Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№23(391) 5 июня 2002
Кто сжег пограничника
Пока японские медики в Ожоговом центре Саппоро спасали жизнь начальника территориального отдела «Южно-Сахалинск» Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ генерал-майора Виталия Гамова, оперируют его супругу Ларису, оперативники на Сахалине ищут преступников, бросивших в квартиру пограничника бутылки с горючей смесью. Помимо сотрудников Сахалинской прокуратуры, в следственную группу вошли также представители МВД и ФСБ. Собственное расследование проводят и сами пограничники. Ведомства разные, но все сходятся в главном: покушение на Гамова связано с его служебной деятельностью. Сахалинский прокурор Юрий Денисов выразил уверенность в том, что это «месть криминальных структур за борьбу с морскими браконьерами»:
- В данной отрасли работают преступные группировки, отмываются большие деньги... Да, это знают все. Ежегодный ущерб от контрабанды морепродуктов составляет для российской казны около 3 миллиардов долларов. Львиная доля этих потерь приходится на Дальневосточный регион, богатый лососем, морскими ежами и, конечно, любимым лакомством японцев - крабами. По заявлению исполнительного директора Института комплексного исследования региона в Хоккайдо господина Нобуо Араи, в прошлом году неучтенной морепродукции ценных видов из России в Японию было завезено на сумму 2 миллиарда долларов. А по данным российского консула в Саппоро Наеля Латипова, только с января по март в Вакканаи - крупнейшем порту импорта крабов - было разгружено и продано свыше 3.700 тонн контрабандного краба. Японская полиция насчитала по меньшей мере 8 организованных преступных группировок, промышляющих контрабандой краба. Эти группировки базируются в основном в Южно-Сахалинске и Холмске - двух крупнейших городах острова Сахалин. Но весь «черный рынок» морепродуктов контролирует криминальный авторитет Василий Наумов по прозвищу Якут, постоянно проживающий в Саппоро и связанный с японской якудзой.
Бизнес на контрабанде краба приносит баснословные прибыли как японским перекупщикам, так и российским преступным группировкам. Оптовая цена конечностей сахалинского краба - 12 долларов. Правда, российские моряки, ведущие нелегальную добычу и реализацию, сильно демпингуют, соглашаясь и на 7 у.е. Зато браконьеры берут количеством.Нюансы в работе крабовой мафии удалось недавно выяснить японской телекомпании Эн-Эйч-Кей, один из сотрудников которой под видом радиста нанялся на российский траулер-краболов, имея квоту на вылов 25 тонн краба, российские моряки подняли на борт без малого 130 тонн. Весь живой груз вскоре по подложным документам был продан перекупщику в Вакканаи. И это только один выход в море одного судна! Но если, к примеру, за два первых месяца года в порту Южно-Сахалинска было зарегистрировано 119 выходов траулеров в море, то в японскую гавань Немуро за тот же период заходило 934 российских судна сахалинской приписки!
- Если варварский промысел дальневосточного краба будет продолжаться такими же темпами, то через три года этот морской обитатель исчезнет как вид, - уверен зампред парламентского Комитета по экологии, депутат Госдумы Анатолий Грешневиков. - Ведь если раньше краба ловили только в определенное время года, а зимой места крабовых спячек не тревожили вообще, то теперь крабу покоя не бывает. Он круглый год в состоянии миграции. А растет медленно, прибавляя всего на 1 сантиметр в год. Иначе говоря, до промысловых размеров он вырастает аж за 14 лет...
Так же считают и в Госкомрыболовстве. По данным этого ведомства, ежегодный лимит вылова краба на Дальнем Востоке не должен превышать 40 тысяч тонн. Именно такая квота и была предусмотрена на 2001 год для отечественных рыболовецких артелей. При этом существует официальный запрет на сдачу живого краба в иностранные порты. Но давно известно, что закон в России - наподобие дышла. За прошлый год пограничники возглавляемого генералом Виталием Гамовым отдела «Южно-Сахалинск» задержали более сотни браконьерских судов, при этом было изъято несколько тонн незаконно добытого краба и других ценных видов морепродукции, наложено штрафов на два с половиной миллиона рублей. Однако крабовую мафию этими мерами не остановить. - В России нет закона, который бы ограничивал вывоз морепродуктов из 200-мильной экономической зоны за границу, - посетовал депутат Госдумы от Хабаровского края Борис Резник. - К сожалению, деятельность таможни не распространяется на этот регион, ограничиваясь лишь полосой территориальных вод. Этой лазейкой в законодательстве успешно пользуются контрабандисты...
По словам бывшего главы ФПС генерала Андрея Николаева, проблема видна невооруженным глазом: так, если, по данным российской таможни, наши моряки экспортируют крабов на 50 миллионов долларов в год, то по японским - минимум на 600 миллионов долларов. Функция рыбоохраны в стратегически важных бассейнах еще четыре года назад была передана пограничникам - вначале соответствующим указом президента, а затем «расшифрована» в правительственном постановлении. Однако, по мнению самих пограничников, этот документ как был, так и остается с широкой лазейкой для «рыбно-крабового лобби».
Еще несколько лет назад депутат Госдумы Борис Резник ставил перед коллегами-парламентариями вопрос о принятии федерального закона «О рыболовстве», который бы законодательно закреплял обязательное оформление и прохождение российскими судами, следующими в иностранные порты из 200-мильной исключительной экономической зоны, контрольно-таможенных постов в открытом море. Это позволило бы поставить заслон на пути контрабандистов. Однако закон «О рыболовстве» так до сих пор и не принят. Бывшие и нынешние руководители Федеральной погранслужбы не раз выходили в правительство с инициативой создания на базе ФПС структурных подразделений по типу береговой охраны США, способных объединить разрозненные функции госконтроля за рыбодобывающей отраслью. Но и эта инициатива не нашла поддержки в чиновничьих верхах.
Не дожидаясь, когда решения об ужесточении борьбы с браконьерами и контрабандистами примут в высоких кабинетах, дальневосточные пограничники взялись за дело сами. По словам старшего офицера сахалинского отдела ФПС Александра Клетченко, во многом благодаря настойчивости генерала Виталия Гамова в местном законодательстве появились поправки, инициированные «зелеными фуражками». Например, о контрольных точках в море, через которые обязаны проходить все рыболовные суда. Только за прошлую - черную для сахалинских пограничников - неделю на таких точках было задержано три судна-нарушителя. Мелочь? Но и она неприятна для мафиози и их покровителей. Как написал в письме в «Российскую газету» бывший государственный инспектор по охране 200-мильной зоны, а ныне осужденный нижнетагильской ИК-13 Игорь Власов, « в этом бизнесе имеют свою долю и те, кто входит в элиту, и те, кто принимает решения. А вставших поперек дороги попросту убирают». В словах инспектора, осужденного за неосторожное убийство пойманного им высокопоставленного браконьера, есть горькая правда. Рыбно-крабовый бизнес в России всегда был связан с криминалом. Еще в 1977 году покончил самоубийством бывший министр рыбного хозяйства СССР Ишков. Его заместитель Рытов (бывший директор «Сахалинрыбпрома») был приговорен к высшей мере наказания. Нынче времена другие. За контрабанду краба, приносящую многомиллионные убытки казне, наказывают в основном штрафами. Редкое дело доходит до суда. Еще реже преступник оказывается за решеткой. Зато те, кто решился на бескомпромиссную борьбу с крабовой мафией, рсикуют подчас и карьерой, и жизнью. Вспомнить хотя бы внезапно переведенного в 1999 году к новому месту службы начальника Северо-Восточного регионального управления ФПС генерала Прозода, которого так же, как генерала Гамова, называли «грозой контрабандистов». Чудом учелел после покушения и другой генерал - начальник территориального отдела «Махачкала» ФПС РФ Бондарев, громивший рыбную мафию на Каспии. А вот пограничники, погибшие во взорванном в 1996 году в Каспийске жилом доме, уже не встанут в стрйо никогда. И исполнителей того теракта до сих пор не нашли. Найдут ли тех, кто заживо сжигал генерала Гамова и его жену? У людей знающих на сей счет огромные сомнения.
Дмитрий СЕВРЮКОВ