Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№29 (397) 17 июля 2002
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕЖДУСОБОЙЧИК: МЫШКИНЫ СЛЕЗКИ

С Найдя у наших коллег из энгельсской «Новой газеты» информацию о новинке местной литературы, признаюсь: не мог спать спокойно, пока не получил в руки книгу, названную покровскими коллегами-журналистами триллером для детей.
Действительно, новинка оказалась достойной самого пристального рассмотрения: ветеран Великой Отечественной войны Вячеслав Смирнов заказал издание книги саратовской типографии «Лоди», вполне достаточным для нынешней провинциальной поэзии тиражом в триста экземпляров. Четвертая книга Смирнова названа «От колыбели до выпускного бала» и имеет на титуле параллельный заголовок «Детский альбом. (Стихи с рисунками - «раскрась сам»)». Начиная с третьей страницы она перенасыщена контурными картинками покровчанки Ольги Пановой.
На шестой странице можно раскрасить фломастерами или карандашами государственный герб России, затем нынешний триколор и красным - знамя, а в завершение - расцветить космический корабль, словно сошедший с сигаретной пачки «Союз-Аполлон».
Есть в книге Смирнова и срисованные с открыток мишка с собачкой, много рисунков симпатичных девочек (которых тоже нужно раскрашивать): ведь автор посвятил свой труд дочке и внучке. Стихи Смирнова под стать картинкам: наивные до полнейшей банальности. «...Или с куклой говорит И всерьез ее корит: - Эх ты, Натка-Перенатка, Надудонила в кроватку!..» («Про Катюшу-говорушу»), «Нет, они не окотились - Из яиц у крокодилиц Появились - есть хотят! - Пять прожор-крокодилят» («Драма в зоопарке»), «На турбазе близ Орловки Был я с папой по путевке» («Спасибо, папы, вам!»).
Так в чем же зарыта собака, где же леденящий душу триллер? А вот он - в шестистраничном стихе «Про мышку-глупышку и кошку-нехорошку». Журналисты «НГ» назвали этот стих «хичкоковской историей». Помните советского детского поэта Самуила Маршака с его глупым Мышонком? Печальный конец у Маршака хитро прикрыт, тогда как Смирнов срывает покровы и живописует драму во всей натуралистичности. «Кошке в лапы Мышь попала, Та к земле ее прижала, Спину выгнула дугой - И пропал Мышонок мой... Мышка-мама слезы льет: В норку Мышка не придет»...
По уверению главного редактора «НГ» Александра Бурмистрова, первоначальный эскиз Пановой к кульминационному моменту изображал кошку, поедающую мышь, хвостик которой с филейной частью свисал с клыков кровожадной хищницы. В печатном виде картинка трансформировалась в когтящую мышиный трупик злодейку. Все это также предназначено к раскрашиванию. Завершают же книгу ноты и баллада об аисте («И вот последнее усилье: И там сложил крутые крылья - И камнем на землю упал...»). Помог Смирнову в издании детского триллера гендиректор ОАО «Сигнал» Александр Никонов, тем самым вписав и свое имя в историю областной литературы. Как значится в аннотации, «книга может быть своеобразным наглядным пособием... в работе детских садов, интернатов и других учреждений». Да уж, весьма своеобразное пособие!
В ВОЛЬСКЕ - ПРЕМЬЕРА
В Заводском районе Саратова пацаны хорошо знают директора клуба «Спутник» Михаила Александровича Каришнева-Лубоцкого. Будучи в новой должности методиста центра дополнительного образования для детей Заводского района, он в том же «Спутнике» продолжает руководить кружками. Судомоделисты - воспитанники Каришнева-Лубоцкого - известны по соревнованиям на всю страну. А их руководитель получил подобную известность как детский писатель-сказочник.
Одиннадцать лет назад в сборнике «Теремок сказок» Приволжского книжного издательства увидела свет «Тайна Муромской Чащи» - сказочная повесть. Затем в издательстве детско-юношеского саратовского журнала «Аэлита» вышли «Волшебные сказки» огромным даже для десятилетней давности книгоиздания тиражом в двадцать пять тысяч экземпляров. Обе книги так любимы детьми (по свидетельству профессионалов - библиотекарей), что стали раритетными. А затем Каришнева-Лубоцкого открыла Москва, выпустив в 99-м и 2001-м годах две серийные книги «Приключения маленькой волшебницы» и «Чародей из Гнэльфбурга». В этом году писатель из Заводского района, член Союза писателей Москвы и публикатор «Саратова литературного» местного СП снова порадовался за воплощение творческих проектов: в Вольском драматическом театре только что состоялась премьера его пьесы «Такие-сякие, или Выше голову, приятель!» В том же стартовом 91-м эта пьеса была выбрана из 240 заявленных и получила первую премию во Всероссийском конкурсе на лучшую пьесу для детей.
Драматургия нашего земляка так же, как и книги, хорошо известна в России. Его пьесы ставились Красноярским кукольным театром («Приключения Лютика»), Новоуральским кукольным и Уссурийским драматическим театрами («Привет, Уморушка!»), Вольским драматическим («Зерно-зернинко» по сказке саратовского писателя Александра Матвеенко). Со своей стороны, редакция «ЗО» желает Михаилу Александровичу новых высот в педагогике и литературе. Поздравляем!
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАТРИОТАМ
Третий этаж филиала Радищевского музея - Дома Павла Кузнецова шокирует посетителя удушающей жарой и стоящими у противоположной от входа стены картинами с надписями «Приговор» и «Расстрел».
Расстреливаемый (в натуральную величину) изображен хоть и в исподнем, но с красной нарукавной повязкой. Над диптихом - тексты: «Слюнявый гуманизм вырожденцев губит и религию, и культуру, и саму цивилизацию, его породившую» и «Из уважения к великой арийской славянской культуре, мы, русские, если придется, должны спокойно и бесстрастно пережить для себя и конец ее, и смерть последних ее носителей и патриотов, и свою собственную смерть». Рядом - кнопками пришпилены листочки со стихами Лорки, Бальмонта, Блока, Гиппиус, Лермонтова и проза философа Розанова.
Соседствует со сценой расстрела Сергея Щурина фотоцикл «Хвалынский некрополь» педагога технического университета Алексея Кашанина. Рядом развешены и разбросаны детские почеркушки. Есть даже инсталляция с квадратом в кубе. В окне - рваная карта, поданная как объект «Река - Море». Все вместе формообразует новый музейный проект - долгоиграющую акцию «Начало и конец». «Есть у революции начало...». Нет у этой акции конца. Поэтому, по уверению заведующего «Домом» Игоря Сорокина, на акции «кто случился - тот и пригодился». Всякое эстетствующее хулиганничанье тут пойдет в ход и глядь-поглядь - приведет к какому-нибудь Соросовскому грантику.
Что же до Дома Павла Кузнецова вообще и в иных аспектах, то новости таковы: рериховцы из издательского Дома «Агни» выпустили буклет с текстом Сорокина, культуртрегер Вячеслав Дьяконов 20 июля в память старины глубокой и казанских ярмарок на Волге созывает в Дом прикладников на праздник Казанской иконы Божьей Матери.
В рамках проекта «Хочу на Волгу», который стартует в форме социальной акции 27 июля на судоремонтном заводе, музей Дом Павла Кузнецова украсится 28-го подлинной алгайской юртой. Так Сорокиным будет устроена «Степная Волга». К сведению жаждущих приобщиться и завизировать своим участием других акционистов: в тот же день сотрудники областного краеведческого музея выпустят в Волгу стерлядку (акция «Стерлядь на гербе»), радищевцы устроят арт-объекты (акция «Хочу на Волгу»), фединцы побалуют «Первыми радостями», а чернышевцы послушают «Голос реки», сотрудники энгельсского музея Льва Кассиля (филиал фединского) учудят акцию на острове: «Маршруты Швамбрании». Приятного всем культурного развлечения!
ЖЕЛАЕТЕ ОКУНУТЬСЯ В АКЦИЮ?
Благодаря Игорю Сорокину - директору музея Павла Кузнецова - Саратов стал городом художественных акций, когда в игровой манере застрельщики-акционисты летом раскрашивали свои тела, а зимой «рисовали» углями тени от деревьев на снегу, весной голыми прыгали через костер и т.д.
После масштабных шоу 99-го и 2000-го годов «Варка арбузного меда» и «Планета, величиной с Дом» руководство Энгельсского краеведческого музея, видимо ориентируясь на «столицу Поволжья», решило провести собственную акцию - «Арт-Вебер».
Как значится в пресс-релизе, «диалог волжских пейзажей начала ХХ века признанного «певца Волги» Я.Я.Вебера и современных художественных исканий призван преодолеть отчуждение Волги как культурной ценности от жизни современного волжанина». Только слепой не увидит в этих словах полной ахинеи. Как может жить волжанин без Волги?
Наверное, желая приземлить высокопоэтичное живописное наследие Якова Вебера, организаторы планируют 27 июля инсталляцию на набережной «Тень художника. Вебер пишет Волгу», где будут рисоваться тени на асфальте.
В память о добавленном к классическим картинам Вебера фотографом В.Куприяновым унитазе третьим пунктом программы значатся «предметно-художественные фантазии в экспозиции Я.Я.Вебера». Конечно же, не без опеки того же Сорокина в Энгельс из Раненбурга привезут свои примитивистские картинки С.Левитов и И.Ролдугин. А вот будет ли «Арт-Вебер» разгулом художественного левачества - покажет само действо.
ЛЕТНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Стало традицией устраивать в июле в выставочном зале Саратовской организации Союза художников России коллективные экспозиции «Летние импровизации».
Смысловым центром нынешней стала картина Николая Дубовова «Сладкий натюрморт», представляющая собой огромный холст со взрезанным арбузом в центре.
Жаркие, пламенеющие краски свойственны в этот раз Анне Гладкой («Ликующее солнце»), Елене Мальцевой («Дышит зноем август»), Н.Ивакину, А.Карнаухову («Саратовское житье»). Экспозиция выстроена не только плотно, но даже перенасыщенно по цветовой гамме и развеске. Многие картины спускаются от стен до самого пола.
Пейзажи с туристическими видами Саратова кисти педагога Саратовского художественного училища им. А.П.Боголюбова Алексея Чусляева привносят в «Летние импровизации» приятное разнообразие.