СТАТЬИ


ИСТОРИЯ РОССИИ КАК ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н.Г.КОЗИН
Уже дважды за столетие – в Октябре 1917-го и Августе 1991-го идея строительства «новой России» утверждалась через преодоление «старой». На этой основе реализует себя постоянная, принявшая уже характер патологии, тяга к переписыванию собственной истории. Прошлое рассматривается как одна сплошная и роковая ошибка. Это понятно, новая цивилизационная программа развития требует своего обоснования, что можно осуществить только исторически, только через отрицание предшествующей.
В самом по себе новом толковании истории нет ничего неожиданного и тем более криминального. История состоит из факта информации, редко подлежащего изменению, и факта толкования, который, как правило, изменяется, отражая прогресс исторических знаний. Но дело в масштабе и направленности процесса. Нельзя же доводить его до собственного предательства, с чем и столкнулась Россия в начале и конце XX столетия.
Если Октябрь 1917-го оторвал Россию советскую от России дооктябрьской, то Август 1991-го продолжил этот процесс: оторвал Россию постсоветскую от советской. Возобладала странная реальность, когда пропуск в демократию стал ассоциироваться с глубиной ниспровержения собственного прошлого. В любом случае оно оказывалось НЕ ТАКИМ, противоречащим новому цивилизационному идеалу. Отсюда и растерянность нации. Такой растерянности нет, к примеру, в Прибалтике, где нации восстановили свою историческую преемственность. Россия же разрушает всё и в первую очередь то, что связывает её с национальными формами бытия в истории.
В логике цивилизационного переворота, второго за одно столетие в истории России, содержится главный источник того зоологического нигилизма, который исповедуется по отношению к собственной истории. Одно цивилизационное начало не может сосуществовать с другим, одно из них должно победить. Потому ставится задача: не понять прошлое, а свести с ним счеты, отомстить ему с позиций современности, хуже того, с позиций не наших ценностей. Естественно, это не может не закончиться исторической вкусовщиной. Ведь современность не может быть тем, что она есть, если не опирается на адекватный себе фундамент прошлого. Разрушая его, мы разрушаем и современность.
ИСТОРИЯ МНОГОМЕРНА
Односторонние подходы к истории пытаются сделать доминирующими при осмыслении прошлого России, начисто разрушая баланс положительного и отрицательного.
Так, наша победа над фашизмом нисколько не теряет от того, что она далась нам ценой огромных человеческих жертв. При всех просчетах руководства СССР накануне и в период Великой Отечественной войны не следует забывать, что мы воевали всё-таки против фашизма, исповедовавшего на Востоке, в отличие от Запада, войну на полное уничтожение. Следовательно, дело не только в нас и в недостатках нашего поведения в истории, но и в логике поведения нашего противника, освобождавшего пространство для расселения немецкой нации. На Востоке во все периоды II Мировой войны была иная война, чем на Западе, – цивилизационная, не до военной победы, а до такой, которая стала бы прологом полного уничтожения русско-российской цивилизации, всего восточного славянства. Вот почему из 26 млн наших жертв во II Мировой войне 9,2 млн приходится на потери нашей армии, а остальные 17,4 млн человек – на гражданское население. Но это не волнует тех, кто поставил перед собой задачу дискредитировать Россию, в частности, на плечах борьбы со сталинизмом устроить погром исторических и национальных святынь России.
Поражает навязываемая избирательность. Намеренно путается история вождей с историей народа, история политического режима с историей национального государства, история классов с историей нации, история отдельного периода истории России с историей России в целом. Ставится идеологическая задача: свести историю в целом к истории ее частей и посредством их дискредитации дискредитировать всё целое, всю национальную историю.
РАБЫ ИЛИ БУНТАРИ?
Когда ставится задача захвата власти, клеймят «рабскую душу», излишнюю покорность русского народа. Когда же, напротив, главной задачей становится удержание власти, основным объектом нападок становится непокорность русского духа, его бунтарско-анархистская и революционная составляющие. Вполне очевидно, и то и другое – заметное преувеличение того, что есть в духовных архетипах русской нации. Наша история не была историей только рабской покорности русского народа или, напротив, историей лишь одних крестьянских войн и революций.
В ней было всё. Однако не вызывает сомнений: русские за последнюю тысячу лет зарекомендовали себя как самая непокорная нация перед лицом внешней угрозы. Нас так никто и не сумел покорить и,  думается, прежде всего потому, что не сумел покорить дух Великой и Святой России.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ИСТОРИИ
В СОВРЕМЕННОСТЬ
На основе превращения истории в современность прошлое России превращается в пространство абсолютно произвольных толкований. Они выгодны «группе всегда прогрессивно мыслящих товарищей», исповедующей принцип оппозиции к России. Парадоксально, но все-таки в России существует далеко не русский, а в ряде случаев и откровенно антирусский взгляд на глубоко русские явления. Его даже не пытаются как-то скрывать, напротив, пытаются сделать общепринятой нормой общественного сознания.
Это уже не просто проблемы той или иной интерпретации феномена России. Это уже и проблема власти над Россией, её прошлым, настоящим и будущим, выбора исторической судьбы.
Делаются попытки отрицания самого существования России, представляя её не как субъекта мировой истории, а как территорию – объект противоборства германцев и тюрок, Запада и Востока. Ведущим направлением исторических исследований становится копание в помойных ямах. Место для утилизации мусора есть в каждом хозяйстве, но мало кому приходит в голову идея представлять его смыслом существования, центром этого хозяйства. В современной истории (и журналистике) такое происходит.
В результате нация теряет веру в свое прошлое. Это обессмысливает всё историческое творчество нации. Это не менее опасно, чем потеря веры в будущее. Произвольно дискредитировав прошлое, мы разрушаем историческую память нации. Человек без прошлого способен абсолютно на всё, так как ничто не определяет и не направляет ни его образ мысли, ни его образ действия.
Свобода от прошлого – один из самых разрушительных видов свободы, которая разрушает будущее. Тем самым вопрос стоит прямо и недвусмысленно – об открытой агрессии против национальной истории России, исторического самосознания нации и, следовательно, против самой нации.
Пора осознать: позади нас не одиозная история города Глупова, а трагическая и величественная история великой страны и нации. Всякая попытка поставить под сомнение историческую продуктивность бытия России должна квалифицироваться по шкале самого низкого нравственного падения.
&n