Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№8 (376) 21 февраля 2002
Просто тулка
    В моих руках изящная «двадцатка» Императорского Тульского оружейного завода. На вид не старая, но, судя по клеймам, ей сто лет. Быть может, чуть меньше. Это ружьё - тулка. Та самая курковка, которую без принципиальных конструктивных изменений выпускали в России до 1990 года. Сколько таких ружей осталось? Сотня, две, три?.. Пожалуй, не больше...
В начале 1902 года начальника мастерской охотничьих ружей Императорского Тульского оружейного завода (ИТОЗ) командировали в просвещённую Европу. Посетив ряд ведущих стран, капитан Сергей Зыбин представил начальству подробный рапорт. В нём содержался анализ ружейного производства Англии, Австро-Венгрии, Бельгии, Германии и Франции. В заключительной части отчёта молодой инженер предложил организовать на Тульском оружейном заводе машинное производство ружей по образцу бельгийской промышленности. В своём решении высокая комиссия одобрила предложения Зыбина. Более того. Утверждённое Николаем II, это решение приобрело силу закона. Так, в самом начале бурного XX столетия в Туле был заложен фундамент первого в России массового производства охотничьего оружия.
Самые первые «централки» на ИТОЗе начали делать ещё в 1885 году. Однако их изготовление носило неорганизованный, полукустарный характер. Техническая документация была разработана, а также выпущена первая партия опытных курковок машинной разработки лишь в конце 1902 года. Они-то и получили всем известную литеру «Б». Через год модель «Б» была запущена в серию.
Изготавливали ружьё в трёх основных вариантах и нескольких исполнениях как по отделке, так и по калибрам. Наиболее распространёнными калибрами были 16-й и 20-й. В меньшем количестве выпускали курковки 12-го калибра. По специальным заказам производили ружья 24-го калибра по чертежам известного русского оруженика С.К.Лейдекера. Дульные устройства у двустволок делали почти всегда одинаковые: цилиндр-чок. И лишь на заказ ставили стволы с чоком и получоком.
В каталоге 1909 года тульского оружейника и торговца А.И. Кузнецова представлена одна из трех версий ружья - тулка с льежскими замками. Короткая V-образная боевая пружина в льежском замке располагается позади лодыжки курка, но не достигает шейки ложи, как у механизма в шейку. Выпускали такие ружья вплоть до начала первой мировой войны. Изготавливали на заводе и курковку в версии с замками в шейку, но с двойным запиранием стволов - только на нижнюю рамку Пёрде. Верхний запирающий узел отсутствовал. Эта двустволка была самой дешёвой из всех выпускавшихся до середины 1914 года.
Самой распространённой версией курковой тулки была модель с классическим подкладным замком. Но как же он отличается от замков советских тулок! Нет, не конфигурацией отдельных деталей, хотя и это имеет место, а чистотой и точностью сборки. Кажется, что держишь в руках не устройство для воспламенения капсюльного состава, а тонкий механизм ручных часов!
В СССР тульскую курковку выпускали только с подкладными замками. После гражданской войны и до начала Великой Отечественной, а затем с 1945 по 1956 годы её производили под старым индексом «Б», хотя конструкция и формы ружья претерпели некоторые изменения. Качество сборки, полировка металлических частей и гравировка были значительно хуже, чем у дореволюционных ружей. С 1922 по 1932 гг. двустволку модели «Б» делали почти исключительно 16-го калибра. Затем завод освоил производство ружей 12-го и 20-го калибров.
В 1957 году тулка получила маркировку «БМ», а затем - в середине 60-х годов - на заводе начали выпускать сперва двустволку 16-го калибра с хромированными каналами стволов под индексом ТОЗ-63, а затем - ружьё ТОЗ-66 12-го калибра. В 1974 году была разработана модель ТОЗ-54, которая после появления в продаже подверглась суровой критике за свои уродливые, угловатые формы. Наконец, в 1986 г. после 8-летнего перерыва (с 1978 г. делали лишь ружья в сувенирном исполнении) возобновился серийный выпуск тулки 12-го калибра под индексом ТОЗ-80. Эта двустволка в рядовом варианте повторяла очертания ружья ТОЗ-66. Существенному изменению подверглась лишь конфигурация цевья. Сувенирные же ружья по-прежнему выпускали в различном оформлении. В 1990 г. производство курковых тулок было прекращено.
Под названием «тулка» в нашей стране выпускали и бескурковую двустволку модели «А». Документация на ружьё была разработана в том же 1902 году. Через год изготовили партию опытных образцов, которые вызвали положительный отклик в охотничьей прессе. Серийное производство началось не ранее 1907 года. Свой индекс «А» модель получила от начальной буквы фамилии бирмингемского мастера Вильяма Ансона (William Anson), который 11 мая 1875 года совместно с Джоном Дили (John Deeley) запатентовал первое в мире бескурковое ружьё с коробчатыми замками.
Тулка первых выпусков имела курки, выполненные заодно с бойками, нижние шептала и пластинчатые боевые пружины, лежащие впереди курков, в пазах подушек колодки. Запирание стволов классическое, тройное - на рамку Пёрде и верхний болт Гринера. Более поздние выпуски этой модели имели раздельные курки и бойки. Автоматический предохранитель запирал спусковые крючки, а вместе с ними и шептала, что повышало безопасность в обращении с оружием на охоте. Бескурковку выпускали 12-го, 16-го и 20-го калибров. Ружьё делали в двух вариантах. О первом мы рассказали. Второй представлял собой двустволку с извлекаемыми замками. Конструктивно их делали по аналогии с механизмом ружья английской компании «Вестли Ричардс и К°», запатентованному в 1897 году Лесли Б. Тейлором и Джоном Дили.
На ИТОЗе было выпущено всего несколько сотен ружей с извлекаемыми механизмами. До наших дней дошли считанные единицы. Эти раритеты, без всякого сомнения, обязаны занять почётное место в собраниях государственных музеев. Дульные сужения у модели «А» выполнялись различные, но чаще - цилиндр и чок. У советских ружей стволы делали с цилиндром, чоком и получоком примерно в равном соотношении. Первая мировая война прервала производство охотничьих ружей на ИТОЗе. В годы советской власти бескурковку модели «А» изготавливали с 1922 по 1941 годы, а затем - с 1944 по 1955. Сегодня тулки моделей «Б» и «А», выпускавшиеся до революции, представляют огромный интерес. И не только для охотников. Этих ружей осталось очень мало. Количество же коллекционеров и любителей оружия неуклонно растёт. И совершенно непонятно, почему в Туле не хотят (либо не могут) наладить изготовление реплик, то есть точных действующих копий тех ружей, которые выпускал в своё время знаменитый Императорский Тульский оружейный завод.
Поверьте, это выгодно. Это очень выгодно. И прежде всего - производителю. Во всём мире изготовление старых моделей оружия приносит колоссальные прибыли.
Неумолимо возрастающий спрос на ружья-реплики в конце концов победит и у нас. Начать их выпуск придётся. Не лучше ли подумать об этом заранее?
В большой реке - большая рыба
Как мы убедились, это не всегда аксиома в дельте Волги, во всяком случае, во время массового хода тарани и воблы. Сопровождая косяки этой рыбы, сом способен покинуть места своих традиционных стоянок, а при высоком уровне воды почти обязательно, поднимаясь с ям в средние слои воды, так сказать, «из подвала на второй этаж». При этом сом далеко от «своей» ямы не уходит, передавая, как эстафету, стаю тарани или воблы (а по весне - и сельди) от ямы к яме.
Попался, который кусался
Заякорившись на знакомой ямке, решаем ловить только спиннингом, для контроля, правда, забросив с другого борта куласа две донки - на традиционную лягушку и филейчик случайно забагренной тарашки. Забегая вперед, отмечу, что и лягушка, и «резка» остались нетронутыми, это подтверждает тот факт, что при массовом ходе кормовой рыбы сом поднимается со дна.
Течение явно усилилось и джиг-головки в 38 г едва-едва хватает, чтобы сделать нормальную ступенчатую проводку, да и крупный твистер (сома ведь ловим, не судака!) сильно парусит на течении. С трудом делаем пару-тройку проводок. Но нет худа без добра: медленное падение приманки при проводке как нельзя кстати при ловле сома, да и зацепов явно меньше, хотя полностью их избежать явно не удается. Периодически, при «мертвом» зацепе, с натугой рвем 14-фунтовую Fire Line, намотав ее на руку в перчатке, - без такой предосторожности очень просто можно глубоко порезать пальцы.
Наконец, долгожданная четкая поклевка, и соменок около 7 кг весом заставляет получить первую дозу адреналина, буйствуя на согнутом в колесо удилище. Мы ловим легкими снастями - так интереснее и азартней, к тому же применение более толстой лески потребует более тяжелого грузила, а он, в свою очередь, более мощной, а значит, грубой в целом снасти. Очередной недомерок, взяв со дна, заставил поработать фрикцион очень симпатичной катушки Tica Libra SA 3000. Рассчитанная явно на меньшие нагрузки, эта «мясорубка» вполне удачно справляется с возложенными на нее обязанностями. Без сожаления отправляем «сомовьего юношу» обратно в воду: расти большой и приходи годика через три-четыре!
А как там дела у новобранца нашей команды? Андрей, не слишком искушенный в тонкостях ступенчатой проводки спиннингист, никак не может добиться падения приманки на дно - крупного «хвостатого» твистера с джиг-головкой в 36 г - вот и придумал он свой, абсолютно новый для многих, способ подачи приманки. После заброса Андрей, удерживая удилище препендикулярно леске и почти параллельно воде, то поднимая, то опуская вершинку, поигрывал приманкой почти на одном месте, давая ей медленно погрузиться при ослаблении натяжения лески. Этакий «сюрпляс» повторялся после трех-четырех оборотов катушки по достижению приманкой дна. Андрей уже поймал по такой методе несколько вполне приличных для начинающего «сомятника» экземпляров весом от 5 до 7 кг.
В этом номере мы открываем новую рубрику «Охота и рыбалка», где надеемся публиковать и присланные вами, уважаемые читатели, охотничьи байки и рыбацкие истории, советы начинающим. Мы хотели бы вместе с вами работать над новой рубрикой. Присылайте к нам в редакцию фотографии, сделанные на рыбалке и охоте. Лучшие из них вы увидите на страницах нашей газеты. А по итогам года приславший самое удачное фото получит приз – годовую подписку на «ЗО». Андрей БАЛАШОВ