БЛАГОСЛОВЕНЕН НАШ СОЮЗ…
Сегодня общепризнанно, что конец XX – начало XXI века характеризуется кардинальными переменами в условиях развития цивилизации, среди которых выделяется значительное повышение в экономике роли знаний. Человечество приходит к осознанию того, что именно реализация интеллектуального капитала оказалась способной вызвать к жизни бум, известный под названием «экономического чуда», которое случилось в одночасье с Японией, Кореей, Китаем. Инновационная деятельность, ставшая локомотивом развития экономики, вывела эти страны на передовые позиции в мировом сообществе. А что с этим у нас, в матушке-России?
Президентом РФ сегодня определен приоритет государственной научно-технической политики: наука, в том числе вузовская, должна стать главным ресурсом позитивного развития экономики страны. Что же, с началом перестройки российская наука пережила не лучшие свои времена.
Высшая школа оказалась в условиях крайне недостаточного финансирования. Тяжелое положение стало катализатором поисков внебюджетных источников денежных поступлений. Вот тогда-то и вспомнили, что вузовская наука кое-чем обладает, а именно – интеллектуальным потенциалом, интеллектуальной собственностью, которую можно пускать в хозяйственный оборот, и получать от этого прибыль. Однако российская промышленность отнюдь не торопилась получать выгоды от сотрудничества с наукой, т. е. широко внедрять в практику передовые достижения научной мысли. Найденное решение было просто: в самой высшей школе создать систему (пусть мелкосерийную, малотоннажную) производства наукоемкой продукции по разработкам ученых. Эта идея была положена в основу первой в России инновационной программы.
В 1991 году для реализации шести ее основных направлений Министерством образования РФ были выбраны 6 головных вузов, в их числе и Саратовский государственный технический университет – по разделу «машиностроение». Возглавил эту работу ныне первый проректор СГТУ, профессор, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, директор департамента науки и инноваций В. Р. Атоян.
В том, что СГТУ реально стал пионером инновационного движения, немалая заслуга Вазгена Рубеновича. Сегодня при техническом университете действуют один технопарк, около 30 научно-производственных фирм и шесть инновационно-технологических центров, занятых производством наукоемкой продукции на базе собственных разработок. В наши дни это воспринимается нормально, но на заре перестройки в общественном сознании было твердым убеждение, что ученые должны витать в чисто теоретических облаках и нечего им-де спускаться на грешную землю и выходить на рынок со своим товаром. Научно-производственные фирмы встречались с нелестным для них недоумением.
Благодаря содружеству с учеными Саратовская область среди всех субъектов Российской Федерации стала первопроходцем в области соответствующего законодательства (Федерального закона нет и по сей день). В рабочую группу по разработке проекта вошли ученые СГТУ, Академии права, представители властных структур и руководители предприятий. В 1997 г. областная дума принимает закон «Об инновациях и инновационной деятельности». Однако, будучи оторванным от практики, закон не работал. Уже в этом году законодательная и исполнительная власть сама обратилась к разработчикам с инициативой перевести-таки закон в практическую плоскость – и в него наконец было внесено главное – четко сформулированное определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность», согласно которому плоды труда субъектов инновационной деятельности признаются в соответствии с российским законодательством объектами их интеллектуальной собственности, к каковым относятся: патент, ноу-хау, авторское право, программный продукт. Но и на этом не поставлена последняя точка: в работе находится законопроект «О поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области», где будут прописаны механизм финансирования, налогообложения, установление прямых и косвенных льгот для этих структур, которым, очевидно, в экономике дается зеленый свет.
Подытоживая свой более чем 10-летний опыт руководства инновационным движением, доктор наук В. Р. Атоян констатирует, что интеграция вузовской науки с производством многое дала и сфере образования, а именно – новые технологии обучения. Занимаясь в технопарках, варясь в «котле» творческой работы, студенты получают вкус и навык к новаторству – качества, многократно повышающие ценность современного специалиста.
Однако затронутая нами сегодня тема будет страдать отвлеченностью и схематизмом, если мы не расскажем об инновационной деятельности вуза на конкретном примере. О детище союза науки с производством рассказывает доцент кафедры материаловедения, кандидат технических наук, а также директор научно-производственной фирмы «РОСО» (г. Энгельс) В.Н. Сопляченко.
ИННОВАЦИИ В ДЕЙСТВИИ: «Макар Потехин» – макароны от Энгельсского технологического института СГТУ
– Вячеслав Николаевич, давайте вспомним самое начало. Как я понимаю, у вас не было ничего. Кроме некоей собственности, а именно – интеллектуальной, т. е. идей, базирующихся на результатах фундаментальных и прикладных исследований. Но собственность реализуется экономически, когда она начинает приносить доход. Поэтому ваш «мозговой центр» создавался как хозяйствующий субъект – фирма для производства продукции в целях получения прибыли. Кто, кстати, составил «костяк» центра и был ли у кого-нибудь производственный опыт?
– В состав фирмы, кроме меня, вошли профессор В. М. Седелкин, доцент Г.А. Саврасов, ведущий инженер В. А. Васильев и др. В начале производственного опыта и опыта хозяйствования в рыночных условиях ни у кого из нас не было. Скажу о себе: в институте с 1967 года сначала студент, затем мнс, ассистент, доцент, зав. кафедрой, зам. директора по научной работе, а с 1991 года – директор НПФ «РОСО».
Начали мы с разработки и выпуска охранной сигнализации для автомобилей и квартир. Отсюда родилось название нашей фирмы – Разработка охранной сигнализации объектов. В 1992-1995 годах осуществлялся серийный выпуск домашних инкубаторов для вывода птенцов. На последнюю модель инкубатора мы получили патент в Госкомизобретений РФ. Любопытный факт: прототипом нашего был американский патент, зарегистрированный в 32-м году, когда США переживали экономический спад. В России спрос на инкубаторы «рос как на дрожжах» именно в трудные годы перехода к рынку, когда основная масса населения переориентировалась на свое замкнутое натуральное хозяйство. С 1995 года начала отмечаться стагнация спроса на этот товар, а сегодня он практически «ушел» с рынка, и это является позитивным показателем. Тем не менее, удовлетворив тогда запросы рынка, мы получили хорошую прибыль.
– Значит, вопреки известным утверждениям, кое-кто у нас в России все-таки приобретал первоначальный капитал не жульническим и воровским путем, а собственным честным трудом… Как же вы распорядились прибылью?
– Конечно же хотелось заниматься чем-то более серьезным. Но для этого у нас не было никакой производственной базы. Поэтому вопреки мнению некоторых учредителей нашей фирмы всю прибыль направили на создание собственной производственной инфраструктуры: приобрели более 30 металлообрабатывающих станков, благо покупать и выбирать было где. Сегодня располагаем практически полным набором металлообрабатывающего оборудования для изготовления среднегабаритного оборудования высокой сложности. Имеем координатно-расточной, зуборезный, шлифовальные, токарные, фрезерные, сверлильные, строгальный и долбежный станки; слесарно-заготовительное оборудование для рубки, гибки, штамповки, вальцовки металла, а также сварочное оборудование для всех видов сварки.
– С чем же вы вышли на рынок после изменения структуры потребительского спроса?
– В 1996 году доценты кафедры «Машины и аппараты пищевых производств и теплотехники» Г.И. Старшов, и С.Н. Никаноров предложили заниматься оборудованием для выпуска макаронных изделий. Тогда же был изготовлен первый макаронный пресс.
– Вячеслав Николаевич, но вы ведь – «мозговой центр». Зачем вам налаживать серийный выпуск товара? Поясню. Процесс создания нового товара складывается из нескольких фаз: проектирование, макетирование, опытное производство и серийный выпуск. Не проще ли было стадию тиражирования продукта передать в руки заводов, а вам получать затем дивиденды с прибыли от реализации?
– У моих коллег было такое начинание, но с плохим концом. Один из заводов (не буду его называть) выпускал одну из первых моделей макаронного оборудования. Был заключен договор о получении своей доли с прибыли. Но, к сожалению, в условиях отсутствия четко регламентированных «правил игры» на экономическом поле прославленная хитрость русского ума часто находила себе не совсем похвальное применение. Вот и в этом случае – делиться прибылью с творческим коллективом не захотели, сказали, что ее нет. Конечно, разобраться в хитросплетениях «партнеров» не составило труда: просто была создана посредническая фирма, которой товар продавался по себестоимости, и прибыль от продаж оседала, естественно, на ее счетах. Этот неудачный опыт сотрудничества побудил нас самих заняться производством.
– Но ведь в результате нечестных, мошеннических действий вам был нанесен убыток?
– Нашей фирме нет, потому что мы не стали разворачивать производство аналогичного оборудования. Пошли дальше. Следом было создано принципиально новое оборудование – автоматические линии для выпуска макаронных изделий. Конечно же, первые модели были несовершенны и во многом уступали импортному оборудованию. Выпускаемые сегодня автоматические линии по многим показателям оказались конкурентоспособными по отношению к отечественному и импортному оборудованию. Как это ни странно, но переход на современную технологию прессования с вакуумным замесом теста одновременно упростил конструкцию макаронного пресса и, самое главное, повысил надежность его работы. Нашли оригинальное техническое решение автоматической сушилки: она стала компактной и в то же время с развитой сушильной площадью, что позволяет реализовать мягкие режимы сушки, экономить энергоресурсы и получать высококачественную продукцию. Важным достоинством новой сушилки является высокая надежность и долговечность. Она может работать без ремонта годами.
– У вас есть сегодня своя ниша, свой круг покупателей?
– Наше оборудование эксплуатируется в Барнауле, Казани, Камышине, Москве, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове, а также городах и населенных пунктах нашей области: Балтае, Энгельсе, Марксе, Красноармейске и других в основном предпринимателями малого и среднего бизнеса. Причем многие из них приобрели по 2-3 автоматические линии. Потребители охотно имеют с нами дело, потому что мы не только осуществляем отгрузку оборудования, но оказываем весь спектр услуг по скорейшему его освоению: шеф-монтаж, пуск в эксплуатацию, обучение специалистов, гарантийное и сервисное обслуживание.
– А крупные макаронные фабрики покупают ваше оборудование?
– Пока крупные производители предпочитают покупать импортное оборудование, чаще всего бэушное.
– Значит, западные производители, чтобы не сдавать оборудование в утиль, продают его нам. Что же диктует крупным заказчикам такой выбор товара? Нет доверия к отечественному производителю, нет нынче ломоносовской веры, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать…»? Или причина в другом – в недостаточной информации о том, что на рынке есть хороший отечественный товар? Вот вы, например, что делаете для продвижения своего продукта на рынок?
– Действительно, в этом есть доля истины. Мы недостаточно пропагандируем ценностные и рабочие характеристики своего оборудования. Сегодня оно по надежности работы и качеству конечного продукта ни в чем не уступает импортному, при этом оно в 5-8 раз дешевле.
– Поясните, какие ваши технические решения превосходят зарубежные аналоги?
– В макаронном прессе – вакуумный дозатор муки, новизна которого уже подтверждена патентом на изобретение, а также способ и устройство нагрева теста в матричной камере, на что оформлены и направлены в Госкомизобретений заявки на изобретения. В сушилке – конструкция сушильной камеры, представляющей собой металлический профильный настил, выполненный в виде горизонтально расположенных жалюзей. На конструкцию сушилки оформляется патент на изобретение.
– Остается пожелать вам побольше пробивной силы и агрессивности в хорошем – рыночном – смысле этого слова.
– Спасибо, мы уже предпринимаем меры к «освоению» новых рынков. В частности, в будущем году планируем выставить действующий образец макаронного пресса на 10-й Международной выставке «Макароны – 2004».
– Вы используете свою товарно-знаковую символику?
– У нашего оборудования есть свое имя – «Макар Потехин», которое расшифровывается как «Макароны от Покровского технологического института».
– Спасибо за беседу.
&n