“ЮКОС”-ТНК - 1:0 в пользу “Сиданко”
Грядет ли перераспределение нефтяного рынка губернии?
Из разговора двух чиновников:
- Слышал, наш губернатор решил продаться Тюменской нефтяной компании…
- С чего ты взял?
- “Сокол” будет кормиться от ТНК, у них денег куры не клюют.
Умные люди действительно сразу задумались над дилеммой: если саратовский футбол вдруг станет финансироваться Тюменской нефтяной компанией, то не означает ли это переориентацию во взглядах руководства губернии на наш нефтяной рынок?
В условиях, когда федеральный бюджет предусматривал $23 за баррель, а нынче цены на мировом рынке упали до $17, невольно задумаешься. Разумеется, на сегодняшний день подобные гипотезы лишь будят воображение и не более того. Но, как известно, фантастика очень часто и довольно быстро превращается в реальность. Чтобы проверить слухи, необходимо воспользоваться методом обратной логики. То есть не о “вторжении” ТНК рассуждать, а посмотреть, как и кто занимает лидирующее положение на местном нефтерынке. И только после этого рассуждать о приоритетах…
Почти монополистом в Саратовской губернии принято считать компанию “Сиданко”. Благодаря ее дочерней структуре - ОАО “Саратовнефтепродукт” компания на рынке Саратова занимает 32% от всего объема поставок бензина и дизельного топлива. По области эта цифра еще больше - около 60%. Это 419 тысяч тонн проданных ГСМ за 9 месяцев 2001 года, или на 2 млрд. 726 млн. рублей. Это 111 млн. рублей одних только налогов в бюджеты всех уровней за прошлый год, и 80 млн. рублей за год нынешний. Еще для справки: “Саратовнефтепродукт” (а следовательно “Сиданко” - прим. авт.) владеет 107 автозаправочными станциями в Саратовской области, 20 из которых приходится на областной центр. Всего АЗС по области около 300.
Другой экономический момент, “Саратовнефтепродукт” увеличил объемы реализации бензина и дизтоплива за текущие 9 месяцев на 25%, в то же время прибыли акционерное общество получило только на 8% больше, чем в прошлом году. А вот через АЗС компания продала вообще только 96% от показателей 2000 года. Однако “караул!” никто в “Сиданко” не закричал. Почему? Объясняется все очень просто: за текущие 9 месяцев “Саратовнефтепродукт” реконструировал 15 АЗС, и многие заправки из-за этого не работали на полную мощность. Всего за последние 2 года реконструировано их 36. В будущем году “Сиданко” рассчитывает привести в соответствие с европейскими образцами все свои АЗС в г. Саратове и в городах областного подчинения. Даже проект бизнес-плана предусматривает увеличение капитальных вложений в 2 с лишним раза - со 120 млн. рублей до 250 млн. Опять-таки ради нового строительства и реконструкции.
Все правильно, о клиентах в “Сиданко” заботятся. Потому что рядом не дремлет “Лукойл” и всевозможные частники, вроде солидной фирмы “Волга-98”. Так что уже в будущем году в “Саратовнефтепродукте” рассчитывают на увеличение реализации бензина на собственных АЗС. Только что отреконструированные в конечном счёте обязаны наверстать упущенное. Но есть еще одна специфика у компании “Сиданко”. С географической точки зрения она окружена со всех сторон жесткими конкурентами. В Волгограде хозяйничает “Лукойл”, а в соседних Самаре, Воронеже и Тамбове - “ЮКОС”. Также географически Хвалынск, Вольск, Балаково тяготеют к Сызранскому нефтеперерабатывающему заводу (Самарская область), Ивантеевка, Духовницкое - к Самарскому НПЗ.
Никто не волен сегодня останавливать или ограничивать товарные потоки в России. И наша губерния здесь не исключение. А поэтому возникают даже парадоксальные ситуации. Вспомним, что “Саратовэнерго” перешло в юрисдикцию СМУЭК. И головная компания саратовских энергетиков отныне находится в Самаре. Не стоит тогда удивляться таким явлениям, как снижение цены на мазут саратовского производства, продаваемый для “Саратовэнерго”. Ведь если цена на него у “ЮКОСа” ниже, следовательно, “Сиданко” не остается ничего другого, как сбрасывать цену и в Саратове. Хотя, видит бог, с коммерческой точки зрения нет никакого интереса это делать.
Точно также нет прямого финансового интереса у “Сиданко” кормить на постоянной основе сельхозпроизводителя. С января и по сей день компания поставила селу 116 тыс. тонн топлива - на сумму 700 млн. рублей. Разумеется, деньги еще отдали не все. Однако никто и не скрывал, что элемент кредитования области со стороны “Сиданко” - обговоренный момент между нефтяными магнатами и местными властями.
В прошлом году, правда, объемы поставок ГСМ для селян были больше - 179 тыс. тонн. Но нынче продавца принято тщательно выбирать, и есть элемент экономии. Далеко не все фермеры и колхозники теперь разбрасываются дизельным топливом, как в былые годы. Поняли некоторые, что деньги рождают деньги.
Элементы “дружбы” между властями и “Сиданко” присутствуют довольно зримо. Это подтвердил и приезд в июле текущего года в Саратов самого президента компании, господина Роберта Шеппарда. Впервые за всю историю “Сиданко” заседание правления компании было выездным. Нефтяные бизнесмены решили разогреть косточки на жарких волжских берегах, подальше от Москвы. И тогда многие журналисты задавали немой вопрос: “С чего бы это вдруг?” Да совсем вот и не “вдруг”. Давайте-ка посмотрим, чем сегодня располагает компания. Это “Удмуртнефть”, “Варьеннефтегаз”, “Саратовнефтегаз”, “Новосибирскнефтегаз” плюс нефтеперерабатывающие заводы и сбытовые организации типа наш “Саратовнефтепродукта”.
Вроде бы провести заседание правления почетнее в Новосибирске. По крайней мере с Саратовом не сравнить. И не только замкнутая технологическая цепочка (добыча-переработка-реализация) играла роль в выборе города. Наша губерния по сравнению с той же Удмуртией выгодно отличается и выделяется более европейским расположением. Близость к Москве, к основным финансовым потокам, политическая составляющая саратовского губернатора и его благосклонность к “Сиданко” сказали веское слово в выборе Роберта Шеппарда.
Не будем забывать еще про так называемый губернаторский бензин, марки А-72, продававшийся в свое время по льготным ценам. В документах компании сказано, что за период 1998-2000 года благодаря этому бензину областной бюджет сэкономил 90 млн. рублей. Говоря иначе, “Сиданко” безвозвратно кредитовала губернию на искомую сумму, вот и все. Ну как после этого не улыбнуться Роберту Шеппарду…
Разумеется, правильно рассуждают в “Саратовнефтепродукте”, когда заявляют примерно следующее: “Нельзя думать исключительно о прибыли. Если мы живем в области, так надо чаще думать и об ее нуждах. Иначе что же будет с нами, если мы отвернемся? В конце концов, у области существует масса проблем, а у компании есть возможность помочь в том или ином вопросе”. Все верно, этого никто и не отрицает. Только бывает любовь по взаимности, а бывает по расчету. В нашем случае Роберт Шеппард улыбался саратовским девушкам не потому, что они красивые, а потому что хочется положить в банк еще несколько миллионов долларов. С помощью славной Саратовской губернии. И улыбаться ему придется еще очень долго…
Немного истории. Два года назад, в ходе процедуры банкротства “Сиданко” (да-да, не удивляйтесь, и через такую процедуру проходила компания!), от нее отпочковалось несколько предприятий, в том числе и такое крупное как “Черногорнефть”. Давало оно до 5 млн. тонн нефти, и считалось, что без “Черногорки” компании в России будет крайне тяжело. Ничего, обошлось. Но не это главное. Не помните, кто стал размахивать руками на всю страну и кричать, что “Черногорнефть” и Тюменская нефтяная компания - близнецы-братья? Правильно, председатель Совета директоров ТНК Семен Кукес. Центральным СМИ он заявил о предполагаемой скупке долгов этого предприятия “Сиданко” и отметил тот факт, что они (ТНК - прим. авт.) вместе с “Черногоркой” работают на одном и том же месторождении - Самотлоре. Тут мы и коснулись темы “Сокол” - ТНК”. Так, на всякий случай коснулись, не выстраивая никаких умозаключений. Пусть, кто хочет, подумает и проанализирует самостоятельно.
Теперь вспомним, что “Сиданко” находится буквально в окружении конкурентов. Саратовская область практически единственная, возможно, даже в стране одна такая, где на нефтерынке присутствуют два крупных монополиста-конкурента - “Сиданко” и “Лукойл”. Надо бы и частников тут учитывать, но при наличии такого соседа, как “ЮКОС”, их можно не брать в расчет. Я уже давал расклад по поставкам бензина и мазута в северную часть губернии, граничащую с Самарской областью.
- О тотальном проникновении “ЮКОСа” речь не идет, - сказал мне генеральный директор ОАО “Саратовнефтепродукт” Владимир Мешков. - Будем говорить о локальных проникновениях в область. “ЮКОС” в принципе не может конкурировать с нами. Даже если у него цена за одну тонну топлива будет на 250 рублей ниже, чем у нас, то железнодорожные тарифы “съедят” как раз эту разницу при перевозке из Самары в Саратов.
Совершенно верно. Но я думаю, стоит к этим словам добавить, что “ЮКОС” вряд ли рассчитывает “завоевать” область исключительно на розничной и оптовой продаже ГСМ. Безусловно, кроме северных районов губернии, о большем нечего и думать. Если на большее не замахнуться... Однако пока что у самарских соседей на этот счет перспективы довольно-таки туманные. И причиной тому усиленные действия “Сиданко”, которое не только не прекратило кредитовать сельское хозяйство, но и предпринимает некоторые экономически-обоснованные шаги для укрепления своих позиций на региональном рынке. В их числе можно отметить перспективу реконструкции крупнейшей в России (!) Увекской нефтебазы, емкостью 600 тысяч кубометров. Только не сами емкости будут реконструированы, а весовое хозяйство, да еще и причалом на Волге компания займется вплотную. Как-то подзабыли у нас, что железнодорожные тарифы вполне можно, если не объехать, то обойти уж точно. По реке. Хороший танкер, до краев залитый топливом - это 4 тысячи тонн, или в пересчете на язык МПС - целый состав. Речной и морской транспорт - традиционно недорогие виды транспорта, к тому же бывают случаи, когда цистерны с бензином по дороге вскрывают. А от Саратова, например, до Ростова-на-Дону, на самом деле рукой подать - по Волге и через Волго-Донской канал. Спрашивается, для кого же его рыли?..
Что касается весового хозяйства, то тут планируется привлечь какую-нибудь зарубежную фирму (уже отозвались австрийцы - прим. авт.), способную сделать так, что можно будет взвешивать сразу железнодорожный состав.
Еще Роберт Шеппард с нынешнего года своим приказом ввел систему премирования сотрудников за достижения в области промышленной безопасности, охраны труда и экологии. Всего компания только за полугодие на эти цели израсходовала около 1 млн. рублей. И когда г-н Шеппард приезжал в Саратов, то в Торгово-промышленной палате на встрече с ним журналисты были приятно удивлены, что в количественном измерении размеры премий колебались от 3 до 10 тысяч долларов США.
“Саратовнефтегаз” тоже вовсю старается. В этом году местный монстр добычи и бурения планирует извлечь из земных недр 1 млн. 440 тыс. тонн черного золота. На 20 тысяч тонн больше было добыто в 1999 году, но только всеми нефтегазодобывающими предприятиями области. Справедливости ради заметим, что по итогам полугодия нынешнего года “Саратовнефтегаз” занимал в общем объеме добычи 92,25%. Тем не менее налицо рост темпов по добыче нефти и газа.
На Саратовском НПЗ задачей номер один считают качество производимого бензина. О конкуренции и там помнят. Месяца три назад завод перестал выпускать марку А-95. Потребность в этом бензине невелика - 300-400 тонн в месяц на весь регион. Получается, его дешевле купить для сиданковских АЗС у… “Лукойла”, нежели производить самим.
Давайте наконец рассмотрим ценовую политику “Сиданко”. Конечно, в Удмуртии или в Новосибирске розничные цены на бензин не могут быть такими же, как и в Саратове. И только Саратовский антимонопольный комитет мог додуматься до такого: заподозрить “Сиданко” и “Лукойл” в сговоре еще в 1999 году, когда цены на бензин в середине июля взлетели вверх.
- “Лукойл”, как правило, “подравнивает” цены синхронно с нами, - пояснил Владимир Мешков. - Но совсем не потому, что кто-то с кем-то договаривается. В печати, в том числе и в центральных СМИ данная тема уже обсуждалась. И поверьте, слухи о сговоре конкурентов - глупость. Рынок есть рынок.
Не верить Владимиру Петровичу нет оснований. Тот же пример с мазутом “ЮКОСа” говорит о многом. В Самаре цены ниже, значит снижает их и “Сиданко”. Разве тут может быть сговор? Скорее “подравнивание” цен происходит по экономическому принуждению, а отнюдь не по доброте душевной руководителей компаний-конкурентов.
Для простого обывателя деятельность “Сиданко” имеет самые положительные стороны. А именно, в марте-апреле самый “ходовой” бензин марки А-92 стоил 7.70 за 1 литр. “Лукойл” продавал его по 7.90. Тогда Владимир Мешков без тени сомнения сказал, что цены непременно упадут. И впрямь, уже в середине июня А-92 продавался на АЗС “Сиднако” по цене 6.90, у “Лукойла” он был по 7.10. Сегодня цена на него у обоих конкурентов не изменилась. И если уж говорить вообще о каком-либо сговоре, то исключительно о разнице в ценах, а не в их совпадении.
По сравнению с ноябрем 2000 года цены на бензин и дизтопливо, реализующихся через АЗС, упали в среднем на 16-20%. На столько же они ниже по сравнению с московскими, хотя еще в 1999 году были практически одинаковыми. Возможно, кто-то удивится, но и сегодня цены имеют тенденцию к снижению. Более того, в Саратове по-настоящему шепчутся о возможности обвала цен на бензин и ГСМ! И это несмотря на падение цен на мировом рынке!
- По логике вещей, компания могла бы и должна компенсировать потери на внешнем рынке за счет повышения отпускной цены на рынке внутреннем. Но такой подход не приемлем. Наша задача - не допустить никакого кризиса, в противном случае придется увеличивать объемы поставок топлива на рынок. Поймите, что любая легкая паника с бензином чревата тем, что поставщик вынужден увеличивать объемы продаж. А при ограниченных ресурсах сделать это в кратчайшие сроки бывает очень трудно, - прокомментировал ситуацию генеральный директор ОАО “Саратовнефтепродукт”.
Такова экономическая политика “Сиданко”: не гнаться за сверхприбылью, думать о нуждах области. С чего бы, опять-таки? В компании признают, что уменьшают коммерческие расходы, как, например, уменьшили их в “Саратовнефтепродукте” за этот год на 4 млн. рублей. Это еще один источник экономии. Вплоть до сокращения управленческого персонала. В общем-то, дело это обычное, капиталисты каждую копейку считать умеют. Но давайте сравним эту экономию с суммой уплаченных налогов “Сиданко” в бюджеты всех уровней за 1-е полугодие: 1 млрд. 450 млн. рублей. В переводе на долларовый эквивалент - почти $50 млн. Только одних налогов! Спрашивается, почему компания спокойно кредитует область по линии сельского хозяйства, идет на это вполне сознательно, но думает, как бы не истратить лишний рубль? В то же время “Сиданко” активно участвует в газификации губернии: введена в строй установка по комплексной подготовке газа на Разумовском месторождении, которая позволила получать голубое топливо жителям Перелюбского района. Сделано все было за счет собственных ресурсов компании и вне зависимости от лимитов “Газпрома”. Инвестиции в этот проект превысили 70 млн. рублей. Сегодня попутный газ с Белокаменного месторождения получают жители Старополтавского, Энгельсского и Советского районов области. 10 тысячам акционерам своих дочерних предприятий в губернии “Сиданко” выплатило по итогам за прошлый год дивидендов на сумму 140 млн. рублей. Да, некоторым нашим предприятиям стоило бы поучиться такой заботе о своих акционерах. Некоторые не платят дивиденды с самого момента приватизации.
Я еще не посчитал затраты компании на обучение своих студентов по нефтяным специальностям и на их стипендии, на социальные и экологические программы, на строительство жилья для своих работников (вот вам и капитализм!).
По сути, ни одна компания с иностранным капиталом (про наших я промолчу) не заботится так об интересах области, как это делает “Сиданко”. Видимо, Роберт Шеппард очень хорошо усвоил примерно следующее высказывание Дмитрия Аяцкова: “Неважно чей бензин продается у нас, главное, чтобы цены были приемлемыми и чтобы его было в достатке”.
Разумеется, чтобы “ЮКОСу” проникнуть в губернию, очень мало для этого “оккупировать” Балаковский или Вольский районы. Впрочем, важность рынка автозаправочных станций тоже никто не умалял. Это следует учитывать. Что же до полной узурпации, то думаю, дело до этого вряд ли дойдет в ближайшем будущем. Подчеркну - в ближайшем. Что будет завтра, знают, наверное, только в ОПЕК или в Белом Доме. А может быть, и там не знают. Как не знали и не ведали мы, что большой саратовский футбол глубоко симпатичен Тюменской нефтяной компании. Посмотрим, как оба “партнера” сыграют на поле губернии. Или ТНК выступит “главным судьей”?
© 2004 - 2024 ЗемИнфо.Ру