СТАТЬИ


ЛЮБОВЬ В СТАРИНУ В ЗАХОЛУСТЬЕ

Борис Глубоков
В ТЮЗе имени Киселёва – премьера. Это спектакль по пьесе островского «Поздняя любовь» ( сцены из жизни захолустья в двух действиях, 1873). Ставка на русскую классику себя более чем оправдала: спектакль превосходно воспринимается, и, дай бог, долго будет держаться в репертуарном плане.
То, как именно сделал спектакль «родной» для ТЮЗа режиссёр-постановщик Александр Соловьёв говорит об отходе от иных постмодернистских «ключей-транскрибций» с сохранением добротной лёгкости, непринуждённости игры.
Костюмы и декорации «Поздней любви» сдержаны. Они практически неизменны в обоих действиях. Это не отвлекает от сути произведения с его детективной интригой. Даже многоуровневое пространство сцены, позволяющее одновременно наблюдать за развитием двух сюжетов в мизансценах – также не напрягает, соответствуя провинциальному захолустному характеру пьесы. Весомой ремаркой тут является обложка программки, на которой кокетливо обозначено «Саратовъ. 2008» и в стиле ретро-фото запечатлено семейство Шабловых – матери Фелицаты Антоновны (Валентина Строганова) и двух её сыновей: старшего Николая (Александр Фильянов) и младшего Дормедонта (Владимир Егоров).
Не разукрашенную виньетками, но и не авангардистскую: режиссёр видит задачу спектакля в показе истории, что называется, из семейного альбома. Справедливость в финале торжествует ( что свойственно далеко не всем пьесам Островского), повеса и мот оказывается способным на благородные поступки, а девушка-тихоня, корпевшая над заказным шитьём и полностью послушная отцу – адвокату Маргаритову (Валерий Емельянов) оборачивается воровкой, предаёт своего же так любимого отца. За перепетиями сюжета интересно следить как за пасьянсом, что раскладывает Фелицата Антоновна для Варвары Харитоновны Лебёдкиной (Жанна Волошина). За «захолустностью»с добротным буфетом, с томлением героев открывается поэзия. Органично вплетены в пьесу песни в исполнении Виктории Самохиной и ансамбля народной музыки «Балаган». Как значится в пресс-релизе, театр пытается найти тонкую грань, сочетающую бытовое течение истории с сентиментальностью, пронзительностью. Не побоюсь утверждать: то, что сделал народный артист России Соловьёв – удачная находка нашего театрального искусства.