СТАТЬИ


ГИБЕЛЬ ВИЗАНТИИ. УРОКИ ИМПЕРИИ

Из статьи Анастасии Ермолиной, «Русский журнал»
Исчезнувшая империя
Российский зритель, привычно щёлкая пультом поздним вечером, тщетно пытаясь выбраться из-под лавины детективных сериалов и однотипных ток-шоу в поисках передачи, хоть немного отягощённой смыслом, в итоге, как правило, с раздражением выключает телевизор. На этом фоне очень необычно выглядела премьера документального фильма "Гибель империи. Уроки Византии" на телеканале "Россия" в прайм-тайм 30 января ("по просьбам зрителей" показ фильма повторили утром 9 февраля).
Кстати, для тех, кому до сих пор не удалось посмотреть: фильм уже появился в продаже, в интернете доступна видеозапись, а на нескольких сайтах (pravoslavie.ru, hramina.ru, pravmir.ru) опубликован транскрипт.
Идея фильма принадлежит священнику, настоятелю московского Сретенского монастыря архимандриту Тихону (Шевкунову). По его словам, он давно интересуется историей Византии и убеждён, что в свидетельствах прошлого можно найти множество параллелей с нынешним положением России. На протяжении почти года в написании сценария отцу Тихону помогали два историка-византолога. Идею поддержал руководитель телеканала "Россия" Олег Добродеев. В результате получился качественный культурный продукт, снятый, как это признают даже критики фильма, незаурядными, талантливыми людьми. Картина стала событием, решительно не вписывающимся в формат отечественной теледокументалистики – ярким, запоминающимся.
Хотя раскруткой проекта телеканал занимался неактивно (анонсы в межпрограммном пространстве госканала начались за неделю до премьеры), фильм собрал большую аудиторию (примерно 22% от числа тех, кто находился у телевизора), вызвал множество откликов, став темой споров в СМИ, затмив вялотекущий разбор предвыборных платформ претендентов на президентское кресло. После повтора картины в программе "Национальный интерес" состоялась острая дискуссия создателей кино с оппонентами.
Казалось бы, откуда такой интерес к реконструкции событий давно минувшего? Тем более, что история Византии для большинства наших соотечественников, по сути, неизвестна, и вряд ли, попросив прохожих на улице назвать навскидку хотя бы 2-3 имени византийских императоров, вы получите вразумительный ответ.
I
Исторический опыт Византии преподнесён зрителю как злободневный и актуальный. Падение одной из величайших мировых цивилизаций – сильной, жизнеспособной империи, сумевшей создать на огромной территории, где проживала шестая часть населения земли, стабильную политическую и экономическую систему, развитое правовое государство, передовую систему образования, способствовавшую расцвету наук и искусств, – урок для России.
Отчего мощная империя после тысячелетнего непрерывного существования пала под натиском турок и была полностью уничтожена? У авторов фильма своя версия.
По их мнению, катастрофические последствия для византийской экономики имела утрата государством контроля над торговлей, финансами и промышленностью путём передачи основных экономических рычагов в руки европейских предпринимателей. Это способствовало грандиозному неконтролируемому оттоку капитала на Запад в развивающуюся Европу. По словам создателей фильма, "именно несметными богатствами Константинополя был выкормлен монстр ростовщической банковской системы современного мира". Иностранные коммерческие предприятия, как паразиты, высосали почти все ресурсы из экономики государства и фактически стали её хозяевами.
Проблемой стали коррупция и произвол олигархов. Эти явления всегда существовали в Византийской империи, но обычно жёстко контролировались: проворовавшихся чиновников наказывали и ссылали, попытки давления предпринимателей на власть резко пресекались. Неуправляемой ситуация стала тогда, когда в государстве возник соблазн заменить кажущуюся неповоротливой и неэффективной бюрократическую машину "более гибким" правлением нескольких человек, при том, что функции государства сводились к минимуму. Это привело к серии затяжных политических кризисов.
Сильно подрывала государство частая смена императоров и, следовательно, перемена политического курса. В условиях нестабильности, отсутствия преемственности во власти (когда правители, бывало, менялись каждые 4 года) крайне сложно было проводить крупномасштабные государственные проекты, рассчитанные на десятки лет.
Одним из лучших правителей Византии в фильме назван Василий II – император, последовательная политика которого позволила значительно укрепить могущество и авторитет Византии. Человек, принявший в наследство от прежнего властителя практически полностью разрушенную страну, "жёстко выстроил вертикаль власти, разгромил сепаратистское движение на окраинах, подавил мятежных губернаторов и олигархов... провёл "чистку" в правительстве, конфисковал в казну огромные наворованные суммы".
Возродив из праха экономику страны, император Василий II оставил своему преемнику своего рода "стабилизационный фонд", предназначенный для военной реформы и укрепления обороноспособности Византии. Но планы не сбылись. Достойного преемника не нашлось, управление страной перешло в руки слабого и подверженного влиянию ближайшего окружения наследника, что привело к растрате стабилизационного фонда, провалу военной реформы, ожесточённому переделу власти между отдельными олигархическими кланами и в конце концов к разложению византийского общества.
На общей нестабильности умело спекулировали "беглые олигархи", из-за границы плетущие интриги для свержения нелояльного правителя и утверждения на престоле "своего" императора-марионетки. Фильм повествует об одном из таких "авантюристов", жившем в XV веке, – бежавшем из Византии и получившем политическое убежище в Риме некоем Виссарионе, "средней руки учёном, беспринципном политике и гениальном интригане, который из Рима координировал всю оппозицию в Константинополе".
Ещё одной незажившей раной на теле Византийской империи стал национальный вопрос. Продолжавшееся долгие века мирное сосуществование греков, армян, сирийцев, славян, арабов, германцев в рамках единого государства прервалось, когда была забыта основа, которая их объединяла, – христианство, говорившее о равном достоинстве всех людей перед Богом. В стремлении подражать Европе, где государства, в отличие от Византийской империи, строились на этническом принципе и были мононациональными, просвещённые византийцы, а точнее, византийские греки, бывшие государствообразующим народом в Византии, подхватили идею нации, а затем и национального превозношения. Так идея империи была заменена националистической идеей, что уничтожило целостность государства и значительно облегчило задачу завоевания Византии для её врагов.
Национальная рознь дополнялась сепаратизмом областей и провинций, дисбалансом между столицей и остальными городами и территориями государства. Константинополь утопал в роскоши, однажды бурную деятельность столичного градоначальника по строительству многоэтажных домов пришлось останавливать специальным императорским указом, а провинции задыхались от налогов и погибали от нищеты.
Демографический кризис быстро позволил чуждым империи народам, придерживающимся совершенно иных обычаев, относящимся к Византии не как к родине, а как к выгодному трофею, вытеснить коренное население.
Но все эти беды, по убеждению авторов фильма, не смогли бы сломить великую империю, если бы не был сломлен дух народа. А это произошло тогда, когда пренебрегшее собственными, проверенными веками традициями византийское государство стало поклоняться западным ценностям. Искажение своей истории, осмеяние веры, забвение культуры привели к тому, что люди утратили представление о том, ради чего они живут, в государстве чрезвычайно распространились апатия, депрессия, алкоголизм и самоубийства. Завершающим ударом стала уния православной церкви Византии с католическим Римом – потрясение для людей, свято веривших в необходимость хранить в чистоте истинную веру. Была предана самая драгоценная святыня Византии, смысл её существования. Гибель империи стала закономерной.
Извлечет ли урок из печального исторического опыта Византии современная Россия?
II
Сразу же после показа фильма в адрес архимандрита Тихона и его коллег посыпались упреки в преднамеренном искажении византийской истории в угоду конъюнктуре. Либеральные СМИ назвали фильм "образцом нового российского агитпропа". Кого-то удивила, у кого-то вызвала ироничную улыбку (мол, "понятно, откуда уши растут"), кого-то привела в негодование откровенность приведённых автором фильма намеков на действующего пока президента Путина, мэра Лужкова, политического изгнанника Бориса Березовского и другие аналогии.
Максим Шевченко, главный редактор журнала "Смысл", телеведущий: "Я считаю этот фильм блистательным образцом постмодернистского искусства, когда берётся один концепт и преподносится таким образом, что все позиции, которые этот концепт ставят под сомнение, объявляются вражескими. Это такая большая игра. И архимандрит Тихон, человек больших художественных дарований, с этой игрой справился на "шесть с плюсом". Если рассматривать фильм с точки зрения исторических фактов, это откровенная фальшивка и подтасовка. Но как политический манифест, призыв к порядку и строгости, – картина доброкачественная".
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татьяны при Московском университете, профессор Московской духовной академии: "Я отчасти знаком с дискуссией вокруг фильма, и меня удивляет, что как сторонники, так и критики картины не замечают или не хотят замечать жанровой принадлежности этого произведения. Это не академический документальный фильм об истории Византии, это не передача на телеканале "Культура", посвящённая достопримечательностям Константинополя, не просветительский сюжет вроде тех, что транслирует ББС.
Фильм отца Тихона Шевкунова – это, несомненно, политический памфлет, который исходя из этого и нужно оценивать. Ничего удивительного, ничего принципиально нового в этом жанре нет. Вспомним хотя бы Джонатана Свифта, которого русский читатель знает в основном как автора "Путешествий Гулливера", но известного также в качестве мастера политической сатиры".
III
Михаил Тюренков, политический аналитик агентства "Сальвадор Д": "Сам выход в свет фильма "Гибель империи. Уроки Византии" показывает, что идея симфонического взаимодействия Русской православной церкви и власти даже в нынешнем секулярном обществе не является столь утопичной, как это кажется на первый взгляд. Вопрос лишь в том, смогут ли церковные и государственные власти осознать свою равную ответственность перед Богом за тот народ, сберечь который им суждено".
Ходит слух, что архимандрит Тихон (Шевкунов) является духовником Владимира Путина. Известный автор трудов, посвящённых современной истории Русской православной церкви, Николай Митрохин пишет, что отец Тихон – лидер "фундаменталистской группировки", составляющей общину Сретенского монастыря, он возглавляет крупнейший в РПЦ медиахолдинг, включающий монастырское издательство, журнал "Русский дом", одноименную передачу и популярный интернет-сайт "Православие.ру".
Сложно оценить достоверность подобной информации. Доступные источники повествуют о биографии отца Тихона так:
Архимандрит Тихон (Шевкунов Георгий Александрович) родился в 1958г в семье медиков, русский. Окончил сценарный факультет ВГИК по специальности "литературная работа". Затем стал послушником Псково-Печерского монастыря, после 9-летнего послушничества у старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) принял монашеский постриг. Работал в издательском отделе Московской патриархии. С 1994г наместник Сретенского монастыря. Сопровождал Путина в частной поездке в Псково-Печерский монастырь в августе 2000г, также осенью 2003г сопровождал Путина в США, где Путин передал приглашение патриарха Алексия II предстоятелю Русской зарубежной церкви митрополиту Лавру посетить Россию.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татьяны при Московском университете, профессор Московской духовной академии: "Об отце архимандрите Тихоне могу сказать, что он человек абсолютно искренний и абсолютно неангажированный. Если при этом его личные, выношенные взгляды совпадают со взглядами людей, которые сейчас определяют государственную политику, то это не потому, что он под них подстроился, а потому, что их взгляды каким-то образом пришли в соответствие с позицией отца архимандрита ".
Если судить по фильму, то в нем явно просматривается определённая критика по отношению к действующей власти.
Егор Холмогоров, публицист: "Фильм отца Тихона я оцениваю очень высоко. Это замечательное соединение проповеди и памфлета на очень интересном историческом материале. При этом визуальное решение настолько удачно и необычно, что является действительно новым словом в нашем телевизионном искусстве. Именно этим – убедительностью и высоким качеством, почти гипнотизирующим ощущением достоверности и злободневности – фильм и обязан той агрессивной критике, которую развязали против него и либеральные идеологи, и наши псевдовизантинисты.
Почему "псевдо"? Да потому, что нельзя заниматься изучением Византии без самого главного, без искренней веры в то же, во что верили византийцы – веры в учение православной церкви. Без этого центрального звена наша "византинистика" превращается в не более чем игру европейских эстетов, такую же, как изучение "загадочного Тибета" или "таинственной Индии".