Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№34 (402) 21 АВГУСТА 2002
СТРАЖА ВОДНОГО ЦАРСТВА
В прошлом году в России от рук браконьеров погибли 7 работников рыбоохраны, 15 человек получили ранения различной тяжести. А как обстоит дело с браконьерами в Саратове? Водная гладь... преступников не видать.
..А они все по засадам, в камышах, да с сетями. Ждут, когда рыбинспектор и милиционер на катере проедут. Затаились, дуремарово племя. Вот и сейчас ловят, наверное, лягушек, а потом - в мешок и во Францию, по ресторанам. Ведь на местной рыбке не разбогатеешь, извели дорогие породы. Понастроили, понимаешь, плотин: Волгоградскую, Саратовскую, и не пошли осетровые вверх по Волге. Теперь белугу, стерлядь и осетр промышляет Астрахань. А нам осталась бедная плотва и иже с ней, одна другой мельче. Вот и маются саратовские браконьеры, ловят раков, всяких там лягушек. Тьфу, и говорить противно.
Впрочем, хотя рыбы стало меньше, не перевелись еще браконьеры в Саратове. В прошлом году удалось задержать около пятидесяти «ловцов» удачи. В этом - еще больше: 80 человек. Они добыли незаконным способом больше 3-х тонн рыбы. По мнению сотрудников водной милиции (ЛОВД в порту), это не предел: на самом деле браконьеры ловят в 2 раза больше, только не попадаются.
– А есть в нашей области ценные породы рыб, чей лов запрещен? - задаю я вопрос Михаилу Леину, начальнику ЛОВД в порту Саратов. – Таких нет, но каждый год - с мая по июль - налагается запрет на добычу всех видов рыб. В это время «работать с рыбой» можно только одному учреждению - ГОСНИИОРХ (научно-исследовательскому институту охраны рыбного хозяйства), который изучает жизнь рыб, следит за их миграцией и количеством, разводит мальков и т.п. Кстати, на днях Борис Ельцин, гостящий в Саратове, выезжал на Волгу и наблюдал за работой сотрудников этого института. Нам тоже нашлось дело. Охраняли экс-президента со стороны «водных рубежей». – А почему в прошлом году задержали полсотни браконьеров, а в этом - уже 80? Завелось больше рыбы?
– Скорее дали себя знать результаты работы. В этом году различные ведомства объединили свои усилия в этом направлении. В совместных рейдах участвовали Совет безопасности, ГИМС (госинспекция маломерных судов), природоохранная и транспортная прокуратуры, рыбинспекция, Саратовское линейное управление на транспорте и мы. В принципе, все это явилось звеном в цепи тех решений, которые год-два назад были приняты на высшем уровне: президентом и правительством.
Впрочем, не все так гладко на водной глади. С введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса привлечь преступников к уголовной ответственности стало затруднительно. Теперь сумма ущерба, с которого начинается уголовная ответственность (кроме промежутка с мая по июль, когда запрещено ловить любую рыбу), составляет 2800 руб Для справки - сегодня расценки на рыбу таковы. Судак, щука, сом и сазан - 250 рублей голова;
Рак - 42 руб;
Лещ - 25 руб;
Окунь - 17 руб.
Цены взяты не с потолка и не на рынке. Их установило правительство РФ. Этим тарифом должны руководствоваться милиционеры, когда определяют сумму ущерба, нанесенного браконьерами государству.
Естественно, те, кто втихаря добывает рыбку, осведомлены о «допустимых границах» и воруют не иначе как с весами в руках. Выловил браконьер сетями рыбу и прикидывает. Так-так, тянет на 2750 руб, значит, на уголовную статью не хватит. Ну, поймают милиционеры, а реальный срок не дадут. Но и в ЛОВД парни не промах. Стерегут, ищут. Браконьер иной раз сам не знает, сколько рыбы ему в сеть пришло. Пока вытаскивает, милиционер тут как тут. 2800 есть (а это несколько мешков рыбы), значит, товарищ, на выход: условный срок тебе обеспечен. А попался второй раз - извини, будь любезен в тюрьму. А как еще бороться с расхитителями?
– А вообще-то на водной глади опасно? То есть, например, ходить по ночным улицам города (да и днем) иногда страшновато. А как на реке?
– Как вам сказать. За последние годы на Волге была только одна перестрелка. Наши сотрудники решили проверить нескольких рыбаков, а заодно как и на что они ловят. Те открыли огонь из охотничьего ружья. Слава богу, вовремя разобрались. Оказалось, рыбаки приняли нас за... хулиганов. Думали, что мы хотим опорожнить их сети и забрать улов. Вот, а что касается преступников... В прошлом году на одном из 3-х палубных пароходов задержали нескольких моряков - членов команды. У них при себе имелся героин. Но не на продажу, а для личного пользования. А совсем недавно в Энгельсе попался цыган. Сначала было подозрение, что он торгует наркотиками. Однако во время досмотра у этого 24-летнего юноши нашли пистолет «ТТ». При проверке выяснилось, что он совершил убийство в Нижнем Новгороде (из корыстных мотивов), потом приехал в Саратов к родственникам. С его слов, после смерти дяди он заглянул к нему в сарай, покопался в вещах и неожиданно нашел тот самый «ТТ». Так ли это на самом деле, сейчас выясняет следствие. Боремся мы и со злоупотреблениями на экономической ниве. Недавно были вскрыты нарушения на судоремонтном заводе, возбуждено уголовное дело. Бывший директор осужден и уволен с работы. Также установлен факт незаконной сдачи в аренду помещения в Энгельсском порту. Виновные также наказаны.
Если же говорить о степени риска на воде, то, если соблюдать меры безопасности, жить можно. Иначе дело может обернуться трагедией. Два года назад четверо рыбаков на «железном корыте» (лодка «гулянка») ночью выехали на фарватер, кинули якорь и сидят, в ус не дуют. Огней опознавательных, как водится, не зажгли. А тут «на всех парусах» - небольшой теплоход. Наехал на «гулянку», лодка перевернулась, и двое человек погибли. Прокуратура провела проверку, и в отношении хозяина лодки было возбуждено уголовное дело. Однако такие случаи единичны. Чаще сотрудникам ЛОВД приходится разбирать пьяные драки между матросами (в последний раз в грузовом порту подрались капитан с матросом; «победил» капитан, за что и понесет наказание). Усмирять хулиганов с дискотеки на «Волге-2» - тоже дело обычное. Но главной бедой остаются все же браконьеры.
Они ловят рыбу из любых положений: с берега, стоя по горло в воде (для удобства надевают ОЗК - общевойсковой защитный костюм), с дебаркадеров, сетями с катеров и лодок. Используют даже запрещенные электрические удочки, которые парализуют рыбу. Такие штуки одно время продавались на Сенном рынке. Из-под полы, разумеется. Устройство нехитрое: сачок, аккумулятор, еще кой чего. Выезжают ночью на середину реки, фарами щупают глубь. Рыбные косяки хорошо видать, издалека. И тут включают «чудо-удочку». Большинство рыб хватает паралич. Но некоторые, даже в шоке, все равно уходят - чтобы умереть. Те, кто выжил, три года не могут нереститься. Еще часть косяка просто гибнет, не попадая даже в сети.
Ну что еще? Ах да, каждую зиму один рыбак обязательно да провалится под лед, станет тонуть, и сотрудники ЛОВД его спасут. Тоже обязательно. Впрочем, за всеми не уследишь. Бывает, что по реке приплывает труп из другой области, и оказывается, что дрейфовал он месяц, два, а то и целых полгода. Дело в том, что если человек тонет летом, его тело всплывает примерно через пять дней. (Время зависит от температуры воды.) А если зимой - то через полгода, когда потеплеет. Если же человек попал под винт теплохода (например, когда баржа врезалась в лодку и хозяин выпал), его тело не всплывет уже никогда. Только через несколько лет, проводя какие-либо работы на дне, водолазы могут случайно найти в воронках на дне части тел (естественно, скелетированные).
Заметим, что не все утонувшие относятся к компетенции водной милиции. Только - «дрейфующие», плывущие в руслах рек. Честно говоря, признался Михаил Юрьевич, очень многое, косвенно относящееся к воде, не имеет к ЛОВД в порту никакого отношения.
– Острова, турбазы, пляжи... - перечисляю я.
– Да, да, да... Украли паспорт на пляже, на глазах у очевидцев утонул человек... Все думают: это - наше и звонят к нам. Но, поверьте, не по адресу. В таких случаях следует обращаться в районные отделы внутренних дел (так как прибрежная водная гладь, а также острова, дебаркадеры и все, что с ними связано и что там происходит, находится в их ведении). Если, например, лодка врезалась в лодку, - в ГИМС (ГАИ на воде).
Мой последний вопрос начальнику линейного отдела внутренних дел в порту был таким:
– А часто на воде происходит непредвиденное, случаи, которые даже вас удивляют?
– Конечно. Например, на днях 11-классница прыгнула с автомобильного моста вниз, в Волгу. Испытав болевой шок, она сама смогла доплыть до ближайшего буйка и, уцепившись за него, стала звать на помощь. Первым ее увидел капитан судна и сообщил нам. Мы приехали, вытащили девушку из воды. Ее грудь и спина были синие от удара. Впоследствии мы выяснили, что никто ее с моста не толкал, ни с кем она не спорила и кончать жизнь самоубийством не хотела. Просто решила испытать острые ощущения, побывать в экстремальной ситуации. Слава богу, все закончилось благополучно.