Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№6 (426) 5 февраля 2002
ПРОСИТЕ ЗА ДАНЗАСА... ОН МНЕ БРАТ
В эти памятные дни можно и нужно сказать несколько добрых слов о Константине Карловиче Данзасе и брате его Борисе Карловиче.
Константин Данзас остался в памяти поколений как лицейский товарищ и секундант Пушкина на его дуэли с Дантесом. Наверное, сама судьба распорядилась так, чтобы в тяжелейшие для Пушкина дни, когда жизнь поэта была поставлена на карту, рядом оказался собрат по лицею. Подполковник Данзас к тому времени успел проявить себя как мужественый и бесстрашный офицер, неоднократно раненый в сражениях (в те январские дни он как раз находился в Петербурге на излечении).
И как бы много ни раздавалось задним числом осуждающих и даже негодующих голосов, что-де «не уберег, не подставил свою грудь», хочется верить - он поступил так, как того хотел Пушкин, и сполна выполнил свой товарищеский долг.
Однако давайте в пылу споров не будем забывать, что, если и нет у нас прямых доказательств попыток Данзаса предотвратить дуэль (якобы роняемые им пули из повозки по пути следования, дабы привлечь внимание встречных, - скорее всего лишь легенда), назвала же его ангелом-хранителем у одра Пушкина (наряду с Жуковским и Далем) Софья Карамзина. До последней минуты он был рядом с умирающим. «Просите за Данзаса, за Данзаса, он мне брат», - такие слова, по свидетельству доктора Спасского, очевидца тех событий, настойчиво повторял Пушкин, в свою очередь, обеспокоенный судьбой секунданта и друга.
До конца своей жизни Данзас остался верным памяти Пушкина. Он собрал редкую коллекцию документов и вещей поэта, которая впоследствии хранилась у его брата Бориса, тоже лицеиста, правда, второго выпуска. Борис Карлович Данзас был хорошим знакомым Пушкина. Известен он и как декабрист, состоявший в одном тайном обществе с ближайшим другом Пушкина Иваном Пущиным.
Интересна и дальнейшая судьба коллекции, тем более что она связана с нашим городом. В самом деле, наверное, немногие из саратовцев знают, что один из первых «пушкинских уголков» был создан именно в Саратове в Мариинском институте благородных девиц. И организовала его Татьяна Борисовна Семечкина, дочь Бориса Карловича и племянница Константина Карловича Данзаса. В 1901 году Т.Б. Семечкина была назначена директором Саратовского института благородных девиц, тогда же в одной из комнат ее казенной квартиры при институте возник небольшой, но уникальный по своим экпонатам пушкинский музей. Институт размещался в здании, которое сейчас занимает 95-я школа (кстати, было бы вполне уместным установить на этом здании мемориальную доску в память уголка поэта и его хранительницы).
Далеко не каждый мог посмотреть собранный по крупице «бесценный дар - наследие отца», как отзывалась о коллекции сама Татьяна Борисовна. Известен случай, когда в осмотре музея было отказано даже жене саратовского губернатора.
На сохранившейся с того времени фотографии хорошо различимы портреты многочисленных современников Пушкина. Среди них ближайшие друзья: Дельвиг, Пущин, Жуковский, Данзас. В стороне - изображения недругов и гонителей поэта: Нессельроде, Воронцова и др. В углу виднеется бюст Пушкина работы скульптора Витали. Невдалеке - посмертная маска, выполненная, по просьбе Жуковского, Гальбергом. Но подлинным раритетом собрания, который невозможно переоценить, безусловно, было письмо Пушкина к Константину Данзасу с просьбой быть его секундантом. О нем вспоминали многие воспитанницы института, однако в настоящее время его местонахождение неизвестно. Дело в том, что в 1915 г. Т.Б. Семечкина выехала в Петроград и увезла всю коллекцию. Местом хранения ее опять стала квартира, теперь петроградская, на Знаменской улице, 68. А в 1919 г. Татьяна Борисовна умерла. Видимо, тогда же многие экспонаты, и в их числе пушкинское письмо, были утеряны. Однако поиски раритетов коллекции не прекращаются, а значит, остается и надежда обрести вновь ценности, некогда собранные и хранимые замечательными людьми из семейства Данзасов.
В некоторых работах о Пушкине последних лет появились биографические подробности жизни третьего (младшего) брата К.К. и Б.К. Данзасов - Павла Данзаса. Имеются сведения, что он в конце 19 века занимал пост вице-губернатора г.Харькова. Может быть, следы уникальных пушкинских экспонатов ведут туда? Н. Сурков, О. Смилевец, члены литературно-краеведческого общества «Спутники Достоевского»
Гликман, Дядя Сэм и «Шоколадный Пушкин»
С 18 по 30 мая в Саратове пройдет очередной XVI Собиновский фестиваль. Изюминок в нем предостаточно. Однако самая круп-ная - это «Мост между прошлым, настоящим и будущим», симфония № 5 для солистов, хора и оркестра американского композитора Филипа Гласса. Это будет российская премьера.
Филип Гласс - современный американский композитор, построивший симфонию на отдельных темах иудаизма, дзен-буддизма, христианства и других религий.
Видный саратовский искусствовед, кандидат наук Юрий Леонидович Кочнев совместно с академиком Львом Григорьевичем Гореликом разрабатывают проект украшения фойе оперного театра на время фестиваля произведениями недавно умершего в Мюнхене Гавриила Гликмана. Гликман создал экстравагантные образы мастеров российского музыкального искусства. Например, юный Шостакович нарисован им в хедере рядом с Пушкиным, Пастернаком и раввином, постигающими талмудистскую премудрость.
Саратовцам же предстоит постичь произведение Петра Мамонова из группы «Звуки Му» - моноспектакль «Шоколадный Пушкин». Директором театра Ильей Кияненко обещано усиление охранных мер во избежание буйства «подогретых» фанатов-тинейджеров. Приглашение рок-певца Мамонова - тоже фестивальная традиция, ведь в прошлый раз соответствующая публика уже «словила кайф» от Юрия Шевчука.
Ценителей, наслушавшихся «Теноров XXI века», усладят «Басами XXI века», откроющими фестиваль. Будет на Собиновском и специальная культурологическая программа. Ее проведет музыковед Елена Третьякова (С-Пб). Тема семинара «Санкт-Петербургская оперная сцена. История и современность». Так будет отмечен юбилей города на Неве.
И вообще, художественный руководитель Собиновского музыкального фестиваля Кочнев обещает множество искрометных звездных сюрпризов.
Молодой режиссер - о русском театре, Сталине... и не только
Красный онегинский шарф, «мочиловка» в подземке с фа-шистским орлом в «Волшебном стрелке»... - постмодернистские инновации Дмитрия Белова, кажется, отходят в прошлое. Премьерный спектакль начавшегося оперного сезона - русскую классическую оперу А.С. Даргомыжского «Русалка» ставит москвич Андрей Сергеев. Он уже «засветился» у нас, правда, в Театре драмы, где оформил спектакль «Бесы» по Достоевскому и «Фортуну» по Цветаевой. У Сергеева два высших образования: школа-студия МХАТ по специальности художник-сценограф и ГИТИС - режиссура. Он поставил массу спектаклей, в т.ч. в театре города Хальбронна (Германия), а вот в связях с оперой замечен не был. Поэтому воплощение на саратовской сцене романтической «Русалки» - своеобразный дебют. Кстати, дебют двойной, как «Твикс»: Сергеев выступает и как режиссер, и как главный художник.
Накушавшись кошмарических чудачеств Белова, нельзя, однако, принимать и варево Сергеева за русско-народные щи да кашу. Пространно рассуждающий о классичности, москвич на поверку - экспериментален. Высказывается об этом так: «Сама по себе «Русалка» является гениальным произведением, но Даргомыжский писал ее двенадцать лет и сам был автором либретто. И музыковеды признают, что одновременно с гениальными драматическими сценами там есть и слабые музыкальные места. Это касается балетных вставок и фантастических сцен. Музыка немного слащавая. Этот пласт нами решительно устранен. Мы оставили в «Русалке» только три акта. Пошли даже на то, чтобы убрать сцену в тереме с княгиней».
Реалист ли Сергеев? И почему реалиста сейчас могут опорочить как ретрограда? Вот что он думает об этом: «Модернизм принадлежит двадцатому веку. Он и родился в двадцатом веке. А сейчас он агонизирует как постмодернизм. Откровенный, провоцирующий постмодернизм меня раздражает. Мне это физиологически неприятно. Новый, но при этом классический стиль не сформирован. Московским театрам очень трудно, просто невозможно поставить что-либо в стиле 50-х. Даже 70-е - это уже другое. Невозможно поставить сейчас спектакль так, как те, что шли при Сталине. Эстетика ушла. Но партитуры остались...
Как же тогда ставить сейчас? Вот что считает Сергеев: «Это очень большой вопрос - как ставить. Я его чувствую интуитивно. Даргомыжский - он очень прозрачный автор. Это даже не Чайковский с «Пиковой дамой». Его обаяние - в простоте и прозрачности. Ну уж а во что это выльется - судить вам, зрителям».
Музейный праздник
Радищевский музей отметил свое 125-летие. С официальными поздравлениями выступили заслуженные художники России Руслан Лавриненко и Татьяна Хаханова.
Поздравляли: коллеги-музейщики, банкиры, руководители благотворительного фонда и просто саратовец Александр Лядов. Музыканты подарили концертную программу.
Наша редакция присоединяется к юбилейным дифирамбам и торжественно обещает своим читателям «держать руку на пульсе» художественной жизни, в т.ч. и музея Радищева.
С праздником!
Пегановские циклы
Начинала она в «Заре молодежи». Линейная графика почти копировала манеру столичной художницы «Комсомолки» Аллы Двоскиной.
Подобие эскизов модельеров хорошо укладывалось в рамки молодежной проблематики: пацифики, фенечки, гопнички... Параллельно развивался стиль, отталкивающийся от Обри Бердсли. С тем Пеганова и дебютировала в уличной выставке «Желтой горы» и в салоне «Автограф». Ее любят фединцы и «Ванька-Встанька», газеты «Саратов-СП» и «Новые времена». Для журнала «М-House» Пеганова изобразила до того лукавых чертей и прикольных ведьм, что они, спрыгнув с глянцевых страниц, вскоре пошли куролесить по другим периодическим изданиям. В станковизме же Пеганова, однако, предпочитает цикличность. Раскроет, допустим, тему кошек или там фараонов - и за балерин.
На нынешнем открытии выставки в областном Доме искусства и науки искушенный график призналась, что техника масляной пастели ей поднадоела. Пробует Пеганова и масло. Но с живописью она, по собственному утверждению, на вы. Асоциальность всех циклов дарит художнице признательность интеллигентов. Ангажировала пегановскую выставку штатный искусствовед СОСХР Анна Гладкая.