СТАТЬИ


д.э.н., профессор, завкафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита СГСЭУ Владимир Бариленко

«ПРОФЕССИЯ БУХГАЛТЕРА – ИСКУССТВО»
Это утверждение принадлежит доктору экономических наук, профессору, заведующему кафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита СГСЭУ Владимиру Ивановичу БАРИЛЕНКО. С ним беседует наш корреспондент Вероника АСТАХОВА.
- Как случилось, что Вы связали свою жизнь с образованием? Это призвание?
- Выбирая институт, о призвании не думал. Учиться нравилось, но осознание «своего» дела пришло позже. В 1972г закончил учётно-экономический факультет Саратовского экономического института по специальности «Бухгалтерский учёт» (сейчас она называется «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»). Охотно принял предложение остаться на кафедре в качестве ассистента.
Потом призвали в армию, служил в инженерных войсках в Москве. Так уж повезло, что часть была недалеко от центра и за время службы мы много раз бывали в таких знаменитых театрах, как Большой, Малый, на Таганке. Над «Таганкой» мы шефствовали: на выходной день артистов приглашали в солдатский клуб. Видел В.Высоцкого, Ю.Любимова. По воскресеньям нас водили то в  Третьяковскую галерею, то на Бородинскую панораму, бывали на ВДНХ.
После службы не было соблазна сменить сферу деятельности?
Нет, институт уже начал становиться родным. Вернулся на кафедру, а в 1976г поступил в аспирантуру. В то время многие наши преподаватели учились в аспирантуре в Московском финансовом институте (сейчас это Финансовая академия при правительстве России) и в Ленинградском финансово-экономическом институте.
Три года учился в Москве. Аспирантуру вспоминаю как очень интересный период жизни, когда приобрёл массу верных друзей из разных городов Советского Союза. Нынешние аспиранты в этом смысле обделены: им приходится вариться в собственном соку, круг общения у них меньше. Добавьте к этому возможность посещать московские библиотеки и близко общаться с ведущими преподавателями, учёными-экономистами страны... 
После аспирантуры вернулся в институт, в 1988г был избран заведующим кафедрой. В 1990-м защитил в Ленинграде докторскую диссертацию.
Наверное, в работе помогает дружба, завязавшаяся тогда, в аспирантуре?
Юношеские знакомства зачастую угасают, если не поддерживаются профессиональными связями. Несколько лет назад наш университет выступил с важнейшей инициативой и стал учредителем Саратовского территориального института профессиональных бухгалтеров. Это региональное подразделение Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ) - общероссийской саморегулируемой организации, которая объединяет 200 тысяч практикующих бухгалтеров и аудиторов, учёных и преподавателей, ряд крупнейших аудиторских фирм, контролирующих 90% рынка аудиторских услуг в стране. ИПБ организует повышение квалификации своих членов, их обучение и аттестацию с вручением аттестата профессионального бухгалтера.
Членами Президентского совета Саратовского территориального ИПБ являются наш ректор профессор В.А.Динес, декан нашего факультета профессор Н.А.Бортник; ведущие профессора факультета В.С.Плотников, В.Ф.Шацкий возглавляют комитеты. Меня избрали президентом этого института, а также членом Президентского совета ИПБ России. Наш Территориальный институт насчитывает полторы тысячи членов, 4 десятка организаций, в том числе более 20-и аудиторских фирм.
В чём смысл этого профессионального объединения? Учиться можно и самому?
У нас в стране осуществляется административная реформа, в ходе которой государство передаёт часть полномочий по регулированию бухгалтерского учёта и аудиторской деятельности саморегулируемым общественным организациям (СРО). Представьте, какое доверие им оказано – переданы полномочия контроля качества аудита, а государственное лицензирование аудиторской деятельности отменено!
Таких саморегулируемых организаций, аккредитованных при Министерстве финансов, несколько. Самая крупная – наш ИПБ, который возглавляет д.э.н., профессор А.Н.Романов, ректор Всероссийского заочного финансово-экономического института.
В рамках правительственной программы реформирования бухучёта в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности надо переучить 3,5 млн. человек, причём переучить радикально! Надо подготовить огромное количество нормативных документов и методическую базу. Надо заниматься аттестацией аудиторов и контролем качества аудиторской деятельности. Тем более сейчас, когда обязательным условием вступления в ВТО является переход на международные стандарты учёта и аудита. Это огромная работа.
Подготовлен проект закона об аудиторской деятельности, предусматривающий обязательное членство аудиторов в СРО, иначе заниматься аудитом будет запрещено. Министерство финансов пыталось ввести подобное правило и в отношении бухгалтеров. Несколько лет подряд действовало требование, чтобы бухгалтерскую отчетность крупных фирм подписывал только тот бухгалтер, который является членом профессионального сообщества, имеет аттестат, соблюдает правила бухгалтерской этики. Сейчас это правило не действует, но сами бухгалтеры стремятся к интеграции, к признанию их статуса профессиональным сообществом. Собственно говоря, это мировая практика, а вовсе не наше изобретение.
Недаром ИПБ является членом международной федерации бухгалтеров, которая организует многочисленные мероприятия: ежегодно проходит европейский конгресс, каждые 4 года – Всемирный конгресс бухгалтеров, а также Всемирный конгресс преподавателей бухгалтерского учета.
Вы в этих мероприятиях тоже участвуете?
Да, положение обязывает. Например, наша саратовская делегация участвовала в работе Всемирного конгресса в Гонконге. В этом году очередной конгресс состоится  в Стамбуле. Не каждый раз удаётся ездить, но на многих европейских конгрессах бывали, в том числе в Праге, Копенгагене.
Вы, очевидно, хорошо владеете иностранным языком?
На мой взгляд, недостаточно. Но два раза выступал с докладами в Вашингтоне на конференции по международному сотрудничеству американских университетов. В 2002 году кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита нашего университета выиграла грант Агентства по международному развитию США. Грант был связан с системой XBRL, позволяющей представлять отчётность в сетях Интернет. По этому гранту мы получили компьютерный класс и два года подряд по 4 наших преподавателя ездили на стажировку в университет штата Вайоминг (США). Ну, и приходилось каждый год отчитываться на конференциях в Вашингтоне. Между прочим, из 80-и грантовых программ наша в 2004 году заняла 4-е место.
Всё это свидетельствует о том, что наша профессия – бухгалтерская - пожалуй, единственная, которая имеет такую международную консолидацию и солидарность, осуществляемую под эгидой ООН и Европейского совета. Кстати, в 2008г Европейский Конгресс бухгалтеров запланировано провести  в Москве, в Финансовой академии, а в 2010г в России пройдёт и Всемирный конгресс. Это значит, что бухгалтеры, выпускаемые СГЭСУ и другими ведущими вузами России, получают мировое признание.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране появляются все новые и новые профессии, в том числе аудитора. В чем её новизна и отличительные особенности?
Профессия аудитора нова лишь для тех, кто профессионально не связан с крупными субъектами экономики. В отличие от традиционного контроля, аудиторский требует совершенно иных подходов: суть состоит не в том, чтобы найти недостаток и наказать,  главное – подтвердить достоверность финансовой отчетности, чтобы внешние инвесторы, государственные органы, зарубежные партнеры доверяли фирме. А для этого зачастую нужно помочь исправить недостатки, привести в соответствие учёт и систему внутреннего контроля, чтобы показатели отчётности адекватно отражали финансовое положение предприятия. Это требует особой аудиторской этики, связанной с соблюдением конфиденциальности и принципа абсолютной независимости: на  профессиональное мнение аудитора никто не имеет права влиять.
Для такой этически строгой деятельности, очевидно, есть потребность введения в учебный процесс воспитательной идеологии?
Безусловно. Курс «Основы аудита» как раз во многом посвящён важным аспектам профессионального кодекса аудитора. Но скажу сразу, что человек, даже закончивший университет, получивший  диплом с записью  «Специалист по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту», ещё не является профессиональным аудитором. Чтобы стать им,   нужен стаж работы, потребуется пройти специальное дополнительное обучение, сдать достаточно сложные экзамены и получить аттестат аудитора.
На базе нашей кафедры профессор Виктор Фёдорович Шацкий создал первый и до сих пор единственный в Саратове учебно-методический центр по подготовке и аттестации аудиторов (теперь его директором является А.И.Львов). Центр работает в тесном сотрудничестве с нашей кафедрой, с Комитетом по аудиторской деятельности территориального ИПБ, возглавляемого ныне В.Ф.Шацким. Наши преподаватели готовят к аттестации аудиторов, а сами аудиторские аттестаты выдаёт Министерство финансов РФ. Кроме того, у нас в СГСЭУ существует учебно-методический центр по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров.
Актуальность нашей работы будет возрастать в связи с тем, что страна подписала Болонскую декларацию и мы переходим на трёхуровневую систему подготовки: бакалавриат, магистратура, докторантура. На бакалавра учатся 4 года, при этом получают не специальное, а общее экономическое образование. Выпускник бакалавриата, строго говоря, не будет ни бухгалтером, ни статистиком, ни менеджером, а просто экономистом широкого профиля. Очевидно, на рынке труда он будет слабо востребован, потому что профессия бухгалтера сложна и рынку нужны специалисты. Магистратура же, где будет осуществляться углублённая подготовка по специальности, охватит далеко не все вузы. При этом магистратура ориентирована на людей, которые будут заниматься наукой и преподаванием, а между тем миллионы предприятий ждут своих специалистов. Поэтому роль профессиональных организаций будет неуклонно возрастать.
Во всем мире бакалавров доводят до профессиональной «кондиции» именно профессиональные организации. И в рамках профобъединений действуют системы постоянного повышения квалификации, аттестации,  контроля  за соблюдением бухгалтерской и аудиторской этики, защиты профессиональных интересов. Это общемировая практика, которая касается, естественно, не только бухгалтеров. Есть профессиональные объединения оценщиков, есть  - финансистов, другие.
Чтобы быть профессионалом, надо быть членом профобъединения. Более того – само определение «профессиональный бухгалтер» - это бренд Международной федерации бухгалтеров (IFAC), которая монопольно определила, что профессиональным бухгалтером может считаться только тот, кто является членом Международной федерации бухгалтеров или членом профессиональной саморегулируемой  организации, входящей в эту общемировую структуру. В России только одна организация является действительным членом IFAC – как я уже говори, это ИПБ, а в нашей области – региональное подразделение ИПБ, Саратовский Территориальный институт профессиональных бухгалтеров.
Международная федерация  бухгалтеров – организация негосударственная, в неё входят общественные организации разных стран мира. На конгрессы собирается по 3-4 тысячи делегатов. И, как правило, российская делегация – одна из самых многочисленных: до сотни человек.
Получается всё-таки, что студент, вышедший из стен вуза, ещё не состоятелен в профессии? Не может быть бухгалтером, пусть не на самой ответственной должности?
Профессия бухгалтера общественно значима. Вы помните потрясшие западный мир скандалы с «Энроном», «Пармалатом» и подобные? Скандалы связаны с нарушениями  бухгалтерской, аудиторской этики, с обманом общественности. В итоге крупнейшая в мире аудиторская фирма «Артур Андерсен», подтвердившая ложную отчётность, потерпела крах. После этого началась тяжёлая работа по совершенствованию международных стандартов учёта, аудита, идут сложные процессы гармонизации правил составления отчётности во всех странах мира. Поймите правильно, бухгалтерская  отчетность – это информация, а информация управляет миром. Поэтому общество не может доверять просто студенту, он должен получить общественное признание коллег по цеху, которые подтверждают его профессионализм, факт, что он соблюдает профессиональную этику, повышает свою квалификацию, подвержен контролю качества. Студенчество – необходимый, но не единственный этап.
«Эконом» всегда был пионером в развитии экономического образования в Саратовской области.
Да, это так. При этом многие начинания появляются именно на нашем факультете. Например, сейчас у всех на слуху переход на международные стандарты учёта. СГСЭУ начал готовиться к этому ещё с 1992 года, когда Британская организация ACCA (также являющаяся саморегулируемой общественной бухгалтерской организацией), пригласила группу специалистов на курсы повышения квалификации в Москву, в Академию народного хозяйства. Потом из нас выбрали 10 человек и отправили на стажировку в Великобританию. Два месяца мы изучали международные стандарты в университетах Шеффилда и Фарнборо, в штаб-квартире ACCA в Лондоне, много ездили в аудиторские фирмы, на промышленные предприятия. После этого в 1998г мне довелось ещё раз учиться в Лондоне на специальных курсах. Впоследствии на базе СГСЭУ для главных бухгалтеров предприятий был создан учебный центр по повышению квалификации в связи с переходом на международные стандарты, где обучение вели преподаватели из Англии. К 75 летию СГСЭУ 30–31 мая нынешнего года на нашем факультете запланирована международная конференция: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит: проблемы и перспективы», в которой должны принять участие учёные из ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.
Экономист - это человек, который обязан прекрасно разбираться во всех хитросплетениях быстро меняющейся ситуации. Удаётся поддерживать высокий уровень требований?
Да, это подтверждается тем, что мы традиционно участвуем во всех олимпиадах,  конференциях и наши студенты, как правило, занимают призовые места. Недавняя независимая аттестация вуза показала, что уровень обьективных оценок наших студентов – один из самых высоких в России. Не случайно выпускники СГСЭУ зачастую получают зарплату во много раз превышающую, скажем, мою.  Поэтому в вузе работают энтузиасты, а зарплата профессионалов на практике гораздо выше.
Говорят, что образование, полученное у вас, является синонимом успешной карьеры?
Да, как правило, но всё зависит от человека. Сам по себе высокоуважаемый брэнд СГСЭУ гарантирует лишь приличный старт. Хотя многие целеустремленные студенты стараются ещё во время учебы закрепить за собой рабочее место.
Какими качествами должен обладать студент вашего факультета: аналитическими способностями, логическим мышлением, умением использовать математические модели?
Считается, что для бухгалтера главное – математика. Нет, она важна, но большее значение имеет честность и порядочность, конечно, трудолюбие и упорство. Скажу так: в Великобритании делят все специальности на две категории: науки и искусства. Угадайте, где бухучет? В категории «искусство».
Дело в том, что нынешние правила бухучёта дают известную свободу в выборе того или иного варианта учетной политики, а от этого многое зависит. Надо планировать стратегически, как в шахматах. Хороший бухгалтер может обеспечить успех предприятию. А неопытный – утопит даже успешное.
Сегодня бухгалтер перестал быть регистратором событий, он стал аналитиком, который помогает вырабатывать оптимальные управленческие решения. А для этого он должен не только фиксировать учётную информацию, но и глубоко её анализировать. Опытному  бухгалтеру достаточно взглянуть на формы отчётности, чтобы определить перспективы фирмы.
Вот вы идёте на работу устраиваться. А, может, зарплаты не будет? Или вы заключаете договор на поставку продукции. Уверены, что за неё заплатят? Или Вы работаете в банке, выдаёте ссуду. А вернёт ли он? Или хотите приобрести акции? Положить деньги на депозит? Посмотрите баланс предприятия – он теперь носит открытый характер, публикуется и должен быть доступен любому заинтересованному пользователю. Надо уметь оценивать надёжность, платёжеспособность предприятия, его устойчивость. На Западе элементы финансового анализа давно стали частью общей культуры. Частенько читаю зарубежные газеты. Рядом со спортом, политикой на равных правах соседствуют таблицы коэффициентов. Для читателя сигнал: ага, надо подкупить такие-то ценные бумаги, от таких-то избавиться. Это очень важные социальные знания. А у нас даже руководители, подписывая финансовую отчетность, толком порой не знают, о чём говорят цифры.
Насколько серьезно студенты относятся к учебе? Например, важен ли для них красный диплом?
А как же? Это элемент репутации. Рад, что красных дипломов у нас очень много. На кафедру несколько специализаций: бухучёт, анализ и аудит в коммерческих организациях; в бюджетных и некоммерческих организациях; во внешнеэкономической деятельности. По последней специализации особенно много отличников.
Вот Вы говорите, в вузе работают энтузиасты. Скажите, а преподавать в вузе проще, чем работать в бизнесе?
Практическая работа и преподавание не схожи. Не каждый даже великолепный финансист в состоянии передать другим свои знания. Не каждый успешный педагог может достичь высот в бизнесе. Каждой специальности потребны свои способности, как Вы говорите, призвание.
Педагогу чрезвычайно важно следить за новинками и самому развиваться. Но и на практике в условиях ломки традиций бухгалтеру требуется обновление базовых знаний и обучение теоретическим новациям. Международные стандарты есть свод принципов, оставляющий люфт для выработки профессионального суждения бухгалтеров. Нет жёстких инструкций. А налоговое законодательство: сотни нормативных актов, постоянные изменения, сложнейшие хозяйственные ситуации… Впрочем, кому сейчас легко?
В какой-то степени профобъединение - аналог системы дополнительного профессионального образования?
Ежегодно каждый бухгалтер - член профессиональной организации - должен прослушать не меньше 40 лекционных часов, побывать на семинарах, встречах. Учебно-методические центры Территориальной организации ИПБ России (как я говорил, их в области два) входят в систему Института дополнительного профобразования СГСЭУ, но имеют и свою вертикаль: скажем, Центр по подготовке профбухгалтеров замкнут на Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, а Центр по подготовке аудиторов  - на Министерство финансов РФ.
Достигнуто много. Но всегда интересны перспективы.
Стоит задача полностью перерабатывать методическое обеспечение учебного процесса, по-новому строить все учебные курсы, писать учебные пособия, учебники. Модульно-рейтинговая система требует более плотной комплектации штатного расписания, значит, встаёт проблема поиска квалифицированных кадров – или их подготовки.
Хорошо, что в СГСЭУ есть своя аспирантура, диссертационный совет, заместителем председателя которого я являюсь. Каждый год наша кафедра берёт четыре человека в аспирантуру, но конкурс при этом составляет до 8 претендентов на одно место. Однако есть и проблема удержания молодых перспективных учёных в вузе: на практической работе им предлагают более конкурентоспособную зарплату. Но жизни без проблем не бывает, и наша задача – создать необходимые административные и академические условия для обучения студенчества и подготовки из них настоящих профессионалов. Все возможности у нас есть.