СТАТЬИ


КАПИТАЛИЗМЫ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

Михаил ПЕТРОВСКИЙ
Письмо читателя
В мире существуют две великие энергетические державы – Арабские Эмираты и Россия. Общего у этих стран немного – большие запасы углеводородов и отсутствие свободы, по всем же остальным пунктам страны разнятся радикально. Особенно удивительно непохожим образом влияет на экономику обилие нефтедолларов. Арабскую оно развивает, а нашу – наоборот, душит!
Мой друг, успешный ташкентский предприниматель,  вознамерившись расшириться, обратил внимание  на Дубаи. Сейчас там уже строится его предприятие по производству алюминиевых изделий.
- Как же так? - недоумевал я, когда был у него в гостях, - Дубаи – богатейший город, там от одних туристов денег приходит на сто узбекских годовых бюджетов, там нефть прямо из под крана течет. Поэтому каждый квадратный сантиметр дубайской земли должен стоить, как в Москве метр, там же производственные издержки должны быть слишком велики, там, наверное, поборы такие, что смерть нэпману.
Зная, с какими сложностями сталкивается российский производственный бизнес из-за высоких цен на нефть, наивно полагая, что авторитарные арабские шейхи – такие же никчёмные управленцы и алчные хапуги, как наши, я был действительно удивлён.
- Нет, - возразил мой товарищ. Он сказал, что в Эмиратах стоимость земли и строительства терпима, а условия налоговых и административный отношений с властью  привлекательны настолько, что выгоднее платить огромные деньги за транспортировку
российского сырья в Эмираты, чем иметь дело с нашими поборами и с нашей властью.
***
У российских производителей постоянно растёт себестоимость продукции, а жёсткая конкуренция заставляет снижать расценки. Вспомните, что стоил доллар в 2001г – почти 32 руб, на которые можно было 16 раз прокатиться на общественном транспорте. Сейчас доллар стоит 24,5 руб, и сколько раз вы на них прокатитесь?
Заказчик же платит ту цену, которую устанавливает рынок, то есть примерно ту, какая была в 2001г, и это нормально. Ненормальность в политике правительства, по которой чем богаче бюджет, тем беднее жители и нерентабельнее честный бизнес.
Следующая аномалия – стоимость аренды производственных площадей, являющаяся следствием непомерно высокой цены на недвижимость. В куда более сытой Испании стоимость аренды квадратного метра составляет всего $25 год, то есть всего лишь около 50 руб в месяц!  
Ещё одна палка в колёса производственного бизнеса – законы. Сочиняют их неглупые люди, закладывая очень грамотные схемы своего личного  обогащения. И приходится фирмам отстёгивать мзду бесчисленному количеству хищников, чтобы те не увидели неизбежные нарушения правил, соблюдать которые невозможно по причине их намеренной абсурдности.   
Так, российская действительность выдавливает и так невеликий островок честного производящего бизнеса.
Да, известна экономическая закономерность – чем больше в страну поступает денег, тем крепче местная валюта, тем выше цены на всё, особенно на недвижимость, тем менее рентабельным оказывается собственное производство, тем охотнее
капитал отдаёт предпочтение спекулятивным операциям и торговле импортом. Но, уважаемые товарищи, почему в деспотических Эмиратах выгодно вести производственный бизнес, а у нас нет? Почему в этом богатейшем государстве мира туристы могут себе позволить комфортабельный отдых на $500-600, а экстремалы,  возжелавшие насладиться красотами нашей России-матушки, выкладывают в разы больше денег, довольствуясь при этом сервисом, худшим в такие же разы?
А вот, оказывается, почему. Эмиратами правит арабская аристократия, которой официально принадлежат государственные богатства, в том числе и природные ресурсы.  Не идеализирую их систему, но давайте сравним. В сознании жителей Эмиратов феодал является хозяином всего – земли, нефтяных вышек, заводов, газет, пароходов.
Законным – никто не в праве посягать на его священную собственность. И каждый шейх осознаёт себя неприкосновенным хозяином своего надела, заботится о его процветании. Он хочет видеть свою волость богатой и преуспевающей, на которой живет и трудится сытый и благодарный народ, для которого он – отец родной. Потому своим хозяйством старается  распоряжается с умом, думает не только о сиюминутном настоящем, но и работает на будущее, часто вкладывая средства в долгосрочные проекты.  Арабские аристократы заинтересованы в развитии производящего, не спекулятивного бизнеса, из-за чего воздерживаются от поборов, дающих некоторую быструю дополнительную прибыль, и устанавливают для бизнеса низкие налоги и арендные ставки.
Наши же новоиспечённые владельцы бывшей народной собственности всеми воспринимаются как воры, в том числе ими самими. И ведут себя по-воровски – грабят по-максимуму, не задумываясь о будущем. Украденное они прячут на Западе. Им нет смысла вкладывать даже в среднесрочные перспективы. Получивший важную должность госчиновник  воспринимает её как ограниченный по времени доступ в пещеру Али-Бабы, из которой он должен успеть вынести по-максимуму. Зачем ему растрачивать  зерно на посевную, когда он всё равно не дождется урожая? Ему выгоднее сожрать имеющийся посевной фонд.