СТАТЬИ


Дорога к роднику цветов

Александр Таволгин
Сеноженский Александр Романович.
15.03.1941. – 12.03.2005
Трудовой стаж – 46 лет, с 1959 года, когда впервые пришёл на стройку учеником каменщика в тресте «Воркутадорстрой». С того времени вся его жизнь связана со строительством. Окончил Саратовский политехнический институт. Инженер-строитель. С 1965 по 1971 год работал в системе профтехобразования: старший мастер, директор ПТУ. С 1971 по 1985 год в тресте №7 «Главприволжскстроя»: прораб, старший прораб, заместитель управляющего трестом. С 1985 года управляющий, затем председатель совета директоров треста «Энгельсстрой». На этом посту и перестало биться сердце Заслуженного строителя РСФСР, Почётного строителя России, кавалера орденов «Дружба народов» и «Знак Почёта», одного из лучших строителей губернии Александра Романовича Сеноженского.
***
Говорят, шестьдесят  четыре часа не дожил Александр Романович до своего шестидесятичетырёхлетия. Мистика!? Совпадение!? Сам Александр Романович однажды пошутил: - «Я пришёл в этот мир весною, и уйду весною, что б не так больно близким было. Даже уходя,  нужно думать об оставшихся!»
 
РЕКА ТЮЛЬПАНОВ
Аглицкова Вера Васильевна, в «Энгельсстрое» проработала больше 35 лет:
«В строительстве Александр Романович был уникальным человеком не только по своим человеческим качествам, но и по профессиональным. В этом легко убедиться, взглянув на карту города и области. Пожалуй, и поныне во всей  губернии нет такой организации, которая смогла бы столько построить, сколько создано за те двадцать лет, что он руководил предприятием. Не только в Энгельсе - сколько объектов возводили за сотни километров от города!
А диапазон?! Заводские корпуса, очистные сооружения, административные здания, школы, больницы, магазины, дома культуры, музеи, школа искуств, Свято–Троицкая церковь… И конечно же, жилье.
Причём большинство объектов строили не по типовым, а по собственным проектам, так сказать, на века, подбирая такие материалы, чтобы и через десять лет стояли объекты как новенькие. И сдавались вместе с занавесками на окнах и цветами на клумбе. А детские учреждения - не только с красочными игровыми площадками, а даже вместе с игрушками для детей. Школу–интернат  в посёлке Приволжский - с детской одеждой и книжками для библиотеки. А ведь в проектно-сметной документации денег на подобное не предусматривалось. Причём эта требовательность к красоте, совершенству распространялась не только на отстроенные объекты. Вот пример. У нас в Заволжье есть уникальное место, где по полям буквально льётся огромная река тюльпанов. Так вот однажды Александр Романович увидел эту ало-золотую реку, а на следующий день подогнал автобусы к тресту, объявил выходной и все, кто мог - рабочие, специалисты - поехали,  чтобы тоже увидеть это чудо природы... Прикоснуться к красоте родного края. И так во всём. Он не мог жить только для себя».
 
КАЧЕЛИ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА.
Федосеева Ирина Петровна, проработала в организации 28 лет:
«Часто думала, почему Александр Романович неохотно берётся за строительство по типовым проектам. Он никогда не разделял объекты на городские и сельские, во всём стараясь создать свою, неповторимую архитектуру. Что в создании школы, что в постройке очистных сооружений, главными критериями считал  качество и красоту. Сдав объект, он и через годы приезжал, интересовался, нет ли каких проблем. Многие заказчики не раз отмечали, что Сеноженский к стройке относится, как к живому организму, в котором должно быть всё гармонично, и внутренняя отделка, и внешний вид, и благоустройство территории.
Помню, когда сдавали офисное здание «Энгельсстроя», он попросил специалистов и рабочих принести с дачных участков лучшие цветы, которые рассадили в сквере. И здесь же, возле цветников, велел высадить ели и поставить детские качели, прямо у парадного подьезда. Некоторые ему стали осторожно намекать, мол, несолидно, так не принято, на что Александр Романович отвечал: «Мы живём и строим ради детей, и кто этого не понимает, мне неинтересен. Для меня эти качели дороже мнения многих обо мне!»
 
ОН НЕ ЛЮБИЛ…
Черепанова Наталия Михайловна, проработала с А.Р.Сеноженским 9 лет:
«Больше всего он не любил фотографироваться. При этом человек был светлый. Не любил в одежде чёрного, или слишком тёмного. По натуре - добродушный, весёлый, но всегда требовательный к себе и к людям. В одежде ли, в поступках, неважно. Очень любил делать подарки детям, и не только своим. Всех детей он просто боготворил. Не понимал и не принимал людей, любого ранга, которые, как он выражался, «экономили на детстве».
Конечно, Александр Романович был разный, но главное его качество –человечность - списывало все недостатки. Расскажу такой случай.1992 год, тяжелейший не только для всей страны, но и для предприятия. Перестройка обесценила многое. Девальвация рубля фантастическая. Договаривались строить объект на одну сумму, а через месяц-другой выяснялось, что этих денег едва хватает на половину стены. У нас всегда работало много детдомовцев, и в тот период тоже. Приезжаем на объект, а один из них стоит, еле держится. Думали, пьяный. Естественно, Сеноженский к нему: - «Как мог? Почему?» А он и говорит: «Александр Романович, я не ел сегодня!» Сеножинский побледнел, ушёл, а глаза… Вы не представляете, какие у него были глаза. После этого  каждую неделю давали им денег, немного, но чтобы хватало на еду. Это помимо зарплаты. Закупили два автобуса одежды и обуви, на каждого детдомовского, и зимнюю и летнюю. А когда приехали вручать… Это словами ни передать. Дети, привыкшие к трудностям жизни, понимающие, что происходит в стране и на предприятии… В обшем, получают, а у самих губки трясутся, а на глазах слёзы, слёзы.
Очень не любил праздновать свои дни рождения. Сам по натуре человек искренний, не любил лесть, которая иногда проскальзывала на подобных торжествах. Не выносил вранья. Он однажды сказал одному высокопоставленному чиновнику, читающему текст поздравления по бумажке: «Сказать нечего, а припёрся!» Терпеть не мог охоту и рыбалку. А вот побродить по лесу, пошептаться со своими любимыми березками, или собирать грибы обожал. Не раз повторял: «Хотя мы и строители, но никаким кирпичём, никаким раствором душу не закроешь и не замажешь. И пусть не всё, но многое из того, что отняли у природы во время стройки, нужно возвращать. А иначе на своей земле мы станем чужими!»
ПОЧЁТНЫЙ ВРАЧ, ПОЧЁТНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Клинов Виктор Николаевич, с Александром Романовичем проработал более 20-и лет.
«Что отличало этого человека – это верность данному слову. Элитный профессионал – разбирался во всём до тонкостей. Требователен, но объективен. Сегодня подобных руководителей единицы, и не только в строительстве».
 
Веселовская Нина Митрофановна, стаж в «Энгельсстрое» – 34 года.
«Александр Романович - натура неповторимая, нестандартная. Доступный в общении, лёгкий в разговоре, очень тонкий психолог, во многом безотказный.  Со своими проблемами к нему шли со всего города, и не только как к депутату. Хотя депутатом он был всегда, сначала, в советское время, депутатом Саратовского областного Совета народных депутатов, Энгельского городского Совета, Энгельсского районного собрания, затем депутатом Саратовской областной думы второго (1997г) и третьего (2002г) созывов. Его уважали необыкновенно учителя школ, которые он построил, его боготворили врачи больниц и поликлиник, которых было отстроено и реконструированно очень много. Что врачи, что учителя его деятельность признавали сродни своей, и одни присвоили ему неофициальное звание «Почётный учитель», другие «Почётный врач».
 
ПОСТРОИТЬ ДОРОГУ К СВОЕМУ ДЕТСТВУ
У каждого из нас есть своя мечта. Была она и у Александра Романовича. Рождённый в 1941 году, он в полной мере испытал на своей судьбе трагедию военных лет. Осколки израненного детства всю последующую жизнь болью отзывались в душе Александра Романовича. Выросший в  разрушенном  войной селе, он уже в школе знал, что будет строить. Строить для тех, кто не познал счастья домашнего очага, кто вынужден был скитаться по блиндажам и землянкам, а зимою согреваться у костров. Строить для детей, чьей школой были партизанские леса и солдатские окопы. Строить для своих детей, чтобы они никогда не познали того, что выпало на его опалённое детство. Отсюда и феноменальная забота о детях, отсюда и тяга к строительству поликлиник и больниц,  отсюда и стремление дать другому то, чего лишен был сам.
Всю жизнь Александр Романович мечтал построить дорогу к своему дому, где родился, к дому своего детства, расстрелянному войной. Он не мог этого сделать, потому что нельзя построить дорогу в никуда. Но мне кажется, он сделал больше! Создавая жилье, он построил город с родником цветов, создавая больницы и поликлиники, он построил дорогу к жизни, создавая школы, он построил дорогу в детство… И пусть не к своему, но тому, ради кого он жил!