Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№5 (425) 29 января 2002
РАЗЛОМ
Чем чревата приватизация общественной организации
Речь пойдет об организации творческой - Саратовском отделении Союза художников России (для удобства - СОСХР). Она насчитывает (в областном масштабе) около 120 человек. Но в событиях, происходящих в ее недрах, пожалуй, высвечивается та опасность, которая в принципе поджидает любую организацию, желающую, чтобы ее считали добровольным сообществом, а не фирмой с жесткой штатной иерархией, где люди зарабатывают. Основы таких сообществ могут быть разные: творческие, социальные, идеологические и прочие. (Вероятно, только принципы построения крупных политических партий зиждятся на иных основах.)
Конфликт внутри СОСХР начал открыто проявляться с осени 2002 года, когда острый вопрос по поводу творческих мастерских членов Союза заставил их одного за другим обращаться к председателю правления СОСХР П. Маскаеву с просьбой разъяснить положение и наметить реальные пути, чтобы не лишиться мастерских. Как говорят сами художники, председатель вразумительных ответов не давал, от предложений отказывался. Тяжелые на «организационно-идеологический подъем», люди искусства удивились, «зашевелились», сплотились, припомнили все странности, просчеты, нарушения со стороны председателя, который, оказывается, уже «правил» несколько лет без соблюдения уставной процедуры перевыборов.
Инициативная группа собрала 68 подписей под требованием провести отчетно-выборное собрание. В декабре собралось расширенное заседание правления СОСХР и была назначена дата собрания - 24 декабря. Пришедшие в этот день на Рахова, 137 художники с удивлением обнаружили, что П. Маскаев распространил информацию о переносе собрания на 26 декабря в связи с тем, что он, Маскаев, срочно должен уехать в Москву то ли на выставку, то ли защищать саратовский Союз художников (позднее необходимость его отъезда не подтвердилась), а здесь оставил своего представителя с целью уговорить народ разойтись на случай, если кворум все-таки будет.
А кворум был. Отсутствие председателя еще больше укрепило решимость собравшихся. Раздавались голоса, что он специально избегает членов Союза, готовит какие-то контрмеры и поэтому нужно открыть собрание именно сейчас, потому что собрание - высший орган в Союзе, а председатель - лишь уполномоченное лицо, представитель, а не владелец Союза. Приводились примеры других областей России, где председателей переизбирали и в их отсутствие, потому что они такие же художники, как остальные, а вовсе не стоят над массой членов Союза. Говорили много и нелицеприятно.
Г. Лапаксин: «Два года назад мы были пассивны и, хотя кворума не было, проголосовали списком за все правление, предложенное П. Маскаевым, не вспомнив, что это противоречит уставу. Стыдно за Союз, когда видим, что с легкой руки правления даются звания заслуженных (и мастерские) художникам, которых и в Союз-то непонятно когда приняли».
Р. Лавриненко: «В нашем союзе кризис. Теперь модно многое приватизировать. Создается впечатление, что правление во главе с П. Маскаевым приватизировало Союз. Когда мы его избирали в первый раз еще в 1996 году, он был другим. Получилось почти так же, как в сказке: там рыцарь Ланцелот через некоторое время превращается в такого же Дракона, с которым боролся. И не надо ему обижаться на наши действия: это естественный процесс и наш естественный ответ».
В. Ситников: «За 6 лет, пока П. Маскаев у руля, многое изменилось. В творческом смысле Союз превратился в изокружок с одним направлением, а в организационном - в фирму закрытого типа, где все мы - просители, а Маскаев - работодатель. Сюда больше не хочется приходить...».
В. Ощепков: «Ювелирная мастерская открыта вопреки уставу, там работают (и зарабатывают) не члены Союза, плавят металл, потребляя огромное количество электроэнергии. В то же время Союз платит за электричество большие суммы за счет мастерских художников, которые якобы тратят много энергии. Но где они насчитали 900 м коридоров в наших мастерских?..».
Ф. Саликов: «Мы, молодые, удивляемся, зачем существует наше знаменитое художественное училище, если за 8 последних лет в Союз был принят только один выпускник. Новые члены принимаются непонятно откуда, по протекции. На выставках мы видим только узкую группу последователей Маскаева. Уходит профессионализм. Игра в творчество превращает его в китч».
Ю. Уманец: «В прессе усиленно муссируется «непогрешимость творческого метода» представителей этой узкой группы, форсируется наличие какой-то особой духовности. Это обман, очевидный для профессионалов, но неподготовленный зритель может в это поверить. Относительно же своих молодых последователей правление проводит политику странную: пугает их нами, «академистами, которые рвутся во власть», вводит в заблуждение, чтобы таким образом иметь последователей и удержаться».
*** Собрание выразило недоверие правлению и председателю и выбрало новый состав.
А наличие последователей подтвердилось через два дня, когда 26 декабря все-таки состоялось слушание отчета председателя. Будучи полностью уверенными в его непогрешимости, «сторонники» Маскаева пытались пристыдить «противников». Кстати, отходчивые художники признали работу председателя удовлетворительной («Что-то он все-таки делал», - объяснили они потом такое противоречие). Но повторного голосования по кандидатурам не проводили, а оставили в силе результаты выборов 24 декабря, которые проводились строго по уставу: правление сменилось примерно на две трети, председателем избрана Л. Тихонова.
А потом начался детективный сюжет. П. Маскаев стал утверждать, что раз его работа признана удовлетворительной, он остался на своем посту (и эта информация распространялась среди знакомых), печать на протокол собрания от 24 декабря ставить отказался, не пускает «смутьянов» в здание СОСХР на Рахова, 137 и подал на новое правление заявление в милицию.
Напрашивается вывод: значит, есть «на чем сидеть», если так не хочется покидать руководящий стул? Уж не набит ли он «бриллиантами Кисы Воробьянинова», как предположил один из художников на собрании 24 декабря? «Смутьяны» написали письмо в Союз художников России, изложили факты - ведь организация централизованная и председателя необходимо утверждать в Москве. Прошедшее в Москве 17 января заседание секретариата СХР приняло решение провести в Саратове в феврале повторное отчетно-выборное собрание с участием представителя центрального органа СХР для снятия спорной ситуации.
Вероятно, еще немало копий будет сломано до и после февральского собрания. Вспоминается, как в «Земское обозрение» в течение ряда последних лет приходили представители разных общественных организаций с похожими проблемами. И опыт показывает, что если началась «революция» (а творческих людей трудно довести до организованного выступления), то вернуть «революционеров» в прежнее русло невозможно без развала организации. Хотят ли этого развала те, кого «революционеры» обвиняют в приватизации Союза? Впрочем, как показал кворум 24 декабря, «контрреволюционеров» меньше и им это не удастся. Тем более что некоторые сторонники «старых» правленцев отойдут от них, когда узнают, что были введены в заблуждение.
А что касается творческих мастерских, то сейчас, когда уже было достаточно шума, вряд ли кто решится их у Союза отнять без еще большего шума. Просто лишить Союз аренды и выселить художников из мастерских - это был бы удар по престижу города как культурной столицы Поволжья, а руководители города и области этого не допустят.
Ольга ВИТЮТНЕВА