Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№31 (399) 31 июля 2002
АЛЕКСАНДР II и САРАТОВ
Одним из примечательных и достойных внимания российских царей был Государь Император Александр II, который провел земскую, городскую, судебную, военную реформы, отменил крепостное право, чем существенно изменил жизнь всех слоев населения Российской империи. Главной была все же крестьянская реформа, освободившая от крепостной зависимости 20 миллионов крепостных, ставших свободными. За все эти благодеяния народ прозвал Государя Освободителем.
ДВАЖДЫ УВИДЕННЫЙ
Когда наследнику престола, великому князю Александру Николаевичу исполнилось 19 лет и он закончил основной курс обучения наукам, его отец, император Николай I отправил сына путешествовать по России, главная задача которого «узнать Россию, сколько сие возможно, дать себя видеть будущим подданным».
Маршрут поездки составлял около 12 тысяч верст, чтобы обозреть Россию от Смоленска на западе до Сибири на востоке и до Елизаветграда на Украине. Этот маршрут, отпечатанный небольшого формата книжицей, был разослан губернским властям для руководства. Книгу в 160 страниц составило «Указание важнейших примечательностей на пути Его Императорского Величества Государя наследника цесаревича». К этим документам были составлены самим Николаем I указания наследнику: где быть, что и как смотреть, когда и с кем обедать и ужинать, с кем из дам и что танцевать на балах и даже когда ложиться спать и вставать. 2 мая 1837 года в 6 часов вечера 11 экипажей при 37 лошадях, растянувшись почти на полверсты, начали путешествие по России. Вместе с наследником участниками путешествия были наставники - учителя: поэт Василий Андреевич Жуковский, ученый географ Константин Иванович Арсеньев, полковник Семен Алексеевич Юрьевич и другие, а также адъютанты, лейб-доктор, знатные товарищи-офицеры и многочисленная группа обслуживания.
Через верховые волжские города, Урал, Сибирь и Оренбургские степи конный поезд наследника летом возвратился на Волгу, и из Казани начинается поездка по поволжским местам. 25 июня наследник и его сопровождающие прибыли в Хвалынск, отсюда выехали в Вольск, где переправились через Волгу и покатились через немецкие колонии до Покровской слободы. В ночь на 27 июня наследник прибыл в Саратов и без церемоний отправился на приготовленную квартиру.
Утро 27 июня началось с церемонии представления губернатора И.М.Бибикова, генерала-майора, большого любителя покутить и попировать, вице-губернатора Н.Г.Попова, статского советника, хорошего службиста, преосвященного Иакова, «фанатика умного, но грубообразованного», по характеристике В.А.Жуковского. Явно здесь были и предводитель дворянства С.М. Скибиневский, генерал И.К.Арнольди, храбрый и строгий до жестокости, и другие «радетели» губернии.
В 9 часов над городом поплыл звон благовеста. 10 звонов Александра-Невского собора, где состоялась литургия, на которую прибыл наследник. По окончании службы великий князь-наследник, несмотря на проливной дождь, отправился в лазарет конно-артиллерийского резерва, стоявшего в Саратове, а затем в Александровскую больницу и богадельню. Внимание наследника привлекла и мужская гимназия, где объяснения давал ее директор Я.А.Миллер, о котором Жуковский заметил, что Миллер «замечательный человек». Вечером, после обеда у губернатора, был бал, устроенный саратовским дворянством в доме Благородного собрания. В.А.Жуковский записал в своем дневнике: «Бал. Прекрасная зала с колоннами фальшивого мрамора». Полковник С.А.Юрьевич в письме своей жене Елизавете Андреевне не преминул отметить, что бал был «великолепнейший по прекрасной зале, множеству пренарядных дам и множеству офицеров...».
На балу в Саратове наследник престола Александр Николаевич танцевал с сестрами Анной и Варварой, дочерьми жандармского полковника Быкова, весьма красивыми особами, которые были так очарованы наследником, что дали обет не выходить замуж и слово свое сдержали, оставшись девицами. Следующий танец наследника был с дочерью предводителя дворянства Скибиневского, вероятно, Любовью, бывшей уже замужем. Танцевал Великий Князь «с молоденькой и хорошенькой Устиновой, дочерью здешнего помещика, - писал в письме жене С.А.Юрьевич, - которая была в таком восторге от своего счастья (она первый раз в обществе), что после контр-данса, с двумя ручьями радостных слез бросилась на шею своей матери. Милая девочка!» Этой Устиновой была 15-летняя Мария, дочь Василия Михайловича и Анастасии Александровны. И, наконец, все отмечают Анну Ивановну, «милую кокетку», жену управляющего удельной конторы Свечина, лицом похожего на обезьяну. Анна Ивановна же была поразительной красоты женщиной. Танцуя с ней, наследник цесаревич попросил ее показать супругу Свечина. Смущенная Анна Ивановна ответила, что это - она, а потом добавила, что сходство ее мужа с обезьяной находят многие, но он превосходный человек и заслуживает любви и уважения.
Протанцевав со Свечиной еще и вальс, наследник цесаревич подошел с ней к Ивану Васильевичу Свечину и пожал сердечно ему руку. Второй день пребывания в Саратове начался с осмотра подготовленной к приезду наследника Александра Николаевича выставки произведений местного края. Здесь были представлены знаменитая саратовская пшеница, манная крупа, сарептская горчица и масло, выделки немцев-колонистов, шерсть с заводов Горчакова, Нессельроде и других хозяев, пеньковые изделия, табак, саратовская сарпинка, ковры Сивериной и шали Колокольцова и многие другие изделия. Наследник выставкой остался доволен и купил кусок сарпинки фабрики братьев Шехтель и колокольцовскую шаль за 1000 рублей.
С выставки путешественники отправились на смотр конно-артиллерийского резерва, который проходил за городом на огромном пустыре перед губернаторской дачей (ныне часть его Ильинская площадь). Смотр проходил под руководством начальника резерва генерала К.И.Арнольди, который, по отзывам, был по характеру своему и привычкам настоящий «Русский Вандем», не щадивший ни приятелей, ни подчиненных, наводивший на своих солдат страх и ужас. Смотр затянулся, ибо наследник знакомился с резервом довольно подробно. После посещения Крестовоздвиженского женского монастыря наследник осмотрел тюремный замок и отправился в Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный за городом на склоне Лысой горы. Познакомившись с обителью, наследник и его свита недалеко от монастыря близ Московской дороги стали наблюдать артиллерийские учения. На рисунке В.Жуковского, который был хорошим рисовальщиком, показана толпа людей, следившая за действиями конных артиллерийских упряжек.
В этот же день у наследника был обед вместе с артиллеристами, после которого состоялось катание на лодках по Волге. 29 июня в 6 часов утра весь огромный конный поезд наследника под колокольный звон всех церквей Саратова выехал на Московскую дорогу, раскисшую от дождя, и направился в Пензу. В.А.Жуковский сравнивал это путешествие с чтением книги.
Он говорил своим поэтическим языком, что «книга эта - Россия, но книга одушевленная, которая будет сама узнавать своего читателя, и это узнание есть истинная цель путешествия». Оно должно было завершить круг образования Александра Николаевича, будущего императора Александра II.
Вторая встреча с Саратовом теперь уже императора Александра II состоялась 31 августа 1871 года. Проездом на Кавказ он вместе с сыновьями Александром (будущий царь Александр) и Владимиром сделал остановку в Саратове. К его приезду город преобразился: выкрасили и побелили дома, заборы, починили мостовые на улицах, развесили флаги. На углу Родионовского взвоза (начало нынешней улицы Радищева) и Большой Сергиевской (Чернышевской) улицы воздвигли из красного кирпича Триумфальные ворота, через которые российский Император должен был въехать в город. За такое усердие саратовскому губернатору было объявлено монаршее благоволение.
31 августа в 10 часов утра к пристани общества «Кавказ и Меркурий» подошел двухпалубный пароход «Император Александр II». На дебаркадере, убранном живыми цветами и гирляндами зелени, Александра II и его спутников встречали губернатор М.Н.Галкин-Враский, городской голова В.П.Гусев и другие лица гражданского и военного ведомств. На берегу собралась масса народу. По Никольской (Радищева) улице Александр II проследовал в Александро-Невский собор, где архиерей Иоанникий отслужил торжественный молебен.
Затем император и его сопровождающие посетили мужскую гимназию, а в 12 часов прибыли в Александровское ремесленное училище, открытое накануне в память спасения царя от покушения 4 апреля 1866 года. По случаю посещения высокими гостями училища Саратовское городское общество дополнительно назначило 20 стипендий для беднейших сирот города - воспитанников училища с отчислением ежегодно 1000 рублей из средств города и 10 стипендий на 1000 рублей учредило общество купцов и мещан Саратова.
После посещения военного лазарета царский кортеж отправился в Мариинский институт благородных девиц (ныне в нем школа и клуб железнодорожников). На пустыре перед институтом был устроен как бы народный праздник, с качелями, каруселями, мачтой для лазания и иными развлечениями. В середине на особых подмостках стоял больших размеров искусственный бык, наполненный пряниками, орехами и другими сладостями, которые должны были служить десертом к расставленным на столах жареным баранам, поросятам и прочей снеди. Вид на площадь был оригинален. Девушки из окон института видели довольно эффектную панораму. Дорога к институту была оформлена рядами флагов и представляла многоцветную аллею. Немало флагов было расставлено и на остальной территории площади.
В этот день девушки были одеты в праздничные батистовые платья с белыми пелеринками и белыми фартуками. Александр II, прибыв в институт, ознакомился со зданием и постановкой здесь образования. На воспитанниц государь произвел чарующее впечатление. Он просто беседовал с ними и в разговоре самых младших воспитанниц спросил, всегда ли они завивают волосы и так нарядно одеваются. Девочки ответили, что это сделано по случаю посещения высоких особ и рассказали, как их учили делать реверансы, правильно произносить по-французски императорские титулы, словом, говорили обо всем, забыв правила этикета.
При отъезде Александра II воспитанницы забыли все наставления и бросились гурьбою его провожать.
Из института Александр II с сыновьями отправился в окрестности города в военные лагеря, где состоялся парад, после которого царь с детьми побывал в кибитках хана Внутренней Букеевской Орды. Отсюда гости уехали на вокзал железной дороги, который был достопримечательностью, ибо 3 июля открылось движение по последнему участку, и Саратов получил прямое сообщение с Москвой.
Побывав затем в Дворянском собрании, все в 5 часов прибыли на пароход «Император Александр II» для продолжения путешествия в Астрахань. Стоявшая весь день мрачная погода прояснилась: лучи солнца осветили берег Волги от Бабушкиного взвоза до Триумфальных ворот, спуски к Волге и расцвеченные пароходы и баржи.
Евгений МАКСИМОВ