СТАТЬИ


БОЛОНЬЯ СТАЛА БЛИЖЕ

В марте Федеральным агентством по образованию был проведён семинар, посвящённый проблемам перехода на двухуровневую систему образования. Начавшись в Москве, семинар завершился в знаменитом университете итальянского города Болонья, по имени которого назван процесс международного интегрирования высшего образования. Одной из участниц семинара стала проректор Саратовского государственного университета по учебно-методической работе, доктор филологических наук, профессор Елена Генриховна Елина. Она рассказала нашей газете о работе семинара и о своих впечатлениях от знакомства с Болонским университетом.
- Семинар был посвящён проблемам организации учебного процесса с учётом реформы высшего профессионального образования в нашей стране. Он получился очень насыщенным. В течение первых трёх дней он проходил в Москве. Выступало много интересных людей, начиная с представителей Государственной Думы России, тех, кто непосредственно разрабатывал законы о реформе высшего образования, и заканчивая представителями Федерального агентства по образованию, представителями Федеральной службы по надзору в сфере образования. Там давались разнообразные комментарии, связанные именно с переходом нашей страны к двухуровневому образованию, с реформой высшего профессионального образования.
Затем семинар продолжился в Италии, в университете города Болонья, который официально называется «Альма матер студиорум». Дело в том, что реформа высшего образования в нашей стране напрямую связана с интегративными процессами, которые сейчас происходят во всей Европе. Министры нескольких европейских стран в 1999 году, договорились о том, что будет проходить так называемый тюнинг в области образования. Слово «тюнинг» большинству людей известно в связи с автомобилями и другими чудесами техники. Но сейчас этот термин активно применяется в реформе высшего образования в значении «настройка» или «подстройка». Смысл процесса в том, чтобы разные университеты разных европейских стран, не теряя национального своеобразия в обучении, всё-таки договорились о неких общих принципах, которые должны объединить все вузы Европы. Первые переговоры проходили в итальянском городе Болонья, городе, где существует первый европейский университет. Я назову дату его создания и, наверное, она может вызвать удивление – этот университет был создан в 1088 году, то есть сейчас ему 900 лет. Отдавая дань уважения старейшему университету Европы, государственные лидеры и организаторы процесса образования в разных странах провели там первое совещание и по имени этого города был назван сам процесс реформирования образования – Болонский. Мы сейчас говорим лишь о частичном вхождении нашей страны в Болонский процесс, поскольку заняты реформированием собственного образования. Но при этом нам необходимо данный процесс отслеживать, прогнозировать риски, которые могут нас ожидать. Болонский процесс фактически дал импульс образовательным реформам по всей Европе.
К каким основным положениям сводится роль Болонского процесса в реформировании системы высшего образования в нашей стране, в чём его суть? Во-первых, речь идёт от так называемой академической мобильности студентов. Почему возникла необходимость в какой-то степени унифицировать высшее образование в Европе? Потому что рынок труда складывается таким образом, что человек, начинающий работать в одном месте, в одном городе, одной стране, не всегда может предсказать, где он окажется через несколько лет. Конечно, пока это особенно касается Западной Европы, но сегодня и наша страна подключается к этим процессам – многие наши студенты и выпускники должны работать или стажироваться в европейских странах. Возникает необходимость, чтобы разные вузы – на территории одной страны или разных стран – могли перезачитывать студенту те дисциплины, которые он прошёл в своём предыдущем вузе. Должна быть некая сопоставимость дипломов разных вузов и так называемых промежуточных аттестаций – после первого или второго этапа обучения – чтобы человек при необходимости мог осуществлять своё право на академическую мобильность. В свою очередь академическая мобильность студентов предполагает такую же академическую мобильность преподавателей.
Саратовский государственный университет уже второй год работает по инновационному проекту, и в рамках этого проекта огромное количество преподавателей и студентов выезжают на стажировку в крупные научные и университетские центры нашей страны и за рубеж. Это даёт возможность освоить не только какую-то научную программу, но и изучить постановку дела образования – новейшие методики и технологии. Лучшее из этого можно применить в нашей практике.
Второе – для того, чтобы наши дипломы были сопоставимы с дипломами других стран, мы должны договориться о форме аттестации. Здесь появляется такое понятие, как кредитная, или зачётная единица. Если сейчас в нашей существующей системе прослушанные курсы и изученные дисциплины рассчитываются по количеству часов, то теперь в новой образовательной модели вводится понятие кредитных единиц. Высчитывается количество таких единиц, набранных студентом, который заранее знает, на что ему рассчитывать, насколько ему нужна та или иная дисциплина. Естественно, студент будет выбирать те дисциплины, которые дадут ему больше кредитных единиц, что, в свою очередь, даст ему возможность осуществить право на академическую мобильность. Кредитная единица высчитывается по очень сложной формуле, которая связана и с количеством прослушанных часов, и с тем, как студент освоил дисциплину, как он её сдал. В неё входит общая трудоемкость изученной дисциплины: все контрольные и самостоятельные работы, подготовка к зачётам и экзаменам. Болонская система предполагает перенесение акцента с аудиторной работы на самостоятельную. Нередко мы сталкиваемся с тем, что преподаватель стоит у кафедры, полтора часа читает лекцию, и так весь семестр. Потом студент читает эти лекции, читает учебник, приходит на экзамен и сдаёт его. Теперь предполагается усиление роли  именно студента. В новой образовательной парадигме от студента будет зависеть гораздо больше, чем раньше. Он будет иметь возможность осуществлять свой выбор предметов.
 Наше высшее профессиональное образование осуществляется в рамках государственных образовательных стандартов. Сегодня основная часть вузов нашей страны работает по стандартам второго поколения. Подготовлены, но ещё не обрели законного статуса стандарты третьего поколения. Они абсолютно точно будут приняты к 2010 году, когда двухуровневая система станет единственной, обязательной для всех. Если в стандартах первого поколения доля самостоятельной работы студента равнялась 10-20 % от всего, что было отведено под образование для данной специальности, то во втором поколении эта доля поднялась до 30 %. В новом поколении этот показатель поднимается до 70 %. Студент при этом окажется равноправным участником процесса образования.
Наконец, третий и может быть самый важный принцип, который лежит в основе этой реформы. До сих пор высшее учебное заведение само принимало решение – каким оно хочет видеть своего выпускника, к чему его ведут. Мы работали над учебными планами, над программами лекционных курсов, над темами практических занятий и лабораторных заданий для того, чтобы наш выпускник был просто великолепным и замечательным. Модель будущего выпускника определялась именно высшим учебным заведением.
Сейчас всё резко меняется. В условиях новой образовательной парадигмы модель будущего выпускника определяется уже не вузом, а работодателем - теми людьми, которые получат нашего выпускника. Работодатели получают возможность – и со временем эта возможность будет увеличиваться – рекомендовать вузу, на какие курсы и дисциплины стоит обратить внимание. Нечто вроде заказа на специалиста.  Это могут быть косвенные заказы в виде пожеланий: хорошо бы, чтобы ваши выпускники владели теми или иными навыками и знаниями. Это касается и умения работать на аппаратуре, и знания иностранных языков – например, кроме английского, нужен ещё испанский или итальянский - и многого другого. Возможны и прямые заказы, когда фирма, предприятие, учреждение сообщает – через год нам понадобятся два специалиста, владеющие, например, фотошопом в области библиотечного дела. Вуз ищет возможность подготовить таких специалистов. Надо сказать, что сейчас работодателей очень активно привлекли к созданию государственных стандартов.
Как это всё будет выглядеть на практике – сейчас сказать трудно, работа только разворачивается. К тому же мы знаем, что зачастую самые идеальные модели на практике дают сбой. Но в любом случае работодатели должны знать о своих правах и возможностях. Нельзя сказать, что это происходит впервые – в 1970-е годы существовала такая форма, как целевая интенсивная подготовка специалистов. Тогда на физическом, химическом и других факультетах СГУ готовили специалистов  по заказу предприятий. Теперь это будет реализовываться по всей стране в рамках Болонских деклараций.
Возвращаясь непосредственно к семинару, я должна сказать, что в Болонском университете мы слушали лекции и сообщения своих коллег. Семинар был исключительно полезен, потому что, как выяснилось, вопросов сегодня больше, чем ответов. В том числе, и у наших итальянских коллег, наряду с гордостью за то, что весь процесс назван по имени их города. Вообще на семинаре преобладающей была интонация раздумья. Из России было 24 человека, мы представляли разные учебные заведения страны. Некоторые занятия проходили в форме «круглого стола», и их пафос сводился к тому, что мы обменивались своими вопросами, недоумениями и попытками как-то преодолеть те сложности, которые возникают в связи с реформированием системы высшего образования.
* * *                                                                                                                                                        
В ходе нашего  разговора я не удержался от вопроса – как в Болонском университете готовят журналистов? Оказалось, очень интересным образом.
-         На этом семинаре мы были вместе с директором института филологии и журналистики СГУ профессором  Валерием Владимировичем Прозоровым и специально интересовались подготовкой журналистов. Как ни странно, там нет факультета журналистики. Это в огромном университете, где обучаются около 100 тысяч студентов. Там преобладает такая концепция – журналист должен обучаться на филологическом факультете (филфаков, кстати, мы там насчитали три), получать классическое образование в  бакалавриате. Дальше он специализируется по журналистике либо на последнем году бакалавриата, либо в магистратуре. Причём по той области журналистики, которая его интересует. То есть, модель такая: четыре года классической подготовки и два года обучения собственно журналистскому ремеслу – чаще всего через систему многочисленных практик в средствах массовой информации.
В Болонье мы увидели много интересного. Например, в университет принимают всех желающих – нет ни конкурса, ни вступительных экзаменов. Отсев начинается уже во время учебного процесса. Надо сказать, что разрыв между школьным и вузовским образованием в Италии довольно велик, студентам приходится адаптироваться к университетским курсам. Поэтому говорят, что до 70% итальянских студентов – первокурсники. Дальше идёт колоссальный отсев, потому что многие учиться не в состоянии. Возникают и социальные проблемы – из тех 30%, что заканчивают университет, только 5% находят работу по специальности.
Запомнилось посещение музея Болонского университета. Это совершенно уникальный музей, который рассказывает о становлении всех наук. Как зарождалась физика, каким был первый микроскоп. Потрясающие экспонаты из истории становления медицины. Поразили нас залы, рассказывающие о развитии географии. Там вывешены карты, начиная со средневековых, по которым можно проследить, как менялись человеческие представления о картине мира, о географических открытиях.  
Саратовскому государственному университету скоро исполнится 100 лет, и нам тоже будет что выставить в нашем университетском музее.