СТАТЬИ


ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОИЗВОЛ

24 апреля состоялось совещание при Главном Федеральном инспекторе по Саратовской области по вопросу соблюдения прав граждан в градостроительстве.
Совещание было организовано по инициативе лидеров общественных объединений: Л.В.Виненко («Наш дом Саратов»), С.И. Перепечёнова (РО ВОПД «Российский союз местного самоуправления»), А.И. Журбина («Щит потребителя»), поддержанной Главным федеральным инспектором Павлом Николаевичем Гришиным.
В совещании участвовали представители федеральных областных структур: Симшин В.И., первый зам.облпрокурора; Чернов В.В., начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законов в социальной сфере прокуратуры; Поголов В.В., первый зам.начальника ГУВД области; Лихачёв М.В., зам.начальника областного ГУ МЧС; Владимиров Н.В., руководитель управления Роснедвижимости; Бовтунов А.В., министр-председатель комитета по управлению имуществом; Харитонов А.П., руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом; Коровин И.А. , начальник Саратовского филиала ФГУ Главгосэкспертизы; Суханов Ю.М., руководитель Инспекции Госстройнадзора и другие.
На совещании рассматривалось два вопроса: «Нарушение прав жителей Саратовской области при осуществлении строительства без учёта геологических особенностей территории области и г.Саратова», докладчик Лидия Викторовна Виненко, и «О нарушениях прав жителей г. Саратова в условиях проводимой градостроительной и жилищной политики: при земельном отводе, отсутствии межевания земель, уплотнительной застройке», содокладчики Перепечёнов Сергей Иванович и Журбин Александр Павлович.
На совещании был принят ряд важных решений в форме рекомендаций: Правительству Саратовской области и администрации города Саратова; Прокуратуре области, ГУВД, ГУ МЧС по Саратовской области и другим органам власти, которые Главный Федеральный инспектор вместе с лидерами-общественниками и журналистами возьмут под свой контроль.
Сейчас мы приводим выдержки из доклада С.И. Перепечёнова, председателя регионального отделения ВОПД «Российский союз местного самоуправления», эксперта «Института «Коллективное действие».
ДОКЛАД ПЕРЕПЕЧЁНОВА
Практика осуществления земельных отводов под проектирование нового строительства или реконструкции в заселённой зоне Саратова нередко негативна. Во многих случаях отселение граждан идёт по непродуманным, а иногда и преступным схемам, позволяющим обесценить наездами техники или другими действиями строительных фирм, стоимость предполагаемой к сносу недвижимости, вплоть до её полного уничтожения поджогами.
Поджоги, «перечёркивающие» все аргументы жителей и предварительную оценочную стоимость попадающего под снос жилья, начались в Саратове ещё в 90-е годы. В частности, не один дом сгорел при «освоении» предпарковой территории в Первомайском посёлке. Но в то время заключений о признании поджогов поджогами практически не было – даже СМИ заставляли своих читателей только догадываться о том, откуда берутся пожары на территориях «повышенного интереса».
Уже к 2005-06гг саратовские СМИ не иначе, как «поджогами», называют все пожары, освобождающие всё новые места в центре Саратова под строительство: ул. Мичурина, 47; ул. Т.Шевченко, 38; ул. Пугачёвская, 100; ул. Московская, 4…, сжигается ряд домов на ул. Б.Горная…, при этом версии пострадавших жителей и журналистов о поджоге даже не оспариваются.
Совсем недавние случаи поджогов уже в этом году – 23 февраля дома семьи Сулеймановых на 3-м Береговом проезде (пос. «Храмовский взвоз») и 9 апреля дома семьи Киселёвых на ул. Вавилова, 36.
Несколько слов по последнему объекту. 26 мая 2005г за № 114А-117 вышло подписанное мэром Ю.Н.Аксёненко постановление администрации г.Саратова «О предварительном согласовании места размещения административно-торгового комплекса во Фрунзенском районе ЗАО «Сарград». Пункт 3.3. этого Постановления наказывает застройщику: «Произвести до начала строительно-монтажных работ отчуждение у собственников недвижимости за счёт средств заказчика при согласовании с владельцами строений и в соответствии с действующим законодательством РФ». Трёх лет заказчику и органам МСУ не хватило для выполнения этого пункта постановления. Несмотря на то, что Градостроительный кодекс запрещает производство строительно-монтажных работ в зоне, где отселение не произведено, ООО «Лессар» вовсю ведёт работы «нулевого цикла». Буквально окружён стройкой со всех сторон участок земли Киселёвых с сгоревшими теперь домом и надворными постройками. Реальных действий по отчуждению, кроме «поджога», в отношении жителей дома № 36, и домов №№ 28 и 30 по ул. Вавилова, также попадающих под снос, не ведётся.
Вообще, затеянная здесь стройка и более ранняя на углу улиц Рахова и Вавилова («Каштан») поставили «крест» на полувековой идее архитекторов о создании большой рекреационной зоны – «красная линия» застройки в этом микрорайоне «равнялась» на     8-ми этажный жилой дом в Мирном переулке и создавала возможности для отдыха горожан в скверах широкого проспекта.
Нынешняя градостроительная политика вовсе не оставляет мест свободных от застройки, создаётся впечатление, что наши архитекторы из бывшей провинциальной столицы государства Российского делают очередной Нью-Йорк или Шанхай – на улицах Московской, Чапаева, Ульяновской и других выдаются разрешения на сужение тротуаров за счёт застройки пристраиваемыми к существующим и новыми зданиями. Создаётся впечатление, что отчимы нашего города задались целью уничтожить всё растущее в Саратове до последнего деревца. Дело ли это, что уже почти два десятилетия практически не строятся коммуникации – всё настроенное, перестроенное, реконструируемое в Саратове в основном использует старые водопроводные, канализационные, тепловые сети?  
Очень важно заметить, что некоторых из этих «пожаров» и других бед могло бы не быть, если бы городская земля своевременно ещё в 90-е годы была «размежёвана» и передана жителям (частникам, ТСЖ, ЖСК, потребительским обществам) или управляющим компаниям. Жители не только частного сектора, но и многоквартирных домов стали бы реальными собственниками не только приватизированных квартир, но и земельной доли придомовой территории. Вины жителей в том, что земля не размежована – нет, это их беда. Вина же на органах МСУ, которые оформить землераздел могли ещё в 90-е годы, что значительно расширило бы налогооблагаемую базу городского самоуправления, подтолкнуло к позитивному исходу реформы ЖКХ и способствовало бы закреплению земельной и имущественной ответственности за самыми эффективными собственниками – жителями.  Но это не выгодно коррумпированным чиновникам, распродающим якобы «ничью землю», хотя «ничьей земли» в Саратове не было никогда – и в царские, и в советские времена все землеотводы оформлялись, имели владельцев и чёткие границы. Эта документация просто скрывается.
И пока все пробелы в «теории и практике» земельных отношений – главнейший источник коррупции, в которой  даже наличие оформленного жителями землепользования не даёт саратовцам гарантий на то, что их право на землю не будет перекрыто «новым правом», как допустим в случае с «Храмовским взвозом», где посёлок частной застройки с в основном оформленной землёй, в 2002г мэр Аксёненко сдал в аренду строительной компании «Капитель-2002». И это далеко не первый и не последний случай.
Ещё одним проявлением коррупции в сфере градостроительства и земельных отношений является уплотнительная застройка, отнимающая у жителей-собственников соседних домов права на долевую собственность и саму собственность. Примерами последних лет являются стройки жилых домов во дворе старого ТЮЗа на ул. Вольской;  гостинично-офисного комплекса на ул. Московской, 119 на месте зоны отдыха и детской площадки; жилого здания на Тверской 36 на месте детской спортплощадки; жилого дома по ул. Советская, 4…
А вот примеров, когда жители бы смогли отстоять свои интересы при «уплотнительной застройке» пальцев одной руки хватит для перечисления – не помогают ни прокуратуры, ни суды.
Доверие жителей к местному самоуправлению, региональной власти и к власти в целом сведено к нулю.  
Ещё в своём Послании к избирателям в 2000г президент В.В.Путин поднимал вопрос о «большой приватизации». Создаётся впечатление, что этого послания не читали и не слышали люди, ответственные за региональную политику и организацию местного самоуправления в Саратове. Уже осенью 2004г после трагических событий в Беслане президенту пришлось дать весьма нелицеприятную оценку не только органам власти, но и МСУ, общественным объединениям.  Его послания и оценки, как бы вовсе не затрагивали и не затрагивают интересов нашей саратовской местечковой власти, которая не делает и не собирается делать абсолютно никаких самооценок. 
Не случайно весьма затруднительно это делать и нам – общественным деятелям, журналистам, да и самой власти в лице Главного федерального инспектора в частности, ведь программ социально-экономического развития территорий города Саратова, программ межевания земель в городе Саратове, программ реформирования ЖКХ в свете нового Жилищного кодекса РФ, программ зонирования территорий с вовлечением общественности в оценку эффективности использования муниципального имущества и земель, программ озеленения или уничтожения всей зелени, других программ,  доступных для оценок и участия жителей просто нет. У жителей Саратова нет никаких институтов и инструментов влияния, даже из тех, что существовали в 90-х годах – Общественный консультативный совет при мэре г.Саратова, градостроительный совет с участием представителей общественности, территориальное общественное самоуправление в полномочиях которого было согласование объектов нового строительства и реконструкции. Сейчас абсолютно не используется возможности ФЗ-131 по «Организации публичных слушаний» при конкретной поквартальной и единичной застройке.
Такой опыт есть в Самаре, где ещё в конце 90-х годов был принят местный закон, регламентирующий порядок проведения общественных слушаниях на конкретных участках, выделяемых под строительство и реконструкцию. Финансируют эту «систему слушаний» сами застройщики, а жители получают возможность ещё до огораживания территории стройки и прихода строительной техники всё знать о своей судьбе, судьбе своих жилищ, другой недвижимости и заранее оспорить результаты слушаний в суде.
Поставленные президентом РФ задачи перед институтами гражданского общества – общественная экспертиза и общественный контроль – остаются предметом многолетних пустопорожних разговоров «прикормленной общественности» (по Путину). Была у нас и Общественная палата при губернаторе с 1997г и Общественная палата Саратовской области с 2002г, имевшая свой дом на ул.Киселёва, 76, и свой президиум из 118 человек, свой фонд, неподотчётный ни перед членами палаты, ни перед гражданами… Всё это уэе было. После беслановских событий стали раздавать «нацменам» удостоверения дружинников, якобы для осуществления общественного контроля… Есть и новая Палата, при формировании которой, был сызначально нарушен и сам региональный закон «Об ОПе» и здравый смысл – она не служит делу расширения гражданского участия жителей области и города.
В своих благих намерениях мы пока очень мало сделали на пути становления гражданственности жителей Саратова: в их информированности, в имущественной ответственности, в способности сопротивления произволам… И пока мы можем лишь констатировать нарушения прав граждан, свидетельствовать, что градостроительная политика в нашем городе проводится далеко не в пользу жителей. Всё же, что связано с защитой прав жителей – это скорее всё от лукавого, всё вопреки этой самой политике. 
Нет пока у нас города, который бы управлялся людьми и для людей.