Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№9(377) 28 февраля 2002
В ожидании апокалипсиса
   Почему мы не подписали «Декларацию о намерениях по достройке и вводу в эксплуатацию 2-ой очереди (энергоблоки 5 и 6) Балаковской АЭС мощностью 2 млн. квт» Мы - это А.М. Виноградова - председатель Балаковского городского совета Всероссийского общества охраны окружающей среды, А.Е. Еремин - депутат Совета депутатов Балаковского муниципального образования, О.Н. Пицунова - директор Программ Центра содействия экологических инициатив, Г.И. Худяков - научный руководитель общественной эколого-географической экспертизы (ОЭГЭ) 4-го энергоблока БАЭС в 1992 году, не подписавшие «Декларацию о намерениях по достройке и вводу в эксплуатацию второй очереди Балаковской АЭС», доводим до вашего сведения:
   Во-первых, «Декларация о намерениях по достройке и вводу в эксплуатацию второй очереди Балаковской АЭС» - плохо подготовленный к применению на практике документ, он формален и малоубедителен, не имеет в своей основе точных расчётов, по анализу производственных и экономических показателей, не содержит обоснованных доказательств необходимости строительства энергоблоков номер пять и шесть. Нашу позицию поддержал В.В. Володин, председатель фракции ОВР в Государственной думе РФ, заявив на пресс-конференции журналистам Поволжского информационного агентства:
«Я за то, чтобы разобраться, что дают Саратовской области существующие энергоблоки... Четыре энергоблока, работающие в Балакове, производят более дешёвую электроэнергию, чем та, которую потребляет Саратовская область. И вся она уходит на сторону, за пределы области... Деньги оседают на счета или станции, или муниципалитета... Надо привести в порядок существующую систему и лишь потом говорить о строительстве новых станций и энергоблоков («Земское обозрение», № 5, 2002г., с. 1).
Во-вторых, существует целый ряд техногенно-природных факторов, не позволяющих увеличивать вес, тепловую и энергетическую напряжённость БАЭС. Опасность необоратимых экологических катастроф требует нашей бдительности и особо осторожной взвешенности и всестороннего расчёта принимаемых решений.
На память приходят, казалось бы, соврешенно невероятные случаи чрезвычайных ситуаций. Так, например, на Игналинской АЭС (Литва) прозошёл сбой в работе вычислительной системы «Титан». Система выдала неправильную команду по загрузке ядерного топлива в один из реакторов станции. После тщательного расследования выяснилось, что подкупленный преступниками штатный программист станции записал в неиспользованные ячейки памяти системы программу, изменяющую управление параметрами скорости ввода урановых стержней в активную зону. Это могло привести к неконтролируемой ядерной реакции. Всё это позволяет сделать вывод, что любая АЭС уязвима, особенно если мы недооцениваем опасности экологической катастрофы и теряем бдительность. В-третьих, все четыре энергоблока Балаковской АЭС построены с нарушениями требований, предъявляемых к подобным промышленным объектам.
БАЭС расположена крайне неудачно - на поверхности второй надпойменной террасы р. Волги с погружением своего фундамента ниже устойчивого уровня грунтовых вод (на уровне высокой поймы). Вторая надпойменная терраса имеет самый сложный геологический разрез в долине р. Волги. Слои водоупорных хвалынских лиманно-морских глин мощностью до 1,5 - 2 м подстилают здесь фундамент БАЭС и слабо наклонены в сторону осевой части волжской долины. Сотнетысячнотонное давление всего сооружения БАЭС по такому наклонному глинистому «мылу» не может не привести к горизонтальной и вертикальной деформации фундамента. Этот процесс должен усиливаться при дополнительной нагрузке от веса 5 и 6 энергоблоков БАЭС.
Фундаментом энергоблоков должны служить или коренные скальные породы, или щебень из таких же пород. У нас же коренные скальные породы находятся здесь на глубине 1,5 - 2 км (выше них - рыхлая песчано-глинистая и суглинистая толща), а «подушкой» служат доломитизированные карстующиеся известняки. Их частичное растворение приводит к различным просадкам надземных построек БАЭС.
Близкие к поверхности грунтовые воды приводят к подтоплению фундамента с последующей его деформацией. Снижение уровня этих вод практически невозможно, так как надпойменная терраса, на которой расположена БАЭС, будет подтоплена в данном месте всегда. А если интенсивно выкачивать воду здесь, то это приведет к дальнейшей интенсификации выщелачивания карстующихся известняков. Трубопроводы станции лежат в агрессивных грунтовых водах, периодически откачиваемых, что должно привести к активизации просадочных процессов. Реакторные отделения БАЭС размещены в зданиях обычного типа, а нужно - в специальных блоках с толщиной стен около 1 м, защищенных стальной броневой покрышкой.
БАЭС расположена на берегу Саратовского водохранилища на 4,5 м выше уреза воды. По нормам АЭС должны располагаться не ближе 1,5 км от реки. Столь горизонтально и вертикально близкое расположение к реке БАЭС чревато многочисленными, вплоть до существенных, аварийными последствиями.
Пруд-охладитель (ПО) должен располагаться в 1,0-1,5 км от берега Волги и - в специально забетонированном съемными цеолитовыми щитами котловане. У БАЭС прудом-охладителем является отсеченное от Волгоградско-Саратовского водохранилища песчаной косой староречье р. Волги. Каждую минуту из пруда-охладителя в реку Волгу фильтруется 1200 кубических метров воды, зараженной радионуклидами от БАЭС. В-четвёртых, помимо серьёзных нарушений при строительстве, существуют объективные причины, позволяющие нам протестовать против строительства пятого и шестого блоков АЭС.
БАЭС построена между двумя оросительными системами: Балаковской и Комсомольской, которые способны разнести радионуклиды по всему Балаковскому району. Опять же необходимы натурные опыты этого исследования. Водозабор г. Балаково находится ниже по течению р. Волги от БАЭС. Поэтому увеличение радионуклидной нагрузки в ПО при введении в эксплуатацию дополнительных энергоблоков чревато соответствующими геоэкологическими негативными последствиями для населения Балаковского района.
Высота подъема стержней реакторов БАЭС - 13 метров. В случае смыва реакторных сооружений катастрофической 12 -18-метровой волной при ширине разлива в 30 км от внезапного разрушения всего верхнего бьефа водохранилища произойдет массовое заражение продуктами радиации огромных территорий Поволжья и Прикаспия. Это будет уже не второй Чернобыль, а катастрофа, значительно более серьезная.
При эксплуатации 5-го и 6-го блоков для гашения ночных пиков выработки электроэнергии (вследствие падения энергопотребления) у г. Вольска должна была строиться гидроаккумулирующая станция. При сбросе воды с котлована в Саратовское водохранилище неизбежно произойдет перемешивание воды и зараженного тяжелыми металлами (в сотни и тысячи раз превышающими ПДК) ила со всеми вытекающими последствиями для всего живого в бассейне Нижней Волги.
Необходима регулярная проверка водорода радиологической природы в первом контуре реакторов БАЭС при возможном его накоплении над куполом энергоблоков. Создание системы газоанализаторов, в том числе водородного дожигания, должно входить в обязанности соответствующей службы на БАЭС. Система автоматического пожаротушения должна быть на территории всей БАЭС.
Мониторинговые (по воздуху, воде, почве, фундаменту и литогенному субстрату) исследования по состоянию всей территории БАЭС должны вестись систематически и доводиться до сведения общественности ежегодно. Где результаты таких исследований? Насколько критичны все эти состояния даже при имеющихся 4-х энергоблоках? Необходимо предусмотреть и принять меры по предельному ослаблению загрязнения от БАЭС, а так же - по уменьшению ее физических деформаций.
Как обстоят дела по системе сбора, обработки, хранения, транспортировки и захоронения радиоактивных отходов, а также вторичному использованию отработанного ядерного топлива? Выполненный еще в 1992 году саратовскими экспертами анализ всей проектной документации по БАЭС свидетельствует, что оценка воздействия БАЭС, как целостного (по сумме геоэкологических воздействий всех энергоблоков) источника изменения окружающей среды, не проводилась до сих пор.
При государственной экологической экспертизе (в которой участвовал и автор данной статьи) лишь одного четвёртого энергоблока было записано 28 требований, обязательных к исполнению до загрузки реактора этого блока. Многие из них не выполнены. Экологическая экспертиза проведена лишь для одного 4 энергоблока. Никаких экспертиз всего комплекса БАЭС не проводилось. Почему наша администрация до сих пор не решается на экспертизу всего комплекса БАЭС?
Эксплуатируемая первая очередь потребляет 54,6 млн. м3/год из Саратовского водохранилища. Эксплуатация еще двух энергоблоков увеличит водопотребление до 141 млн. м3/год. Нет и расчётов того, как потребление такого повышенного объема скажется на экологическом состоянии водоема. В-пятых, - не предусмотрена и не берётся во внимание главная опасность - сейсмичность земной коры, вероятность землетрясений.
Корреспондент и обозреватель ряда Саратовских газет Ю.Л.Чернышов первый обратил внимание саратовской общественности на статьи некоторых ведущих физиков России, рассматривающих плохо известную ранее главную причину чернобыльской катастрофы (см. журналы: Геофизич. ж. , 1997, т.19, № 3, с. 3-15; Двойные технологии, 1999, № 2, с. 43-49). Дело в том, что все АЭС, согласно выводам этих ученых, возбуждают региональную сейсмичность земной коры своими электромагнитными полями - волнами. От себя добавлю: эта возбужденная сейсмичность не обязательно должна проявляться в виде вертикальных перемещений геоблоков с большой амплитудой и значительной балльностью землетрясений. Магнитуда таких землетрясений может быть очень малой: Чернобыльскую АЭС погубило землетрясение с магнитудой всего 1,4 балла. Теперь есть возможность и необходимость сказать административному руководству государства, Саратова, Балаково и Саратовской области, что вдоль долины р. Волги, на всю ее многокилометровую ширину и на глубину в десятки километров развит один из самых мощных в Европе разломов, а вернее - раздвиговая система разломов растяжения, существующая здесь миллионы лет.
В «Саратовских вестях» (№ 15 от 31.01.2002) в статье А. Яхонтова «Нам бежать некуда» сообщалось, что по данным зав. лабораторией НВ НИИГиГ доктора г.-м. наук В.А. Огаджанова по Саратовской области в течение 2000-2001 г.г. было зафиксировано 25 землетрясений, часть из которых произошла вдоль Волжских систем разломов. В течение декабря 2001 г. и января 2002 г. вокруг Балаковского района, от Вольска до Хвалынска произошло 15 землетрясений, магнитуда которых достигла 3,5 баллов (Ю.Л. Чернышев, «Грани» от 31.01.2002, с.4).
При этом не следует забывать, что сейсмоактивные районы нашей территории лежат на продолжении Ергенинской плиоцен - четвертичной системы разломов, продолжающей одно из ответвлений планетарного Красноморского рифтового (раздвигового) комплекса грандиозных и активных разломов земной коры. Эти разломы живут своей разрушительной (и созидающей) жизнью вот уже в течение 20-25 млн. лет, вспарывая и раздвигая земную твердь все севернее и севернее от своей материковой африканской родины. Поэтому наша Балаковская АЭС это не только курица, несущая золотые яйца, но и непредсказуемый ужасный дракон, сидящий на цепи. И не дай-то Бог, чтобы эта цепь была бы порвана чем-то от нас вообще-то не зависящим, но в какой-то степени связанным с нашей беспечностью и недальновидностью... Тем более что БАЭС находится в очень опасной близости с такими объектами, как химоружие (пос. Горный, Шиханы) и мощные 5 химпредприятий г. Балаково. По степени потенциальной опасности 5 - 6-ти блочная БАЭС с таким окружением - редкостная по своей потенциальной катастрофичности система.
Г.И. ХУДЯКОВ, научный руководитель общественной геоэкологической экспертизы 4 энергоблока БАЭС с 1992 г., чл.-корр. РАН, доктор г.-м. наук, профессор