Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№45 (413) 6 ноября 2002
история саратовских магазинов
Много ли в Саратове до революции было продуктовых магазинов? Прабабушка рассказывала, что чуть ли не в каждом доме. С. Кулагина (Саратов).
В старом Саратове магазины или маленькие лавочки, но торгующие продуктами первой необходимости, как чай, сахар, соль, крупы, постное масло, селедка, конфеты типа «подушечки» и т.п., были почти в каждом квартале. В некоторых лавочках продавали и керосин для освещения, ибо окраины долго были «керосиновыми». Электричество имелось лишь в центральной части города. Много было мини-пекарен, которые обслуживали прилегающие кварталы.
Но это в окраинных и Городской думой забытых кварталах, где жила отнюдь не зажиточная часть населения. И чем ближе к центру города, тем все более привлекательными становились магазины. Крупные гастрономические и бакалейные торговые заведения были на Немецкой (проспект Кирова), Никольской (Радищева), Александровской (М. Горького) улицах. В одном дореволюционном путеводителе писали: «На Немецкой улице «разнообразные магазины идут от ее начала и до конца. Здесь сгруппировалось все: магазины белья, портные, фотографии, сапожники, чайные и колониальные магазины, ювелиры... Вечером окна магазинов сияют огнями и сверкают своими блестящими выставками на окнах, и в это время улица действительно красива».
Среди блистательных магазинов выделялись два винно-гастрономических - Моисея Николаевича Иванова и Александра Эрастовича Смирнова. Магазин М.Н. Иванова размещался в доме Санина на углу Немецкой и Александровской улиц. Третий этаж дома занимала гостиница «Европа», на втором долгое время обитало музыкальное училище, на на первом этаже был винно-гастрономический магазин Иванова (ныне знакомый всем магазин «Рыба»), который предлагал покупателям иностранные вина непосредственной выписки, русские вина, выдержанные в собственных подвалах, шампанское, ликеры, гаванские сигары, премьеры и деликатесы гастрономии. Магазин предлагал колбасы собственного изготовления, снабжение всевозможными закусками, кондитерскими и бакалейными товарами. «Товар безусловно свежий» - сообщалось в рекламе. Налажена была в магазине и доставка покупок по заказам на дом. Словом, круг услуг был широкий, вплоть до того, что хорошо знакомым постоянным и платежеспособным покупателям товар отпускался в кредит.
Моисей Николаевич, вероятно из г. Моршанска, женат был на дочери тамошнего купца Гаврилы Степановича Болотина - Александре Гавриловне. Они имели двух сыновей и двух дочерей. Образование Моисей Николаевич получил домашнее. В 1874 году он появляется в Саратове и четыре года содержит в доме Кузнецова на Никольской улице гостиницу «Европейская» (ныне здание городской мэрии), потом несколько лет торгует керосином, а затем арендует магазин и гостиницу в доме Санина на Немецкой улице.
Участвовал М.Н. Иванов и в общественной деятельности. Избирался гласным Городской думы, семь лет состоял членом учетно-ссудного комитета Саратовского отделения Государственного банка, но допустил оплошность и был освобожден от этой должности. За свою общественную деятельность он был награжден медалью «За усердие» на Станиславской ленте и знаком Красного Креста.
В 1910 году после ремонта номеров гостиницы «Европа» он передает их в содержание старшему сыну Владимиру Моисеевичу. В гостинице было 40 номеров ценою от 1 руб. 25 коп. до 5 руб. в сутки. Освещение электрическое, паровое отопление, ванны, душ, собственная парикмахерская и, конечно, русская и французская кухня. Спустя два года в ведение сына передается и магазин. 63-летний Моисей Николаевич отошел от активных дел, помогая сыну советами.
По-иному сложилась судьба Александра Эрастовича Смирнова. В конце XIX века он владел гастрономическим магазином на Немецкой улице, который, видимо, достался ему по наследству от отца Эраста Ивановича, а последнему - от своего отца, купца 3-й гильдии Ивана Васильевича Смирнова. Никакого отношения родственного эти Смирновы к известным общероссийским фабрикантам водки Смирновым не имеют. Просто однофамильцы.
Магазин А.Э. Смирнова вначале был в доме Быкова, затем - Тихова, но в 1898 году заведение переводится в дом первостатейного купца Ф.Я. Дружинина, в котором ныне хлебный магазин «Стружкин» и кафе «Стойло». В газете «Саратовский дневник» в 1898 году появляется объявление: «Оканчивается отделка роскошного магазина в доме Дружинина на Немецкой улице, куда перейдет «Санкт-Петербургский магазин Смирнова». Освещаться будет электричеством. Это будет один из самых красивейших магазинов Саратова».
Александр Эрастович был расторопный человек. Он неплохо ведет торговлю и удачно женится на дочери владельца дома Анфисе Федоровне Дружининой, которой папенька преподносит этот дом в качестве приданого. Дом вместе с усадебными постройками в 1912 году оценивался в 45 650 рублей. Громадная по тем временам сумма.
В «Санкт-Петербургском гастрономическом и винно-водочном магазине» А.Э. Смирнова был большой выбор гастрономических, бакалейных, кондитерских и колониальных товаров, но еще больший ассортимент винно-водочных изделий. Здесь можно было купить иностранные и русские вина: братьев Елисеевых, Депре, Фейк и Ко», С. Леве и других фирм, водки Смирнова, Попова, Шустова, Долгова и многих иных фирм, перечисление которых, пожалуй, заняло бы всю страницу газеты. Имелись гаванские сигары, табаки и папиросы.
Все шло хорошо. Но наступил 1912 год, принесший А.Э. Смирнову крах его дела. В чем причина - пока не ясно. Но обычно это вложение во что-то капитала, лишение себя кредитоплатежности. В бывшем магазине Смирнова открылась булочная московского купца Д.И. Филиппова. Спустя два года после краха умирает Анфиса Федоровна Смирнова, а что стало с Александром Эрастовичем, пока не известно.

Евгений МАКСИМОВ