СТАТЬИ


Борис Глубоков. Город мой

Э.Н.Белонович
В музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова работает  персональная  выставка живописи  художника Бориса Глубокова «Город мой».
Представлять постоянного  ведущего культурной полосы еженедельника «Земское обозрение» на страницах самого еженедельника – задача не из лёгких. Читатель в праве заподозрить автора в пристрастности, в желании приукрасить, преувеличить… Что ж,  пусть мнение автора этих строк  будет «одним из…» в общей  попытке создать наиболее полный портрет Бориса Валентиновича Глубокова–саратовского живописца, графика, журналиста, культуролога. 
Уже  одно перечисление профессиональных  характеристик Бориса Глубокова наглядно показывает нам, что мы имеем дело с натурой неутомимой, неуёмной и незаурядной.  Но коль скоро речь идёт о выставке живописных произведений, постараемся  преимущественно говорить о Борисе Глубокове как о художнике.
Борис Валентинович–выпускник живописно–педагогического отделения Саратовского Художественного училища имени А.П. Боголюбова.
В 1991 – 1999 годах состоялись персональные выставки художника в выставочном зале «Автограф», Областном Центре народного творчества, Центральной городской библиотеке, музее-усадьбе Н.Г.Чернышевского. Глубоков принимает активное участие в выставках, проводимых Союзом художников, галереей искусств «Эстетика», Радищевским музеем и его филиалами музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова, Домом Павла Кузнецова, Энгельсской картинной галереей Андрея Мыльникова.
Однако отметим, что между последней персональной выставкой и недавно прошедшем вернисажем художника в галерее «Эстетика» интервал почти семь лет. Думается, что это время понадобилось художнику для  серьёзного внутреннего роста, аккумуляции сил. Художник много и плодотворно работал, совершенствуя и, быть может,  рождая собственную живописную манеру. Выставка в «Эстетике» полно и ярко раскрыла  зрителю  «нового» и цельного художника.
При организации выставки в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова  была выбрана тема родного города, исторической его части. На выставке  в основном представлены новые работы художника. Тема города – одна из ведущих в  творчестве Бориса Глубокова. Вспомним, что его дипломной работой по окончании училища был триптих «Саратовские дворики», столь удачно написанный, что был закуплен для фонда Саратовского музея краеведения. Название «Саратовские дворики» органично подошло и для серии графических работ, сделанных Глубоковым в последние годы. Глубина и лиричность созданных образов позволили выбрать серию для иллюстрации недавно изданной книги Тамары Фокиной «Саратов: повторение и различие».
Как говорит сам художник, любовь к городским кварталам, помнящим  Виктора Борисова-Мусатова, Константина Федина, талантливого и незаслуженно забытого писателя Виктора Бабушкина,современников – Владимира Масяна и Алексея Слаповского,  ряда других  дорогих для автора земляков - с детства и в крови.
Каким же представляется зрителю город на  полотнах живописца? 
 
Работы  Бориса Валентиновича, камерные, и в то же время какие-то мятежные. В них нет статичности,  пастозное письмо даёт ощущение ветра и в иных работах  вихря, закручивающего в нечто единое дома, деревья, прохожих («Кружево модерна», «Поэтика тулупной улицы», «Родная старина»).    Общая  цветовая гамма иной раз носит тревожное звучание. Быть может,   здесь свою роль играет пристрастие художника к холодным фиолетово-лиловым  и даже чёрным тонам. Но именно так он видит мир и «город мой». Одна из сильных работ «Брейгелевский мотив»  вызывает наслаждение именно от живописи - типичные саратовские задворки здесь превращены в красивые цветовые пятна.  Затейлив и ярок уголок Мусатовского флигеля, окружённый цветами («Модерн мастерской Мусатова»).
В целом художник   не стремится  преукрасить жизнь или удариться в рафинированно–сувенирные мотивы коммерческого толка. Часто встречающиеся сюжеты саратовских храмов («Храм Покрова», «Русская зима», «Музыка Старого Саратова» и др.),  лишены навязчивости и  умильности опять же благодаря оригинальному подходу к изображению натуры. Задумывался художник об  этом или нет, но на картинах  храму чаще всего предшествует дорога или  некое препятствие  в виде городской застройки, храм зовёт, но до него ещё надо дойти…
Борис Глубоков давно и плодотворно сотрудничает с музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова. Он активный участник многих мероприятий проводимых музеем: ежегодных художественных пленэров в «зелёной мастерской» усадьбы, выставке-ярмарке «Без подписи», тематических выставках музея. 
И сегодня в дни работы  выставки «Город мой» художника можно часто застать погружённым в процесс творчества, работающим  в интерьерах флигеля В.Э. Борисова-Мусатова.
 
Элеонора Белонович
 
ШКОЛА РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ
В залах первого этажа Радищевского музея открыта выставка «Мастер и ученик» московской государственной специализированной Школы акварели Сергея Андрияки. На открытии побывали куратор межрегиональных выставок Валерий Верна, замдиректора по учебно-воспитательной работе Лилия Шеруба и будущий проректор будущей академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Владимир Погодин.
Саратовцев, тянущихся  душой к изобразительному искусству, ждут приятные сюрпризы: мастер-классы самого народного художника России Сергея Андрияки и педагогов его будущей академии. Ближайший, как было обещано, - 27 апреля. В свою очередь в музейно-выставочном центре Школы планируется показ шедевров оз фондов Радищевского музея. Вместе с выставкой в музей доставлено большое количество литературы по отпускной цене, выпущенной непосредственно в издательстве Школы.
Книги Сергея Андрияки не только дисциплинируют в художественном профессионализме, но, собственно, несут дух русского национального самосознания. Вот лишь краткие цитаты, взятые только их одного издания: «Я должен был защищаться в восемьдесят втором году. (…)…Я собрал уникальный, колоссальный по объёму материал, так что если бы я на тот момент захотел написать диссертацию, то мог сделать это совершенно спокойно по объёму материала.
Я обратился к родной сестре митрополита Питирима, ныне покойного, Ольге Владимировне Чегеватой, она была одним из реставраторов Андроникова монастыря. (…) Я сказал, что митрополит Питирим – знающий человек, но она возразила, что он спит по три часа в сутки, разбирает почту и в таком режиме живёт, что это уму непостижимо. И посоветовала мне обратиться к его однокашнику, другу, который сейчас на покое, это бывший архиепископ Сергий Голубцов, который ныне находится в Троице-Сергиевой Лавре.(…)
Если зайти в Лавру через боковой вход, то с левой стороны – крылечко архиепископа Сергия. Принял он меня в передней, я привёз ему эскизы, показал и рассказал немножечко. Он не пустил меня к себе в келью, но посмотрел эскизы, выслушал меня, и я понял, что это тот человек, который может помочь. Он сам в своё время занимался иконописью, и, будучи архиепископом Новгородским и Старорусским, организовал иконописные мастерские в Новгороде. Причём, будучи архиепископом, он не понимал, почему нельзя рисовать обнажённое женское тело, созданное Творцом. Он говорил, что не может сказать об этом братьям в монастыре, потому что они его просто не поймут, ведь чистое око видит красоту, а нечистое и в чистом видит грязь. Он любил  импрессионистов, но тоже не мог об этом говорить. Единственный человек, который к нему приходил и был его единомышленником – внук Павла Флоренского, иеромонах Андроник. Владыка был очень больной и уже старенький, но меня постоянно консультировал, я постоянно приходил к нему.(…)
Защита проходила двумя вариантами на одну тему («Вечная память. На поле Куликовом», - Б.Г.) и тремястами эскизами. Я это всё пережил. Правда, там было ещё много моментов и происходили удивительные вещи, которые  пересказать навозможно. Я думаю, что это была поддержка моего старца, священноархимандрита Сергия».
Глубоко верующий православный художник Андрияка создал запрестольный витраж в алтаре храма Знамения Пресвятой богородицы в Москве – «Спас в силах» (1983, 244 х 141), храмовые фрески. «Первым изображением, совершенно утраченным, был образ Воскресения. Высота его достигала пяти метров».Благодаря работе над образом Христа Андрияка открыл технический приём в акварели, где «бумага также является белым экраном. Сочетая однослойную и многослойную живопись, можно добиться необыкновенных эффектов».
Будущий проректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Владимир Погодин высказал в беседе мнение, что через СМИ стоит пропагандировать творчество русское, православное. Есть надежда, что музейные стены последовательно будут предоставляться духоносным выставкам.