СТАТЬИ


КОВАНЫМ САПОГОМ ПО ЮНОМУ МОЗГУ

Д.Зыкин
Находясь в утробе матери, один близнец спрашивает  у  второго:
«Что ждет нас после рождения?».
«Не знаю, и спросить не у кого, ведь  никто оттуда сюда еще не возвращался».

В раннем детстве у бабушки деревне я стал свидетелем сцены, чрезвычайно меня удивившей: во главе стайки утят важно выхаживала... курица! Причем утята неотступно следовали за ней, как за родной матерью.
Значительно позже я познакомился с трудами Лоренца. Каких только «суррогатных матерей» не подсовывал Лоренц вылуплявшимся птенцам! Нередко они принимали в качестве матерей совершенно посторонние предметы. Лоренц тщательно установил, что ошибочный выбор, сделанный в первые дни жизни,  оказывает существенное влияние  на всю их дальнейшую жизнь. Селезни, воспитанные уткой другого вида, повзрослев, уже не спаривались  с самками своего вида, маленький жираф, принявший автомобиль за мать, впоследствии носился за джипами, призывал их голосом, и достигнув половой зрелости, предпринял попытки совокупиться с машиной, аналогично поступил и гусенок, которому в качестве матери подложили белый мяч. Ранние «детские» впечатления закладывают в сознание животного модель поведения. То, что это верно и для человека, было известно испокон веков.
Позже Станиславу Грофу удалось доказать, что отдельными периодами формирования поведения является: период внутриматочного развития плода, период родовых схваток (кратковременный, но отдельный, важный период), этап продвижения плода по родовому каналу, появление ребенка на свет (отделение от матери).
Человеческая память, уверены физиологи, хранит абсолютно все факты, переживания, события, образы  - словом, весь массив информации, с   которым человек когда-либо сталкивался. Было замечено, что под гипнозом  и в состоянии транса люди иногда вспоминают события, которыми они были свидетелями в младенческом возрасте. В опытах Грофа использование сильнодействующих препаратов дало ошеломляющий эффект. В ряде случаев люди вспоминали и подробно описывали не только то, что происходило с ними в момент рождения, но даже факты из своей внутриутробной жизни.
У нас труды доктора Грофа находились под запретом вплоть до самого последнего времени, однако на западе они давно воспринимаются как само собой разумеющееся, в его проектах участвовали десятки высококвалифицированных специалистов Европы и США.
Ужасы, испытанные ребёнком до момента рождения, не забываются, а вытесняются в подсознание и в дальнейшем оказывают влияние на поведение человека. В связи с этим стоит упомянуть практику, популярную на Западе. Ранее врачи прибегали к  кесаревому сечению лишь в сравнительно редких случаях, когда традиционный способ рождения был противопоказан женщине. Однако сейчас всё чаще прибегают к кесаревому сечению даже там, где нет медицинских противопоказаний. Не исключено, что настанет день, когда появится целое поколение людей, подсознание которых будет сформировано  принципиально иначе, чем у их предков. Какие это будет иметь последствия, покажет время.
 
ВОСПИТАННЫЕ МОЛОКОМ И ПИТАТЕЛЬНОЙ СМЕСЬЮ
- За маму ложечку, за папу…
- Сами жрите, сволочи!
Вопреки широко распространенному заблуждению, ребенок, только что появившийся на свет, отнюдь не является «чистым листом». Следующим после рождения этапом психической уязвимости является раннее детство.
Мать кормит ребенка, ласково разговаривает с ним, заботливо прижимает к груди. В этот момент младенец получает не только пищу, но и ощущение безопасности, спокойствия, удовольствия. Всякий раз во время кормления детский мозг получает «сообщение»: еда - это спокойствие, еда - это надежность, еда - это безопасность. Таким образом, сытость, удовольствие и спокойствие оказываются крепко связаны в подсознании воедино. Так формируется условный рефлекс. И уже во взрослом возрасте, испытывая стресс, чувствуя беспокойство и неуверенность в собственных силах, многие испытывают рефлекторную потребность быстро что-нибудь съесть или затянуться сигаретой, которая в подсознании ассоциируется с материнским соском.
Таким образом, поведение, которое кажется принципиально необъяснимым, иррациональным на самом то деле имеет ясные материальные причины. Нередко малопонятное поведением групп людей (племен, и даже народов), объясняют пресловутым «менталитетом», «культурой». Мол, склад ума у них такой, мол, культура у них такая и всё тут. Поразительно, но такое вот словоблудие на полном серьезе выдают в качестве научного объяснения! Да разве это ответ? Ведь вопрос состоит именно в том, почему именно такое поведение закрепилось и стало частью культуры.
Роль пищи в подсознании человека никак не сводится к утилитарному восполнению энергопотерь. Существует множество ситуаций, в которых человеку хочется поесть, даже если организму объективно не требуется дополнительная энергия, содержащаяся в продуктах питания. Роль подсознания в ситуациях, связанных с питанием, особенно высока. Не случайно очень многие люди объясняют свое недовольство и даже ненависть к советскому строю «дефицитом» продуктов, необходимость стоять в очередях за ними.
ЕЛИ МЯСО?
Вот классический пример рассуждений, в которых подсознание доминирует полностью:
1. В Советском Союзе ничего не было, мяса не было, колбасы не было, масла не было и так далее. За всем приходилось стоять.
Вы при социализме не ели мяса? Вы тогда не ели масла?
2. Нет, ели, но приходилось стоять в очередях.
Значит, всё-таки масло, мясо и прочее было?
3. Нет, не было!
Если не было, так значит, вы не ели. Если ели, значит, всё-таки было.
4. Не было. Потому что надо было в очереди стоять
Если ничего не было, так за чем же вы в очереди стояли? В пустой магазин, что ли, пришли?
5. Приходилось стоять, значит - не было. А вот сейчас стоять не надо, значит - всё есть, товаров стало больше!
И вот так по кругу. Каково, а? Если бы «противник социализма» сказал, что раньше не было товара в свободной продаже без очередей, то это бы несколько меняло дело. Однако даже и в этом случае остается одна грубейшая логическая ошибка, которую почти всегда делает «противник социализма». Смотрите: из того, что отсутствуют очереди, делается вывод о том, что товаров стало больше по сравнению с теми временам, когда очереди существовали. Товаров может быть сравнительно немного, но цены на эти товары столь высоки, что мало кто способен их купить, вот и лежит товар на прилавке. Факт наличия (отсутствия) очередей характеризует соотношение предложения и платежеспособного спроса. Казалось бы, что тут неясного? Однако как же трудно это доходит до очень многих! Ведь никем не отрицается, что сейчас в среднем по стране и производство и потребление целого ряда продуктов как раз снизились по сравнению даже с тем, что было двадцать лет назад. Получается бред - ледяной кипяток пролился на волосатую лысину.
Дело здесь в том, что вопросы питания у многих людей - на уровне подсознания. Массы людей испытывают дискомфорт, если на прилавках не видят продукты, если, стоя в очереди, они чувствуют, что им может не достаться. Увидел сияющие пустоты магазина, и бессознательное отчаянно начинает сигнализировать: «нет пищи, нет пищи, неспокойно, нестабильно»!
А сторонники социализма до сих пор трясут советскими статистическими отчетами, по которым в среднем народ был обеспечен продуктами питания лучше, чем сейчас. А их противники - манипуляторы на выборах 1996 года - сообразили выпустить листовку, на которой был изображён Зюганов и подпись: «купи в последний раз еды». Подсознание миллионов отреагировало на этот сигнал безотказно.
А что вы хотите? Манипуляторы прекрасно знают, сколь важны для человека инстинкты, отвечающие за выживание организма.
На первый взгляд может показаться, что раз уж эти инстинкты столь сильны, то это как раз и является самой надежной защитой против манипуляции. Сейчас при явной угрозе выживания общества эти инстинкты как раз и должны были бы подвигнуть огромные массы народа изо всех сил бороться с реформами. Увы, не всё так просто. В единоборствах есть приёмы, смысл которых в том, чтобы использовать силу противника против него же самого. Достаточно чуть-чуть изменить направление чужого удара и разогнавшийся боец потеряет равновесие, промахнётся и пролетит рядом с вами. Огромная протестная энергия масс, связанная с неудовлетворением даже самых основных потребностей, перенаправляется манипулятором и бесполезно рассеивается. Умелое воздействие на подсознание делает сопротивление нерациональным, бездумным, а потому и бессильным.