СТАТЬИ


БАЛЛАДЫ АНДРЕЯ ПАТРИКЕЕВА

К творчеству живописца Андрея Патрикеева моё отношение на редкость тёплое и безыскусное. Андрей Геннадьевич не претендует на ярлык авангардиста, позволивший ряду сокурсников по Саратовскому художественному училищу утвердиться на специфическом пьедестале борцов с рутиной, новаторов. Но Патрикеев чужд также и традиционному для т.н.з. саратовской живописной школы этюдизму – подчас хлёсткому, брутальному, а подчас и нежно-лиричному, но с неизменным приёмом широкого корпусного мазка, с той особой пластичностью письма, что выявляет воздушную среду. Патрикеев отвергает пейзажную технику Фомичёва, Шагина, Моисейкина, Миловидова, обращаясь (лишь отчасти) к опыту столь разных мастеров, (естественно, не саратовцев), как Владимир Стожаров и Андрей Мыльников. Даже исходя из этого – технического отличия от массы саратовских мастеров кисти – Патрикеев оригинален (не стремясь к оригинальничанью и не набиваясь   на комплиментарность).
Детские годы Андрея прошли в Астраханской области – в известном на весь мир военном городке Капустин Яр. Его отец служил там инженером –конструктором ракетных войск. Тепло вспоминает художник и своего деда – журналиста. В юности были три курса Балаковского филиала «политеха», а затем поступление в Саратовское художественное училище. Своими учителями Патрикеев считает покойных Михаила Гургеновича Вартаньяна и Валентина Сергеевича Успенского.
Не залакировывая свои холсты, художник пользуется столь сближенными мазками, вплавленными друг в друга, что это рождает у зрителей иллюзию «старости», затёртости полотна. Холст или оргалит у Патрикеева не дышат сиюминутностью: они статично отображают сам сюжет. Изображения выстроены по законам авторской логики: живого, витального в работах живописца не сыскать. Способствует этому и отстранённость деталей (что особо заметно в композициях с девочкой в старинном костюме и в натюрмортах), не несущих объединяющего начала, лишённых при всей правильности принятых в основе западного  искусства бликов и рефлексов. От этого утрачивается естественность, и зритель невольно попадает в мир игры, живописного пасьянса, где жанр иллюзорен.Образы паяцев, грустных кукол и бледноликих пьеро, мир гипсов и церквей, словно сотворённых чародеем, приводит к мыслям об игре творца-великана с живописью-игрушкой. Внешняя безмятежность спаянная с внутренним надрывом способна глубоко воздействовать на интеллектуальных зрителей.
Патрикеевская взвешенность, продуманность что называется «не по зубам» нуворишам-простецам. Его картины невозможно скупать, но они подобны драгоценностям, в которые можно влюбляться, зная их чары. Возможно именно поэтому галерея «Эстетика» уже второй раз предоставляет зал для персональной выставки Андрея Патрикеева.
Участник российских выставок, член Саратовской организации «Союз художников России», Андрей Геннадьевич Патрикеев открывает сейчас европейские горизонты, выходит на международный уровень признания, а  посетители галереи «Эстетика» откроют тем временем особый мир в живописи мастера.
Выставка, названная «Баллады» получила поддержку президента регионального общественного фонда «Золотая палитра» Владимира Ракчеева, также выпускника СХУ. Он как и все мы – друзья Патрикеева по художественному училищу надеемся на новые творческие удачи нашего земляка.