СТАТЬИ


Докладная записке Г.Павловского о "деле ЮКОСа" с комментарием ответа С.Пугачёва

Глеб Павловский
"Ведомости", "Вокруг новостей"
От редакции "Земского обозрения":
Идеологическая война под названием «Дело ЮКОСа» продолжается. Точка зрения редакции «Земского обозрения» высказана в статье «России – быть»! (№ 30 от 22 июля 2003 года). В частности, мы говорили, что «олигархи заинтересованы в исчезновении или разрушении государства, которое они ограбили, ведь народ может предъявить им счёт. Если Россия не сбросит ярмо олигархического, "сырьевого" капитализма, и не перестроит экономику на основе рыночной инициативы россиян, нам ещё долго придётся мучиться в судорогах геополитического отступления».
Теперь мы хотели бы дать слово и противоположной стороне и публикуем докладную записку известного политтехнолога Глеба Павловского. Он представляет «Дело ЮКОСа» не как проявление конфликта идей, а всего лишь как внитриклановую «разборку».
Публикуется также комментарий газеты «Ведомости», констатирующего резкое усиление конфликта внутри администрации президента.
 
ПУГАЧЕВ ОБИДЕЛСЯ НА «ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ» ОТКРЫТИЯ ПАВЛОВСКОГО

Виталий Иванов, Анфиса Воронина, «Ведомости»

         Советник руководителя президентской администрации Александра Волошина Глеб Павловский, который уже несколько дней обличает кремлевских "силовиков" в измене делу Путина, дождался ответа от обличаемых. Один из выявленных Павловским "диссидентов" - сенатор Сергей Пугачев пригрозил консультанту уголовным преследованием. Политики констатируют, что конфликт внутри администрации президента резко усилился.
        С конца августа президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский публично разоблачает "новую системную оппозицию", которая, по его словам, создала "параллельный центр власти" и способна совершить "ползучий переворот". Главными "диссидентами" и "оппозиционерами" курсу Владимира Путина Павловский называет заместителей руководителя президентской администрации Игоря Сечина и Виктора Иванова. Этими открытиями он поделился с читателями "Эксперта" и "Независимой газеты", слушателями "Эха Москвы" и т. д.
        В концентрированном виде Павловский изложил свои соображения в аналитической записке "О негативных последствиях "летнего наступления" оппозиционного курсу президента РФ меньшинства", опубликованной на сайте www.kreml.org (текст ниже). Как сказал Павловский "Ведомостям", он готовил эту записку как советник руководителя администрации президента Александра Волошина, но ее адресатом являлось все руководство администрации, включая Сечина и Иванова.
        О конфликте в президентской администрации впервые открыто заявил председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский вскоре после ареста его делового партнера Платона Лебедева. В своем телеинтервью, данном в Томске 7 июля, Ходорковский объяснял злоключения своей компании борьбой за власть "между различными крыльями в ближайшем окружении Владимира Владимировича Путина" за то, кто будет "составлять второй эшелон команды" после президентских выборов 2004 г.
        Ответ Пугачева Павловскому не заставил себя ждать. В заявлении, распространенном от имени сенатора, сказано, что в публикациях и заявлениях Павловского содержится "ряд вымышленных, оскорбительных, заведомо ложных, клеветнических обвинений". По мнению Пугачева, политконсультант может понести за это "уголовно-правовую" ответственность. Помощник сенатора Олег Грачев говорит, что Пугачев не решил, как именно он будет разбираться с Павловским.
        Официальный представитель "Роснефти" утверждает, что в компании не обращают внимания на обвинения в адрес своего президента Богданчикова. По его мнению, Павловский поднял шум, чтобы "привлечь к себе внимание" клиентов в условиях "жестокой конкуренции между политтехнологами".
        Политики склонны видеть в заявлениях Павловского отражение борьбы между различными группировками в администрации президента и констатируют, что она впервые вынесена на публичное обсуждение приближенным к Волошину экспертом. Зампред "Яблока" Сергей Митрохин считает публичную активность Павловского "игрой на обострение". "Это ответ на то, что происходило с "ЮКОСом" и было, видимо, сочтено нарушением правил игры между кремлевскими группировками, - говорит Митрохин. - Та группа, которую представляет сам Павловский, видимо, решила ответить вынесением сора из избы". "Подковерная борьба "силовиков" с "семейными" за влияние на президента вышла на поверхность, на уровень публичной риторики", - отмечает секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов.
 

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

"О негативных последствиях "летнего наступления" оппозиционного курсу Президента РФ меньшинства"
 
Глеб Павловский
 
1. ЛЕТНЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ
В течение лета 2003 года политическая активность так называемой "группы
С.Пугачева-И.Сечина-В.Иванова" (далее - Группа) перешла на качественно новый уровень. От осуществления отдельных операций преимущественно в экономической сфере, Группа перешла к активным действиям по "переустройству" российской экономики и политики, включая президентский уровень.
Экономический базис группы, первоначально включавший Межпромбанк, Роснефть и, отчасти, Газпром, начал быстро укрепляться за счет втягивания в орбиту Группы представителей среднего бизнеса в транспортном, банковском, нефтяном, угольном и других секторах экономики. Возникновение нового "центра силы", оппозиционного "олигархам", объективно привело к консолидации вокруг него значительной группы "обиженных" предпринимателей из числа наиболее политически активного среднего бизнеса.
Продолжил расширяться и круг сторонников Группы. К традиционно поддерживавшим группу В.Устинову, Г.Букаеву, Ю.Заостровцеву начали "подтягиваться" П.Бородин и другие. Группе удалось более активно, чем раньше, использовать поддержку руководства РПЦ и силовых структур, включая ФСБ. Создается миф о тождестве Группы и руководства силовых структур от МВД и армии до ФСБ и Прокуратуры. Очевидно, что такого тождества нет, а сделана заявка на политический контроль.
Политически Группе удалось активно вмешаться в ход подготовки к избирательной кампании 2003 года, в том числе за счет выдвижения "своих" политических структур ("Народная партия"), стать ключевым игроком в ряде наиболее важных региональных избирательных кампаний (Башкирия, Чечня, Москва), во многом изменить расстановку сил в бизнес-элите (разоблачение "заговора олигархов" и "дело ЮКОСа"). 
Идеологическим манифестом Группы стал доклад о заговоре олигархов (С.Белковский, И.Дискин), (опубликован в сокращении в «Земском обозрении» № 24 от 17 июня 2003 года – прим.ред.). Базовая идея С.Пугачева о построении государственно-ориентированного капитализма на базе переработанной и упрощенной для массового потребления православной идеологии дополнилась более актуальным для 2003 года революционным призывом к смене всех элит - в экономике, региональной и федеральной политике.
Следует отметить, что все серьезные перемены, произошедшие на российском политическом ландшафте в течение лета и всей первой половины 2003 года, связаны с началом широкомасштабного наступления, предпринятого Группой. В результате к концу лета 2003 года Группа превратилась в одного из ключевых игроков российской политики, действующего агрессивно как в бизнесе, так и в политике, и пытающегося по-своему отредактировать Конституцию и политический курс Президента.
 
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Очевидно, что основной задачей политической Группы является существенная коррекция политического и экономического курса развития страны, осуществляемого Президентом и Правительством. Эта коррекция связана:
Во-первых: с формированием нового типа бизнеса, заданного "делом ЮКОСа": полностью лояльного новым хозяевам, определяющим кадровую и экономическую политику. Неповиновение будет подавляться за счет силового воздействия. Сам бизнес может оставаться частным, но роль государства в управлении им должна быть высокой.
Во-вторых: с созданием сильных государственных монополий или холдингов с государственным участием в большинстве привлекательных секторов экономики.
В-третьих: с решением задачи роста экономики через перераспределение ресурсов и собственности в топливно-сырьевом и других секторах экономики, введением "ресурсной ренты", созданием государственных монополий (в том числе возврате госмонополии на выпуск вино-водочной продукции) и ужесточением контроля за функционированием бизнеса.
В-четвертых: с резким усилением силового компонента власти, превращением "силовиков" в главную и, по сути, единственную опору Президента. Активизацией силового вмешательства в политику, начиная от выборов всех уровней и заканчивая контролем частной жизни.
В-пятых: с формированием новой "лево-популистской" идеологической платформы власти, опирающейся на упрощенное и превращенное в идеологию православие, с ориентацией на "массы бюджетников" и антиолигархически настроенный средний и малый бизнес. Образец такой идеологии просматривается в программах ряда политических партий, поддержанных группой, в первую очередь - Народной партии. 
Внутренний мотив необходимости такой коррекции государственной политики, на которой настаивает Группа, заключается в представлении ее лидеров о слабости Президента. "Слабость" Путина, его "непоследовательность", "недостаточная решительность", постепенное "превращение в Горбачева" - постоянно повторяемый рефрен в публичных выступлениях идеологических сторонников Группы. В первую очередь за слабость выдается мифическое нежелание Президента "порвать с Семьей", отказаться от "связей с олигархами" и "дать свободу национальному бизнесу", под чем обычно понимаются собственные коммерческие связи и интересы Группы. 
Очевидно, что если Президент будет и далее уклоняться от поддержки действий Группы в отношении пересмотра экономических и политических ориентиров, тема "слабости Путина" и его личных связей с "Семьей" и олигархами может превратиться в стержень PR кампании Группы. 
 
3. УГРОЗЫ ВЛАСТИ
Реализация Группой ее целей и задач в ходе политического наступления летом 2003 превращает ее в системного оппонента действующей власти и Президенту. Действия Группы по силовому "выталкиванию" из бизнеса конкурентов, объявляемых "олигархами", а по сути - передел крупного бизнеса, наряду с попытками оседлать избирательный процесс и начать контролировать власть в регионах под флагом "укрепления слабого Президента", выводят действия Группы за грань приемлемой борьбы мнений. Речь идет о формировании параллельного центра власти с перетеканием к нему части полномочий и государственных функций, с последующим превращением данного центра в основной. Коррекция политики Президента имеет продолжением классический вариант "ползучего переворота".
В связи с этим для власти формируются несколько зон угроз:
Первая, реализующаяся в полной мере уже сейчас, заключается в нарастании хаоса в политической организации общества. Рост конфликта внутри верхушки власти, раскол Администрации Президента на два лагеря приводит к разбалансированию процессов согласования и появлению большой группы структур, играющих на противоречиях во власти в интересах личной выгоды. Эта тенденция отчетливо заметна практически на всех значимых региональных выборах, в первую очередь в Санкт-Петербурге, Чеченской республике, Башкирии, Москве. На федеральных выборах в Государственную Думу она выражается в стремлении затруднить и по возможности обрушить избирательную стратегию партии "Единая Россия". Повсюду в регионах ощутима тенденция к активизации кадров и структур прокуратуры для вмешательства в споры экономических субъектов, вынуждаемых обращаться за "силовой поддержкой" к Группе.
Вторая заключается в нарастании тенденций передела собственности в пользу участников и сторонников Группы, прикрывающихся флагом государственных интересов. Фактически на место разрушенной олигархической системы приходит новая "силовая" олигархия, состоящая из членов Группы и их ставленников, ориентированная на использование государственных рычагов и административного ресурса для достижения своих целей. Реализация такого передела в пользу "новых олигархов" приведет к повторению в худшем виде олигархической системы, в итоге окажет разрушительное воздействие на государственные кадры, поведет к сворачиванию темпов экономического роста. 
Третья заключается в постепенной трансформации роли Президента. Возникающий в ходе реализации стратегии Группы силовой механизм передела собственности будет нуждаться в постоянной поддержке Президента, посягая на его ресурс доверия и поддержки масс. Таким образом, Президент утратит свободу маневра и станет заложником политики Группы не только в части устранения ее конкурентов, но и практически по всем другим вопросам, от смены региональных элит до незаконного использования силовых структур в политических целях. 
Четвертая, носящая перспективный характер, связана с политическим эхом кампании в широких кругах малого и среднего бизнеса, стимулируемого заказной пропагандой Группы на примерах "дела ЮКОСа" к обвальному пересмотру распределения имуществ в свою пользу. Речь идет попросту о возбуждении части среднего класса России к классовому противопоставлению другим группам, к ревизии института собственности. Определенная политическая незрелость российского среднего бизнеса зачастую толкает его в сторону поддержки радикальных политических сил, в первую очередь - национал-экстремистов. Очевидно, что Группа, основной целью участников которой является превращение в новых олигархов-поводырей Президента, не в состоянии будет справиться с разбуженной ею антисистемной энергией. Однако будет стремиться ее использовать в "антиолигархической" борьбе. Это приведет к нарастанию крайних позиций в политике накануне президентских выборов, возникновению лозунгов "коренной реформы государства" на экстремистский, неконституционный манер.
 
4. ВЫВОДЫ
В конце лета 2003 года действующая власть столкнулась с новой системной оппозицией, фактически создавшей параллельный центр власти и пытающейся провести коррекцию курса Президента изнутри, опираясь на поддержку части силовых структур государства под флагом поддержки и усиления "слабого" Президента. Основной целью новой системной оппозиции является проведение передела собственности в свою пользу и осуществление массовой смены элит на федеральном и региональном уровнях. Дополнительной целью является формирование новой государственной идеологии, которая могла бы помогать "новой олигархии" удерживать власть. Роль Президента в случае успеха данной стратегии будет сведена к вынужденной поддержке действий "новой олигархии", заложником которой он оказывается. 
Предельно опасны и попытки Группы сделать Генеральную прокуратуру участницей политических игр. При недостаточности ресурса нового "кремлевского меньшинства" для получения поддержки в стране, в результате ее "атаки на капитал" можно прогнозировать нарастание раскола в обществе, вызванного переделом имуществ и разрушением политического баланса. Это - прямая дискредитация власти, ее демократической конституционной легитимности.
При успехе Группы под угрозой окажется весь прежде заявленный в Послании Президента к Федеральному собранию курс - выдвинутая В.Путиным программа роста ВВП и, на его основе, преодоления нищеты и укрепления единства и безопасности России; вся вообще линия на мирную консолидацию общества. Страна снова вернется ко времени нестабильности, которым был отмечен конец 90-х годов.
Нельзя не отметить главного внутреннего противоречия Группы, склеенной из двух противоположных идеологических позиций: государственно-бюрократической - и коммерциализированной, корыстно-частной. Именно попытка смешать эти несовместимые мотивировки (идущая, вполне вероятно, от финансовых спонсоров Группы) и привела к описанным политическим извращениям. В отношении спектра своих обычных рабочих задач И.Сечин, как куратор документооборота и канцелярии Президента, и В.Иванов, как куратор кадровой политики, всегда отстаивали кадровую прозрачность команды В.Путина и решений Администрации, отсеивая сомнительные кадровые предложения и лоббистские бумаги. Перерождение Группы и состояло в том, что, начав формироваться В.Ивановым и И.Сечиным как структура обеспечения команды Президента, она в дальнейшем вышла за рамки компетенции и этики государственной службы. Попав под контроль финансовых спекулянтов, Группа превратилась в приватизированную бизнесом Пугачева-Веремеенко-Богданчикова, управляемую извне часть вертикали власти. В Администрации Президента тем самым возникло окно перехвата рычагов государственного управления, расширяющаяся зона новых олигархических амбиций, удобная для авантюристов, прикрывающихся именем Президента. 
В этом смысле простым выходом из сложившейся ситуации кажется возвращение ответственных сотрудников Администрации к выполнению своих прямых обязанностей, при дистанцировании от сомнительных связей и олигархического прожектерства.
 
Подготовлено Г.Павловским, 29.08.03