 20-летней давности становятся всё актуальнее не только в Словакии и Чехии или, скажем, Венгрии и Польше. Они, как вещий сон, предсказывают скорое будущее, которое выглядит как перевёрнутое вверх ногами прошлое.
КТО РАССКАЖЕТ ЕВРОПЕ ПРАВДУ О РОССИИ?
Договоримся сразу, маленькие правды у всех разные и их не счесть, а вот большой Правды в жизни столько же, сколько Счастья. То есть очень мало. У многих и вовсе нет, так и мучаются без большой Правды.
Но Бог с ней, с Правдой. Правильнее задать другой вопрос: кто в Европе хочет рассказывать о России, желательно – красиво, ярко, интересно? Или просто как-нибудь расскажет – но о России? Пусть не правду, пусть картинку покажет хотя бы, хоть чуть-чуть похожую на правду.
Ответ простой – не расскажет никто и никогда. Почему так безнадежно? Потому что европейские авторы не знают, не умеют, не хотят. И ещё очень боятся сказать что-то не то. Ситуация та же, что и во времена советского блока из «стран народной демократии». Тогда нельзя было написать, что каждый рабочий в ФРГ может купить себе машину, если захочет. А сейчас нельзя показать лоснящийся от роскоши центр Москвы – зрелище колоритное и объективно более интересное как раз для «потребительской» Европы, чем для аскетичной Вологодчины. Но вот нельзя показывать, как эти русские потребляют роскошные французские аксессуары по нескромным московским ценам. Несколько лет в виде эксперимента пытался расколоть руководителей словацких телеканалов, в том числе коммерческих и «независимых», на простую вещь. Просил их: друзья, покажите вечерние улицы Москвы. Никакого текста не надо, музыки тоже, посылать в Москву никого не нужно – дам готовый клип. Отказываются, и отговорки их нелепы.
Здесь нужно пояснить, что Словакия – страна небольшая, все друг друга знают, с каждым из нескольких медийных боссов этой небольшой страны у меня многолетние вполне добрые отношения. Но добрые не настолько, чтобы уговорить две минуты показать залитые мишурным неоновым светом московские улицы. Вот Тайм-сквер в Нью-Йорке – пожалуйста!
НАСКОЛЬКО РОССИЯ ИНТЕРЕСНА ЕВРОПЕ?
Это тоже важный вопрос, ответить на который не трудно. Россия Европе в принципе не интересна, Европе неинтересно почти всё, что непосредственно не касается чувствительных мест всё более унифицирующегося европотребителя – а именно брюха, кармана, лечения и ещё детского инстинкта подсматривания в замочную скважину, из которого бульварные СМИ победоносно выдаивают фантастические деньги.
Сегодняшний средний европеец по своему менталитету удивительно близок к тому, что в чеховские времена описывалось словом мещанство, к которому почти всегда прибавляли непереводимый на европейские языки эпитет пошлое. Этому среднему европейцу давно не интересна и сама Европа – что уж тут вздыхать о далёкой России. Его информационные потребности просты, если не сказать примитивны, легко управляемы и весьма эффективно контролируются. Потребности уже почти подогнаны под глобалистический стандарт, стремящийся к тому, чтобы все новости в конечном итоге производило одно планетарное Министерство Правды. А произведенные китайцами шмотки все люди дружно покупали в одном глобальном «Теско».
Среднему европейцу требуется совсем немного – ему нужно слегка пощекотать нервы трупами на дорогах, скандалами и убийствами (которых в мирной Европе хронически не хватает). Потом конструктивно заинтересовать социальной тематикой, а на десерт дать возможность, не отходя от телевизора, от души сказать вслух много раз и всем вокруг, что политики это грязные продажные свиньи, а политика – свинство.
Сказать громко, смело и гордо – в семье, в пивной, на работе, – и так использовать свое святое демократическое право возмущенно поворчать, наблюдая снизу, как самозабвенно чавкают там наверху, у корыт эти свиньи-политики. И ещё тихо помечтать на тему: а ведь и я бы так мог, ведь я ничуть не хуже их, грязных и продажных. В виде особого лакомства среднего европейца можно побаловать педофильными скандалами бельгийского производства вперемежку со старыми американскими фильмами. Вот и всё, собственно.
Если читателю покажется вдруг, что примерно так же выглядит средний россиянин, я буду с ним спорить и легко одержу верх. Информационное поле среднего россиянина отличается от европейского так же сильно, как хаотичная, полная опасностей и приключений ночная Москва от засыпающего в 8 вечера пряничного Нюрнберга. Эти отличия обязательно станут темой для отдельного сочинения.
В России не просто больше потоков информации разных видов. Всё серьезнее – средний россиянин есть объект сложной, целенаправленной и в последние годы всё более успешной Стратегии Массовой Коммуникации, далеко выходящей за рамки пошлой продажи всего, что продается. Среднего россиянина целенаправленно ведут куда-то, причём в путинскую эру ведут уже не злобные старички бжезинские, а свои родные мифотворцы. Хорошо ли ведут, в нужном ли направлении – оставим судить историкам. Важно, что ведут, что у России появилась стратегия национального мифотворчества, как есть она у США, Ирана или вождя Венесуэлы Уго Чавеса.
А вот в Европе всего этого нет – никаких стратегий, кроме рекламно-маркетинговых. СМИ нудно обслуживают крепчающий потребительский маразм и никуда не ведут европейцев уже только потому, что это недемократично и даже тоталитарно.
Считается, что европеец уже до мозга костей пропитался демократическими ценностями и обязан верить в грядущее процветание ЕС сам по себе, как бы на автопилоте. Даже когда какие-то смуглые мальцы сжигают в новогоднюю ночь у него на глазах его любимую машину. И пусть никто не смеет его, такого зрелого и пропитанного ценностями, куда-то вести.
А если европеец не верит в грядущее процветание ЕС – между прочим, единственное масштабное и очень неубедительное мифотворческое построение сегодняшней Европы?
«Бывает и такое, в семье не без урода! – ответят вам дежурные европейские политологи. – И пусть дальше не верит, это его святое право. Мы и сами-то верим не очень, то есть очень не верим».
Европа – царство победившего в сфере СМИ либерализма, который в силу своей деструктивной природы все вокруг себя разлагает и ничего не созидает. То есть безверие производит в избытке, но вот во что верить, не предлагает.
РОССИЯ – В СКУЧНОЙ КАТЕГОРИИ
Вернёмся, однако, к среднему европейцу и его эфемерной коммуникации с таинственной Россией. А где вообще Россия в мире такого европейца? Да нигде, вернее, почти нигде.
Россия, как и многое другое, попадает в категорию «международная политика», категорию из числа последних. Какой-нибудь новый любовник старой жены Саркози, появившись на первых страницах газет, засыпает собой всю «международную политику», как снежная лавина погребает под своей массой одинокого лыжника.
Это русские читатели заняты вопросами Косова, Балкан, Ирана, курдов, а ещё переживают на тему вечного расчленения Бельгии, которого снова, оказывается, не будет. А вот бельгийцам все это откровенно по барабану. И даже обещанное расчленение собственной родины им набило оскомину - все обещают, но никак не расчленят.
Россия начинает сиять в европейском информационном поле только, когда какого-нибудь олигарха запрут во французский обезьянник вместе с русскими девочками, которые якобы нагло продаются на глазах у целомудренной французской молодежи. Или когда Абрамович купит очередную яхту и на ней привезет нового игрока «Челси» миллионов за 50. Или Путин снимется с обнаженным торсом в ковбойской шляпе.
Иными словами, всегда и везде, где Россия проходит в рубрике «жёлтые новости» по русской терминологии или бульварные по европейской, и происходит это краткое и весьма своеобразное знакомство среднего европейца со своим огромным восточным соседом.
Даже новости о нефти и газе не вызывают особого интереса у трудящихся европейских масс, ибо это снова международная политика, которая их реальной жизни пока как-то заметно не коснулась. Даже если в Лондоне отравят агента Литвиненко – это опять политика, то есть скука. Труп, конечно, он всегда труп, вещь в бульварном понимании, бесспорно, наваристая. Но зачем все эти скучные разговоры, ругань, демарши! Надоедает быстро, помнить всё нужно, нить событий в голове держать.
Другое дело в солидном таблоиде, где каждый день появляется по свежему, понятному, интересному трупу, каждый день с утра выдается доза скромной человеческой радости. Кого-то задавили, зарезали, застрелили. А вот меня пока нет! Интересно, если вдруг свежие трупы кончатся, что будут делать жёлтые гиганты СМИ? Наверное, начнут производить их своими силами – не останавливать же конвейер по производству таблоидно-бульварной жвачки вкуса гнилой клубники.
ОПЫТ СОВЕТСКОГО ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВА
Возможно, в России несколько преувеличивают значение «русских» информационных поводов для европейских СМИ. Даже когда Путин произнесет принципиальную с точки зрения России речь в Мюнхене, европейские СМИ подадут её как заурядную реплику, одну из многих. То есть русские СМИ трубят, как слоны, но их трубный глас в Европе не слышен, а европейские СМИ скребутся тихо, как мыши.
Почему это так? Наверное, потому, что предоставлять собственное информационное пространство президенту России не входит и никогда не будет входить в планы владельцев доминирующих СМИ в Европе. И это в принципе нормально.
Важно, чтобы Россия научилась адекватно оценивать силу и качество информационных сигналов на русскую тему в европейских СМИ, чтобы не повторялся советский синдром втирания очков самим себе. Когда ежедневная газета «Правда», выходившая миллионными тиражами, бесконечно цитировала прогрессивную английскую прессу по любимому источнику – газете английских коммунистов «Морнинг стар», главными покупателями которой были советские студенты и школьники, изучающие английский язык.
И английские коммунисты, и их газета содержались на советские деньги и являли собой сообщество успешных очковтирателей первого звена, генерировавших фальшивые информационные поводы, которые подхватывали очковтиратели этажом выше. В результате дорогой Леонид Ильич раз в 5 лет позволял генсекам западных компартий поцеловать свою щедрую руку – и международное коммунистическое движение в Европе жило дальше, неспешно и сыто.
Всё это Россия уже проходила в советскую эпоху. Крохотная американская «Дэйли уорлд» - тоже орган компартии – бесстрашно критиковала американский империализм прямо в его зверином логове, и критику эту советские СМИ разносили по волнам эфира чуть ли не на ста языках. Но смысла во всем этом не было.
Сегодняшние мифотворцы России должны качественно, до самой сути понять и прочувствовать настоящий смысл нынешней эпохи – борьба за власть в демократическом мире – это борьба за владение СМИ. Этот тезис справедлив уже и для самой России, но с некоторыми существенными поправками. Для Европы же он справедлив на 100%, а через пару лет будет справедлив на все 150%.
Конечно, уметь пользоваться СМИ, которыми владеешь, вопрос огромного значения. Вопрос стратегический и тоже решающий. Искусство, в котором алгебра и гармония сливаются друг с другом в экстазе и получается телемонстр планетарного воздействия со скромным названием «Первый» и уникальной аудиторией в сотни миллионов. Но чтобы вопрос, как пользоваться, возник, нужно сначала иметь СМИ. Для рагу из зайца нужен заяц.
РОССИЯ НЕ ВЛАДЕЕТ СМИ В ЕВРОПЕ
Возможно, Россия ещё до этого не дозрела. Если быть скромнее и довольствоваться малым, то слава богу, что Россия вытесняет, и вполне успешно, чужие СМИ из своего информационного поля. Это тоже было совсем непросто и заняло несколько лет.
Украина сегодня это некий полигон, на котором русская политика может прочувствовать на грустном опыте братского народа, что это значит, когда один из доминирующих украинских телеканалов «1+1» оказывается в руках американцев.
Янки имеют в Европе свои информационные крепости, бастионы, группы захвата и даже иностранные легионы. И от всех этих завоеваний янки в Европе получают колоссальные дивиденды не только в политике, но и просто в грубых деньгах. 15 лет назад в Центральной и Восточной Европе у янки не было ничего – сегодня медиа-империя со штаб-квартирой в багамском налоговом рае, с оборотом в несколько миллиардов долларов, суммарной аудиторией 90 млн человек.
Например, в Словакии американское телевидение «Маркиза» свергало «прорусского диктатора» Владимира Мечара, раскручивало проамериканского «демократа» Микулаша Дзуринду, прямо создавало и строило несколько вспомогательных политических проектов, превратившихся с помощью этого телевидения в парламентские партии одноразового использования. «Маркиза» героически боролась за вступление Словакии в НАТО, несмотря на массовое неприятие словаками этой идеи. И не просто боролась - победила, после чего вдруг выяснилось, что победоносная евроинтеграция Словакии обеспечила почему-то не европейским, а американским фирмам право первой ночи в словацкой приватизации.