Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№44 (412) 30 октября 2002
НАЛОГОУБЛАЖЕНИЕ!
25 июля 2002 года Президент Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (принят Госдумой в третьем чтении 1 июля 2002 года). Принесет ли облегчение малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям эта попытка реформировать налогообложение малого бизнеса? Глубинный смысл
Подписанный документ отменяет действовавшие прежде Закон от 29 декабря 1995 года «222-Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и Закон от 31 июля 1998 года № 148-Ф3 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Вместо них с 1 января 2003 года вводятся в действие новые главы Налогового кодекса: глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». В связи с этим задним числом оказывается отмененным единый социальный налог, а сумму единого налога теперь можно уменьшить на сумму уже уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более чем на 35%).
Две упрощенные системы налогообложения, изложенные в главах 26.2 и 26.3, являются взаимоисключающими, и переход с одной на другую возможен только при определенных условиях. Перейти на упрощенную систему с общей можно только по окончании года, подав заявление в период с 1 октября по 30 ноября и не забыв приложить справку о доходах за последние 9 месяцев. Это значит, что, подав заявление сейчас, на упрощенную систему вы сможете перейти только с 2003 года. А с упрощенной на общую - подав заявку в налоговые органы не позднее 15 января того года, в котором осуществляется переход. Если же очень захочется перейти с одной упрощенной системы на другую, то либо переоформляйтесь, либо используйте в качестве промежуточной систему общего налогообложения. Но не забудьте, что переход обратно, то есть с упрощенной системы на общую, а потом снова на упрощенную, возможен не ранее чем через два года после утраты права на использование упрощенной системы налогообложения. Так что часто менять систему уплаты налогов не получится.
Кому от этого жить хорошо
Упрощенную систему налогообложения теперь могут применять организации, доход которых от реализации по итогам 9 месяцев того года, когда подается заявление о переходе, не превысил 11 млн. рублей (без учета НДС и налога с продаж), а по итогам всего года - меньше 15 млн. рублей. Еще два условия: среднесписочная численность работников менее 100 человек и стоимость амортизируемого имущества менее 100 млн. рублей. Если по итогам хозяйственной деятельности в каком-либо из кварталов (а это отчетные периоды) доход или стоимость имущества, рассчитанные нарастающим итогом, превысят пороговую величину, то предприятие будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение. Пугаться штрафов и пени за неуплату налогов не стоит, поскольку в Законе сделана специальная приписка именно на этот случай: предприятие будет платить налоги как вновь созданное, то есть классическая отчетность за предыдущие кварталы вам не потребуется. Плюс к этому в том квартале, в котором предприятие перешло на общий режим налогообложения, оно не будет платить никаких ежемесячных авансовых платежей.
Ловушка для предпринимателя Значительно изменились налоговые ставки: 6% с доходов (было 10%) или 15% с прибыли (было 20%, при этом прибыль =доход - расход). Однако МНС понимает прибыль по-своему, поэтому внимательно посмотрите, что оно относит к расходам, а что нет. С 2005 года для всех предприятий налог будет составлять 15% прибыли. Эти суммы налога заменяют уплату налогов на прибыль (подоходного налога), на добавленную стоимость, с продаж, на имущество, а также единого социального налога. Но обязательства по уплате взносов в Пенсионный фонд РФ остаются - это 14% фонда оплаты труда в среднем. На сумму этих взносов можно уменьшить размер самого налога (квартальных авансовых платежей на налогам), но не более чем на 50%.
Не стоит радоваться раньше времени, особенно тем, кто собирается платить налог с прибыли. Для них, а с 2005 года - для всех, МНС приготовило великолепный сюрприз в виде 1% обязательного минимального налога, который берется с доходов, а не с прибыли. Уплачивается минимальный налог в том случае, если его сумма превысит сумму налога, исчисленного в общем порядке.
Так что будьте осторожны, занижая прибыль! Милостивое разрешение считать разницу между суммой уплаченного минимального налога с суммой налога, исчисленной в общем порядке, убытками, которые можно перенести на будущие периоды, не очень поможет. Ведь по закону вы не сможете уменьшить прибыль более чем на 30%, и сохраняется это не дольше 10 лет при условии, что весь период вы платили единый налог с прибыли. При переходе на общую систему налогообложения и обратно суммы убытков не переносятся (сгорают).
Есть еще одна ловушка для плательщиков единого налога - это приобретение основных средств.
Если вы решите их продать до истечения срока полезного использования, то придется пересчитывать размер налоговой базы за весь срок их использования и платить дополнительные налоги и пени, если раньше вы воспользовались возможностью уменьшить налоговую базу на стоимость покупки.
В любом случае, помимо ведения книги учета доходов и расходов, вам придется предоставлять еще и налоговую декларацию. Срок ее предоставления - до 31 марта следующего за отчетным года, а в течение года - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Для индивидуальных предпринимателей - 30 апреля следующего за отчетным года.
Невменяемый вмененный
В остальном же система изменилась незначительно. Много вопросов возникает в связи с применением единого налога на вмененный доход. Сфера его охвата включает замену уплаты налога на прибыль организации (на доходы физических лиц), НДС налога с продаж, на имущество предприятий, единого социального налога. Но проблема в том, что раньше он частично заменял местные налоги, а теперь придется платить те же сборы за уборку территории населенных пунктов (устанавливается органами местного самоуправления) и транспортный налог (устанавливается субъектом Федерации).
Значительно сокращен список видов деятельности, подпадающих под действие главы о налоге на вмененный доход. Так, не упомянуты оказание услуг автостоянок, косметологические услуги.
Но пугаться опять-таки не стоит: субъекты Федерации могут воспользоваться дыркой в Законе и расширить данный список деятельности (см. ст. 326.26 п. 2 подпункт 1, где в перечислении видов услуг, подпадающих под вмененный налог, оставлены слова «и другие виды бытовых услуг»).
А определение конкретного списка видов деятельности, подпадающих под действие этого Закона, отнесено к компетенции субъектов Федерации.
Пока что точно можно сказать, что систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход можно использовать для магазинов розничной торговли с площадью не более 70 м2, как и и для точек общепита. Для предприятий, занимающихся оказанием автотранспортных услуг по перевозке граждан, использование единого налога возможно только в случае, если парк автомобилей не превышает 20 единиц. Базовая ставка налога установлена в размере 15% вмененного дохода, как и прежде. Осталась возможность использования поправочных коэффициентов, но правительство пошло по пути сокращения их количества, оставив только три. Один из них завязан на кадастровую стоимость земли в той точке, где расположено предприятие, и на ее отношение к максимальной кадастровой стоимости земли для данного вида предпринимательской деятельности. Проблема в том, что только в двух регионах РФ проведена оценка кадастровой стоимости земли, в остальных же местным органам власти просто придется для всех организаций оставить коэффициент, равный 1. Это означает, что никакого воздействия он не оказывает.
и Второй коэффициент - корректирующий коэффициент базовой доходности - должен учитывать совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности. Вместе с тем представляется, что этот коэффициент не позволяет учесть все разнообразие факторов предпринимательской деятельности, тем более что границы его изменения установлены от 0,1 до 1. Раньше использовался ряд поправочных коэффициентов, они разрабатывались в течение нескольких лет; количество их было просто рекомендовано, а не жестко зафиксировано. Теперь же в течение нескольких месяцев предстоит обновить всю систему определения поправочных коэффициентов до вступления ее в действие в 2003 году. Третий коэффициент - это поправка на инфляцию, но - внимание! - его значение устанавливается Госкомстатом РФ, а значит, он не всегда точно соответствует действительности.
Другой минус: правительство сняло еще одну льготу при уплате авансовых платежей - теперь нет скидок на инфляцию (уменьшение платежа на 2-11% при квартальном авансовом платеже).
Единственная возможность - это уменьшение платежей на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50%.
Сюда же можно включить фиксированные платежи самого предпринимателя на свое страхование, уменьшающие сумму налога. Сегодня еще рано говорить, насколько успешной будет реформа. Пока главное достижение - это снижение налоговых ставок и возможность уменьшить сумму налога на выплаты в Пенсионный фонд.

Екатерина ЛИТОВКИНА