СТАТЬИ


«КОРОЛЕВСКИЙ БУТЕРБРОД»? НЕТ – ПОКА ЧТО НОВЫЙ ГОД

Борис Глубоков
В театре кукол «Теремок» малышей развлекли Мишка-Топтышка, Кукла Мила, Пират, Юнга и Капитан. Естественно, были Дед Мороз и Снегурочка – и спектакль. Всё вместе называется «Новый Год в Снежном городе».
На самом деле показанный спектакль представляет собой переработанную часть полноценного спектакля, премьера которого планируется аж на май – «Королевский бутерброд».
Каким будет майский – ещё о-очень большой вопрос. А вот состоявшийся – динамичен, весел и удивительно эстетичен. Над спектаклем потрудился авангардный художник Михаил Гаврюшов. И получилось, как в Европе (точнее, в некоем волшебном европейском королевстве). Кукол в спектакле меньше, чем актёров-людей. Куклы: сам Король и Корова, Молочница и Жена Короля, Кот. А артисты: заслуженная артистка России Татьяна Кондратьева, Ринат Файззулин, Алексей Грызунов, Наталья Суматохина, Алексей Усов, Иван Подмогильный, Дмитрий Ковдя, Ирина Степанова, Владимир Левченко, Светлана Зинченко и Светлана Емельянова.
Поздравляем с замечательным спектаклем. Особая благодарность за сценическое решение и музыку Антона Ледовского, к которой в фортепианной части непосредственно причастна Наталья Суматохина (она же Кукла Мила). Браво!
«СИНЯЯ ПТИЦА» НАШЕГО ТЮЗА
Наш саратовский ТЮЗ открылся в 1918г спектаклем «Синяя птица», и вот сейчас пьесу Мориса Метерлинка увидели все, кому дорог мир детства, мир волшебной сказки.
Феерию поставили москвич Александр Пономарёв и немец Гарри Гуммель. Композитор и художник по костюмам – тоже москвичи Стефан Андрусенко и Татьяна Кондрычина.
Волшебная сказка Метерлинка – рождественская притча, мудрейшая поэтическая история, пересыпанная тончайшим юмором и сюрпризами. Она проникнута верой в человека, в его доброту и силу, в стремление к познанию сути вещей, постижению законов жизни и природы, к осознанию истинной любви, единства мира. Большой проект «Синяя птица» будет продолжен вторым спектаклем. Скоро увидим!
«В СТИЛЕ РЕТРО» – УСТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ
Созданный благодаря гранту губернатора театрализованный концерт «В стиле ретро», дважды прошедший на сцене нашего академического театра оперы и балета, – великолепен. Люди всех возрастов, заполнившие театр (аншлаг, аншлаг!!!), не просто горячо, но истово, пламенно восприняли «Марш ветеранов» из кинофильма «Запасной игрок», в котором пели ветеран Великой Отечественной войны З.Мельник, народный артист России В.Верин, а также Н.Антонов и В.Могилин. «Марш ветеранов» на слова М.Матусовского – подлинно народная песня. Пожелание никогда не стареть душой не просто связано с великой сталинской эпохой, с великим государством, но и поддерживает ветеранов сегодня. А вот «Песенка о капитане» В.Лебедева-Кумача из кинофильма «Дети капитана Гранта», как и «Песенка о водолазе» того же поэта из кинофильма «Волга-Волга», помимо патетики, наполняют сердца задором и оптимизмом. Наш знаменитый бас Владимир Верин показал себя как блестящий актёр-импровизатор.
Пусть не всё задуманное сорокалетним режиссёром-постановщиком Андреем Сергеевым было воплощено. Умница Сергеев, поставивший у нас «Русалку», «Тоску», «Повесть о настоящем человеке», «Евгения Онегина» и «Бал-маскарад», восторженно относится к музыке Дунаевского, считая её великой. Что же для нас, сегодняшних, творчество Исаака Осиповича Дунаевского? Ретро? Не только! Его творческий гений устремлён в будущее. Поэтому сценическое решение постановки выполнено Сергеевым вместе с художницей по костюмам Эрой Покровской легко, изящно, воздушно. Белые классические колонны по бокам сцены венчают парящие над ними в светлом пространстве и излучающие свет звёзды. Всё напоминает и Бродвейские мюзиклы (что естественно, поскольку Дунаевский в творчестве тесно связан с опереттой и джазом), и сталинский ампир, и, как ни парадоксально, личности великих Марики Рёкк и Герберта фон Караяна. Хор, как показалось (и с этим Андрей Сергеев вполне согласен) уподоблен чёрной печатной машинке-«ундервуду», а уж введённый в сценическое оформление кумач – наше всё! На саратовской сцене достойно отражена великая эпоха. Все работники театра постарались.
От увиденного и воспринятого на слух великолепия зал в финале воодушевился и дружно, стоя, спел «Широка страна моя родная…».  
СТАРИННЫЕ ИКОНЫ ВЫСТАВИЛИ В МУЗЕЕ
К великому двунадесятому празднику Православной церкви – Крещению Господню в Радищевском музее открылась выставка «Иконы Ярославля».
В прежние годы зачастую глава православной епархии РПЦ Московского патриархата епископ Лонгин (Корчагин) делегировал священников с текстом своего обращения, перед зачитыванием которого выступавший как бы делал печальный экивок на личное отсутствие владыки. Теперь же бесхитростно обратившийся к посетителям презентации иерей Серафим Баранов (направленный епархией) своими словами вкратце сказал про значение икон для православных, сославшись на авторитет умученного коммунистами философа о.Павла Флоренского. Завсектором православного искусства Радищевского музея Ирина Колобухова рассказала о самих иконах, предназначенных в данном контексте не к молению пред ними, но к эстетичному отстранённому любованию. Её речь точно воспроизвела текст брошюры, привезённой вместе с экспонатами. Нелёгкий труд реставраторов оценили все: художники, музейщики, малыши из Православной гимназии. Пережившие два столетия, исхищенные безбожниками из храмов, экспроприированные коммунистами образа сверкают в музее как новые, недавно созданные. Благодать!