СТАТЬИ


ОДНОКУРССНИКИ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА

«Стрингер»
Дмитрию Медведеву удалось поступить на юридический факультет Ленинградского университета лишь на вечернее отделение, но уже на следующий год он, как отличник, перевёлся на дневное и попал в третью группу. «Это была самая сильная группа на курсе, – вспоминает её преподаватель, а ныне декан факультета Николай Кропачев. – Помню, где сидел Медведев, где Чуйченко, как я прыгал от одного к другому, потому что они мучили вопросами и не давали спокойно сидеть и стоять. Это было трудно. Но это было и удовольствие. Они заставляли думать, спорить».
Константин Чуйченко сразу сдружился с новеньким. «Они очень близки как личности, –объясняет однокурсница Медведева Марина Лаврикова. – Очень похожи. Чуйченко, может быть, в студенческие годы был более “плейбойным” – более открытым в своих проявлениях, ухаживал за девушками».
Не дружить с Чуйченко было сложно. Он был главным заводилой в компаниях, а у себя в квартире во Всеволожске не раз собирал студенческие мегатусовки. «Там не только их группа была, – рассказывает Эдуард Макаров из второй группы. – Как-то раз приехали – человек 40 у него на квартире». Сокурсник Дмитрий Александров вспоминает Чуйченко как отзывчивого парня: «Умел дружить, и, как мне кажется, ребята к нему тянулись. Он всегда был готов помочь. Даже обращался к отцу (который работал транспортным прокурором), когда нам, неленинградцам, трудно было купить билеты на поезд». После института Чуйченко 2 года проработал в прокуратуре, затем проходил военную службу офицером в КГБ и 2 года отучился в Краснознаменном институте имени Андропова, но дальше по карьерной лестнице ФСБ идти отказался. В 1992 году он стал исполнительным директором АОЗТ «ИнтерЮраудит де Фариа и Тихонова». Поработав там 2 года, ушёл в частную адвокатскую практику. В международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» о нём были самые лестные отзывы, рассказывает Александров. Консультировал Чуйченко вплоть до 2001 года. А как только Медведев стал председателем совета директоров «Газпрома», переехал в Москву – сразу начальником юридического департамента «Газпрома». Сейчас Чуйченко уже член правления монополии и владеет небольшим пакетом ее акций, на сумму где-то около $2,2 млн. Кроме того, он стал ключевой фигурой в переговорах по газу между Украиной и Россией. С июля 2004 года Чуйченко – один из трёх управляющих директоров зарегистрированной в швейцарском кантоне Цуг компании «РосУкрЭнерго».
ТРИ ОТЛИЧНИКА
«У Медведева была своя компания – способные люди, которым всё легко давалось», – говорит Евгений Котов, который тоже учился в третьей группе, но в круг Медведева не вошёл и до сих пор работает в адвокатской конторе.
Такими «способными» были Илья Елисеев и Антон Иванов. В рейтинге успеваемости они рядом: Чуйченко третий, Иванов второй, Елисеев первый. Иванов, по словам однокурсниц, был более «мажористым», любил модно и дорого одеваться. И за словом в карман не лез. «Он никогда не боялся спорить с нашими самыми уважаемыми профессорами и академиками, которые были очень строги. Не боялся отстаивать свою точку зрения, даже если она была абсолютно парадоксальна», – рассказывает Лаврикова.
Если Медведев был скорее практик, то Иванов – ходячая энциклопедия. «Он всегда знает, где, почему, в какой книге написано, – рассказывает его бывшая коллега Наталья Шатихина. – Можно в разговоре мимоходом сказать: мол, у меня мама ездила в Люксембург, у них там такого-то законодательства нету. Сразу переспросит: “Как это нету? А антимонопольный закон 1972 года?” И так во всём».
Требовательный к себе, Иванов не терпит дураков. «Он саркастичен. Нельзя сказать, что очень доброжелателен», – осторожно формулирует Лаврикова. Коллеги признают, что Иванова трудно назвать сдержанным.
Илья Елисеев – полная противоположность Иванову. «Он Обломов абсолютный. Медведев – это Штольц для него. Причём Елисеев умеет работать, может ночами сидеть что-то читать, но чтобы его “выпинать” с дивана, его нужно чем-то сильно заинтересовать, – описывает его Шатихина. – Умнейший, прекрасно говорящий по-английски Обломов редкого обаяния, доброжелательности и мягкости».
Вместе с Ивановым и Елисеевым Медведев осваивал первые уроки бизнеса. Втроем они учредили в 1990 году малое предприятие «Уран», а в 1994-м, тоже втроём, –консалтинговую фирму «Балфорт».
Иванов переехал в Москву в 2004 году – его тоже приютил «Газпром», где он стал зам.гендиректора «Газпром-Медиа», как раз когда с должности председателя совета директоров этой компании ушёл Чуйченко. Уже через полгода для Иванова тоже нашлось более достойное место в вертикали власти – он возглавил Высший арбитражный суд. Елисеев тоже пока ждёт своего часа в «Газпроме», куда попал лишь в 2005 году зампредом правления Газпромбанка.
ГРУППА ПОДДЕРЖКИ
Однако тремя близкими друзьями кадровый резерв Медведева не исчерпывается. На курсе было 180 человек, и именно этот выпуск, а не путинский, дал наибольший урожай претендентов на руководящие посты в стране. Пост главы Федеральной службы судебных приставов занимает Николай Винниченко, а заместителем у него – Артур Парфенчиков. Как и его начальник, Парфенчиков учился на медведевском курсе. Сейчас он стал даже более публичным человеком, чем Винниченко. «Мы с ним проживали в одной комнате в общежитии на улице Добролюбова, пока на пятом курсе Артур не женился на Наташе Гуляевой с младшего курса, – вспоминает сосед Александров. – Свадьбу отмечали сначала в ресторане, а затем до утра в общежитии. Заводилами были Медведев с Чуйченко. Весело было…»
Евгений Котов предсказывает Парфенчикову большое будущее: «Он умеет работать в разных сферах и везде ярко проявляется». Карьеру Парфенчиков сделал на родине – в Петрозаводске, где проработал 12 лет, причём последние 6 лет – прокурором города. При нём была выведена из игры одна из самых жестоких преступных группировок, действовавших на территории Карелии, – так называемая карловская ОПГ. В Карелии говорят, что именно Парфенчиков в декабре 2000 года возбудил уголовное дело о приобретении автобусов «Мерседес», которое привело к отставке тогдашнего мэра Петрозаводска Андрея Демина.
Большие шансы пойти на повышение есть и у Александра Гуцана. В группе Медведева он был старостой. В институт попал после армии с подготовительного факультета. Пришедшие с рабфака были старше остальных студентов, как правило, состояли в партии и обычно назначались старостами и комсоргами. Партийный Гуцан стал комсоргом курса, а на сборах был командиром взвода юристов-артиллеристов. «Гуцан пользовался большим авторитетом, – вспоминает его однокурсник Василий Говоров. – Он был не просто начальником. Во-первых, выше всех ростом. Во-вторых, никогда не повышал голос, и все его слушались». Лаврикова помнит Гуцана настоящим лидером – всегда разумный, надёжный и очень порядочный: «Есть такие правильные люди по жизни, вот Саша Гуцан – правильный человек. Знаете, как из фильма “Коммунист”».
В Питере Гуцан прославился в связи со скандальным делом капитана I ранга в отставке Александра Никитина, который обвинялся в измене родине и разглашении гостайны, но в 1999 году был оправдан. На том не самом удачном для прокуратуры процессе Гуцан выступал гособвинителем. Но это не помешало ему стать помощником заместителя генпрокурора по СЗФО. С этой должности он уволился в 2005-м и перешёл заместителем к Винниченко, а в апреле прошлого года вернулся в прокуратуру на место своего бывшего начальника.
Сокурсники второго эшелона тоже либо пошли вверх, либо имеют все шансы быть призванными новым президентом. Николай Егоров, возглавлявший прокуратуру в маленьком городке Кириши, в прошлом году стал зам.прокурора Ленинградской области. Сейчас готовятся документы на его назначение первым заместителем. «Не думаю, что кто-то связывает продвижение по службе с личностью Медведева», – считает Егоров. Есть потенциал и у Алексея Терпигорева: после учёбы он быстро вырос до первого зам.прокурора Санкт-Петербурга, но потом они не сошлись характерами с прокурором, и Терпигорев был понижен до районного прокурора, а сейчас возглавляет межрайонную инспекцию № 10 ФНС по Санкт-Петербургу.
ПОТЕРЯ БОЙЦА
Но главная «звезда» медведевского курса – Михаил Сыроежин, по-видимому, навсегда потерян для следующего президента. Именно про Сыроежина вспоминают однокурсники и преподаватели, когда возникает вопрос, кто на курсе был самым ярким. Прекрасный оратор, стиляга, любимец женщин и преподавателей, деливший первое место по успеваемости с Елисеевым, он ещё в студенчестве ценил красивую жизнь. «После каникул собираемся, все рассказывают, кто где был: один в стройотряде, другой тоже где-то подрабатывал, а Сыроежин – у папы за границей, в Париже или где-нибудь ещё», – рассказывает Евгений Котов, бывший в первый и второй годы учёбы старостой курса. Отец Михаила – учёный-экономист, специалист в области экономической кибернетики Иван Сыроежин – давал сыну всё, тем более что тот приносил домой только «пятерки». «Он один из первых получил разрешение на свободное посещение», – рассказывает его сокурсник Эдуард Макаров.
Но слишком быстрая карьера сыграла с Сыроежиным злую шутку. После юрфака он поступил в Академию внешней торговли, одновременно работая в КГБ. Потом трудился в компаниях, в том числе связанных с экспортом вооружений. А в 1993 году 28-летний юрист занял пост заместителя председателя ГТРК «Петербург-5-й канал». Из бюджета телекомпании выделили $5 млн, $2 млн из них бесследно исчезло – по версии прокуратуры, при активном участии Сыроежина. Но задержать его не успели, а некоторое время спустя фигурант обнаружился в США под именем Майка Гесса. Там он сблизился с известным авторитетом Япончиком, а когда того арестовали, стал финансистом у другого криминального деятеля – Александра Бора по кличке Тимоха. Позже выяснилось, что всё это время однокурсник Медведева работал на ФБР. Как сообщали тогда СМИ, он умудрился сдать властям США нескольких крупнейших гангстеров из бывшего СССР и даже главарей ряда американских мафиозных семей, давал свидетельские показания и на самого Тимоху, когда его судили в Мюнхене несколько лет назад. Но в России Сыроежина ждёт старое телевизионное дело.