СТАТЬИ


Кандалы на заправке

Алексей Топалов, «Газета.ру»
Государству попросту невыгодно ограничивать рост цен на топливо, так как 55–60% цены составляют налоги, уходящие в госбюджет.
Конгресс США принял закон, вводящий уголовную ответственность за необоснованное завышение цен на бензин. Российские законодатели отстают от заокеанских.
За новый законопроект, призванный ограничить повышение цен на топливо, проголосовали 389 конгрессменов, против – всего 34. Теперь компании, необоснованно завысившей стоимость бензина и других нефтепродуктов, будет грозить уголовное преследование и штраф до $150 млн. Правда, такая сумма предусмотрена только для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, для розничных продавцов размер штрафа ограничен $2 млн.
А злостные «нарушители ценовой дисциплины» могут даже угодить за решётку.
Контролировать исполнение закона будут федеральная торговая комиссия и департамент юстиции США.
Закону ещё предстоит пройти согласование в сенате, после чего его должен подписать президент. Однако сомневаться в успешном прохождении проекта по инстанциям не приходится: борьба с высокими ценами на топливо – сейчас самая актуальная тема в Америке. В качестве одной из мер предлагается даже разделение крупнейших нефтяных компаний с целью снижения монополизации рынка бензина. Правда, пока это предложение поддержки госчиновников не получило. Президент Буш заявил, что цены на бензин «должны стать тревожным звонком и пробудить сознание того, что США сталкиваются с проблемой энергетической безопасности».
В России цены на бензин также растут. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба решила не отставать от Америки и дорабатывает законопроект, уже принятый Госдумой в первом чтении. Согласно проекту, по нефтяным компаниям, завышающим цены на бензин, будут проводиться расследования, и если будет выявлен корпоративный сговор, компания будет оштрафована на сумму 4% от годового оборота.
Однако представители нефтяных компаний опасаются, что новый закон может унаследовать старые недостатки. «В трактовке антимонопольного законодательства есть трудности, оно не дает чётких указаний, как применять его на практике», – рассказал сотрудник пресс-службы компании «ЛУКойл» Владимир Семаков.
Российский топливный союз также считает, что ограничивать повышение цен на бензин не имеет смысла. «Сейчас в этом нет необходимости, так как в России нет внутреннего ценообразования по бензину и отечественные нефтяники ориентируются на европейские цены, – рассказывает исполнительный директор РТА Григорий Сергиенко. – А внутренние российские цены на бензин сейчас составляют лишь 60-70% от европейских». Кроме того, по словам Сергиенко, государству попросту невыгодно ограничивать рост цен на топливо, так как 55–60% цены составляют налоги, уходящие в госбюджет.