СТАТЬИ


Саратовская облдума приняла бюджет-2004

Сегодня, 19 ноября 2003 года, депутаты Саратовской областной думы на очередном заседании приняли в первом чтении проект закона Саратовской области "Об областном бюджете на 2004 год". Его параметры несколько отличаются от тех, которые были приняты к рассмотрению на заседании 22 октября. Тогда законопроект был принят с профицитом 801,474 млн. рублей, сейчас бюджет утвержден с дефицитом в сумме 163,8 млн. рублей или 1,9% объема собственных доходов.
По словам первого заместителя председателя Областной Думы, председателя комитета по бюджетно-финансовой политике и налогам Владимира Чурикова, федеральный центр продолжает практику проведения налоговых реформ и реализации "федеральных мандатов" за счет региональных бюджетов. "Правительство Российской Федерации сознательно завышает доходный потенциал регионов и занижает их потребности в финансовой помощи. Совершенно не учитываются структурные изменения в бюджетообразующих организациях, что приводит к уменьшению налогооблагаемой базы регионов" - заявил В.Чуриков. По его словам, сумма невозмещенных в результате проведения налоговых реформ доходов консолидированного бюджета области составляет около 409,6 млн. рублей. Кроме того, в проекте федерального бюджета будущего года не предусмотрены средства на финансовую помощь регионам для выплаты повышенной с 1 октября зарплаты работникам бюджетной сферы. Нагрузка на областной бюджет по этой части оставит 1 млрд. 711 млн. рублей.
"Темпы роста доходов в представленном проекте областного бюджета =105,6% - самые низкие за последние годы и не покрывают темпы роста инфляции" - считает В.Чуриков.
По результат работы согласительной комиссии доходная часть областного бюджета с учетом трансфертов из федерального бюджета уменьшилась с 12 млрд. 630,5 млн. рублей до 11 млрд.992,5 млн. рублей.
Основными источниками доходов бюджета станут налог на прибыль - 4 млрд. 498,7 млн. рублей, акцизы - 1 млрд. 757,7 млн. рублей, платежи за пользование природными ресурсами - 731,872 млн. рублей, налог на имущество предприятий - 552,068 млн. рублей.
Расходная часть областного бюджета также сократилась и запланирована в размере 12 млрд. 156,332 млн. рублей. Для обеспечения выплаты повышенной с 1 октября заработной платы работникам бюджетной сферы согласительная комиссия приняла решение сократить некоторые расходные статьи, в том числе расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней - на 218,355 млн. рублей, на государственный аппарат управления - на 128 млн. рублей, охрану окружающей среды - на 63,5 млн. рублей, жилищно-коммунальное хозяйство - на 35 млн. рублей, спорт - на 24 млн. рублей, сельское хозяйство - 10 млн. рублей.
Тем не менее, бюджет сохранит свою социальную направленность - совокупные расходы на социально-трудовую сферу составят 59,3% (в бюджете 2003 года было 52%). В структуре расходов на социально-трудовую сферу 40% составляют средства на выплату заработной платы.
Основными расходными статьями определены финансовая помощь бюджетам муниципальных образований - 4 млрд. 087,939 млн. рублей (33,6% расходов), дорожное хозяйство - 2 млрд. 048,295 млн. рублей (16,8%), социальная политика - 1 млрд. 835,288 млн. рублей (15,1%), а также здравоохранение и физическая культура - 878,682 млн. рублей (7,2%), государственное управление и местное самоуправление - 745,679 млн. рублей (6,1%), образование - 495,732 млн. рублей (4,1%), правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - 525,814 млн. рублей (4,3%), сельское хозяйство - 219,883 млн. рублей (1,8%).
В Саратовской области ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%
Депутаты также приняли в двух чтениях областной закон "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций".
Этот закон было необходимо принять в связи с тем, что с 1 января 2004 года вступает в силу глава 30 Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций", в соответствии с которой этот налог вводится в действие законами субъектов России.
По сравнению с действующим законодательством, в новой главе Кодекса из-под налогообложения выводятся такие статьи баланса, как готовая продукция, сырье и материалы, товары, нематериальные активы и другие. Из-за этого налоговая база по области сокращается на 28%. Кроме того, Кодексом установлен перечень исключений из объекта налогообложения - это земельные участки и иные объекты природопользования, имущество, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России, а также льготы в отношении 16 категорий плательщиков.
В Саратовской области ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%, что, по мнению разработчиков закона, позволит частично компенсировать снижение налога в связи с сокращением налоговой базы.
Помимо льгот, предусмотренных главой 30 Налогового кодекса РФ, саратовские законодатели дополнительно освободили от налогообложения имущество, используемое исключительно для отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет, имущество областных и муниципальных бюджетных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности области. Принятие этого закона, по мнению разработчиков, обеспечит поступление в консолидированный бюджет налога на имущество организаций в размере 1520,0 млн. рублей.
После принятия решения председатель думы Сергей Шувалов поблагодарил депутатов за работу над бюджетом, а также за то, что они вообще явились на заседание, несмотря на некие странные звонки, которые получили многие из них.