Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№22 (390) 29 мая 2002
Вступление России в ВТО
Членство в ВТО выгодно развитым странам, рынком сбыта их продукции становится весь мир.
Страны с более низким уровнем развития сталкиваются с серьезными проблемами, главная из которых - необходимость защитить национальный рынок и национальное товарное производство от засилия импортных товаров и услуг.
Россия не может успешно развивать торговые и экономические связи с зарубежными партнерами по своим собственным правилам, не похожим на правила, принятые во всем мире. В долговременном, стратегическом плане целесообразность вступления России в ВТО очевидна. Главный вопрос - когда вступать: сейчас, через год или через десять лет? Масла в огонь дискуссии на эту тему подлили высказывания Президента России о важности СКОРЕЙШЕГО вступления России в ВТО.
Сразу все заторопились в ВТО: политики, экономисты и даже парламентарии. Главные аргументы «за» таковы:
Главные аргументы противников поспешного вступления России в ВТО следующие: - Россия выйдет на новые рынки товаров и услуг;
- будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю; - Россия получит доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО; - законодательство и практика внешнеэкономической деятельности в России будут приведены в соответствие с принятыми международными нормами.
Главные аргументы противников поспешного вступления России в ВТО
- государственная защита российского, товаропроизводителя от иностранной конкуренции будет значительно затруднена; - либерализация тарифов сделает более привлекательным не производство, а импорт товаров; - поступления в бюджет от импортных пошлин снизятся; - вступление в ВТО не гарантирует от применения в будущем некоторыми странами против наших товаров антидемпинговых мер;
- воспользоваться преимуществами, получаемыми в результате вступления в ВТО, для расширения экспорта российской продукции «глубокого передела» Россия в ближайшие десятилетия не сможет.
Если вспомнить, что в торговле России с большинством ее торговых партнеров уже предусмотрен «режим наибольшего благоприятствования» на основе двухсторонних соглашений, что соглашение о партнерстве между Россией и ВТО от 1 декабря 1997 года уже предусматривает автоматическое распространение на взаимную торговлю большинства норм ВТО, что в ближайшие дни в США будет отменена поправка Джексона-Вэника и Россия получит статус «наибольшего благоприятствования» в торговле с Америкой, становится очевидным, что дополнительные льготы от вступления в ВТО по экспортно-импортным операциям Россия не получит. Товары, импортируемые Россией, не наталкиваются на непреодолимые торгово-политические барьеры, и мировой рынок для России после ее вступления в ВТО не расширится.
Дискриминация наших товаров на мировом рынке, в частности алюминия, черных, цветных металлов и проката, - мера для России неприятная, но в глазах наших иностранных партнеров - оправданная. Появление в 1992 году на мировом рынке дешевого российского алюминия снизило цены на него почти в 2 раза. Только за 10 месяцев 2001 года мировая цена на алюминий снизилась с 1700 долларов в январе до 1200-1300 в октябре и, по прогнозам, упадет в ближайшее время до 1150 долларов за тонну.
Западные производители алюминия на грани банкротства. Они не могут конкурировать по цене с российскими производителями, так как стоимость электроэнергии на Западе в 12-15 раз выше, чем в России. Экспорт российского алюминия - это экспорт нашей разорительно дешевой электроэнергии.
Мировой рынок черной металлургии завален российской сталью. Ежегодный выпуск сталелитейного производства в России - 850 млн.тонн, из них российская экономика на собственное потребление способна переработать не более 600 млн.тонн. «Лишние» 250 млн.тонн мы вынуждены продавать на внешнем рынке. Доходит до того, что министр торговли США требует от России сократить производство стали на 10 процентов (в самих США производство стали уже сократилось на 20 процентов).
Китайский рынок мы медленно, но верно теряем. Китай развивает собственную металлургию. Вот какие причины заставляют некоторые развитые страны (чтобы не подкосить под корень собственное производство) ограничивать экспорт в свои страны российских черных и цветных металлов, проката, продукции органической и неорганической химии и т.д.
Это оправданная, естественная и разумная мера Запада по защите собственного производства, и такие меры предпринимаются против стран, способных внести сумятицу на рынке данной продукции и существенно снизить мировые цены независимо от того, является ли страна, на которую накладывают дискриминационные санкции, членом ВТО или не является.
Членство в ВТО нужно России, чтобы по всему миру торговать конкурентоспособной продукцией? Такой продукции в нашем торговом балансе всего около 7 процентов. Вступив в ВТО, мы действительно получим более благоприятные возможности поставлять в Бразилию, Китай, Турцию, Польшу, Италию и Францию нашу одежду, обувь, автомашины, электронику. Кто будет покупать наши товары? Парадокс заключается в том, что чем сложнее продаваемая Россией продукция, чем большую стадию «технологического передела» претерпела конечная продукция российских предприятий, тем она становится более неконкурентоспособной. Издержки производства из-за неэффективной работы изношенного и устаревшего оборудования, низкой производительности труда, большего расхода на единицу продукции энергии, сырьевых и трудовых ресурсов, необходимости в холодное время года в течение семи месяцев отапливать помещения и содержать соответствующую инфраструктуру (котельные, теплотрассы, обслуживающий персонал) делают на каждой стадии «технологического передела» нашу продукцию все дороже и дороже.
Готовая продукция повышенной сложности (автомашины, обрабатывающие станки, турбины) проходит через 10-12 циклов «технологического передела».
Выплавка из руды чугуна - первый «передел». При прочих равных затратах стоимость российского чугуна будет на 8-12 процентов дороже, чем выплавленного в Индии, где зимой отапливать помещения не нужно. Получение стали из чугуна - второй «передел». Превращение стали в прокат - третий «передел» и т. д. Накапливаясь по мере завершения всех технологических операций, более высокие накладные расходы формируют низкий показатель «эффективности экономики». Если принять за единицу уровень «эффективности экономики» в США, государства с довольно высокими, по мировым меркам, издержками производства (в странах Юго-Восточной Азии, Японии и Китае он еще ниже), в России при десяти «технологических переделах» (машиностроение) показатель «эффективности экономики» будет в 2,7 раза ниже, чем в США. Вступив в ВТО, нам не удастся отменить или преодолеть нетарифные барьеры, ограничения объемов продаж, которые существуют на экспорт российского алюминия, стали и проката. Нетарифное ограничение на торговлю сталью в США, введенное американским правительством по просьбе американских производителей стали, распространяется не только на Россию, но и на Китай, Японию и Бразилию - членов ВТО. Нашему сельскому хозяйству, чтобы выдержать конкуренцию с дешевыми сельскохозяйственными товарами из Западной Европы, Австралии, Бразилии, Аргентины, нужны гигантские субсидии, оцениваемые в десятки миллиардов долларов в год. В бюджете России на поддержку сельского хозяйства выделено около 800 млн.долларов, в 50 раз меньше требуемой суммы, и наш рынок мяса и мясопродуктов под натиском аргентинской говядины, закупаемой на мировом рынке по 5-7 рублей за килограмм, при российской себестоимости 25-28 рублей и цене продажи 70-120 рублей за килограмм, просто исчезнет. Держать коров мясных пород в России станет нерентабельно. Сегодня Россия ежедневно закупает на мировом рынке продовольствия примерно на 20 млн.долларов. Когда после вступления в ВТО будут отменены последние таможенные и тарифные барьеры, производство сельскохозяйственной продукции России окончательно заглохнет.
Начиная со второй половины 2000 года, вновь активизировался импорт. Доля импортной одежды возросла на 55 процентов, обуви - на 61 процент. Решающим фактором здесь является даже не качество, а цена. Массовая импортная обувь дешевле российской. Наши товаропроизводители не могут обеспечить конкурентоспособный уровень цен. Ставки российских банков на кредит непомерно высоки. Даже сырье сегодня выгоднее покупать на Лондонской бирже, чем в России.
Наши производители, не имея доступа к инвестициям, не имеют доступа и к новым технологиям. Поэтому, какие стандарты ни вводи, если не будет иметь место широкомасштабная модернизация производства, уложиться в «ценовой коридор» мировых цен и соблюсти новые стандарты будет просто невозможно. Россия тратит на импорт изделий легкой промышленности (с учетом «челночного бизнеса») 10-12 млрд.долларов в год. Направив эти средства на развитие отечественного производства, мы бы через несколько лет имели прибыль гораздо большую, чем от продажи на мировом рынке в случае вхождения в ВТО наших невозобновляемых ресурсов: нефти, газа, алюминия, черных и цветных металлов и т. д. Огромный вред уже нанесло нашим производителям решение правительства о новых таможенных тарифах, что привело к снижению импортных пошлин, введение НДС на сырье и оборудование для текстильной и легкой промышленности.
Российский производитель не в состоянии конкурировать на рынке изделий легкой промышленности, насыщенном изделиями из Китая, Турции и стран Юго-Восточной Азии.
В этих странах иные условия производства: современное оборудование и невысокая заработная плата. Конкуренцию с этими странами не выдерживают даже США и страны ЕС, устанавливая квоты на импортные товары, а для своих товаропроизводителей значительные налоговые льготы. В этих странах развито чувство самосохранения. У нашего руководства такое прозрение еще не наступило. Именно легкая промышленность при самых низких капитальных вложениях на техническое перевооружение способна обеспечить высокую отдачу.
Китай начинал свои реформы с подъема легкой промышленности и сельского хозяйства. В России пока инвестиции в основной капитал «легких» отраслей составляют 0,2-0,3 процента расходной части госбюджета. Не лучшее положение в России и с кадрами. Система их подготовки разрушена. Квалифицированных кадров в России осталось 5 процентов от общего числа трудоспособного населения (в Германии - 43 процента). В свое время Польша и Франция ограничили ввоз белого сахара, чтобы не погубить свое производство. В Россию, несмотря на то, что вопросы производства и импорта сахара решает специальная «Сахарная комиссия», сахар продолжают ввозить.
Сейчас на обувном рынке только 20 процентов отечественной обуви, 80 процентов - завозная, 70 процентов из которой завозится «челноками». В Китае сотни предприятий шьют обувь для России и будут шить до тех пор, пока не возродится отечественное производство. А мы еще не члены ВТО. Когда мы вступим в ВТО, наплыв товаров будет большим и конкуренция еще жестче.
В страну, куда есть возможность поставлять товар, никогда не придут инвестиции. Вступление в ВТО означает, что мы начнем применять стандарты, которые соответствуют иной фазе социального и экономического развития. У нас сейчас нет материального и политического ресурса, который позволил бы нам соответствовать стандартам ВТО.
Для того чтобы российские товары стали конкурентоспособны, нужно примерно 40-60 млрд.долларов инвестиций ежегодно в течение не менее 10 лет.
В мире существует 1,5-2 триллиона потенциальных инвестиционных средств. Инвестиции вкладывают в страну с «благоприятным инвестиционным климатом». В экономику Китая, последние несколько лет, вкладывают ежегодно 40-50 млрд.долларов. Там создан «благоприятный инвестиционный климат», в России - еще нет. Прямые инвестиции в российскую экономику в 2001 году составили около 3 млрд.долларов, почти в 3 раза меньше, чем в соседней Польше.
После вступления в ВТО 50-60 процентов промышленных и 80 проектов сельскохозяйственных предприятий просто встанут и более 30 млн.человек окажутся без работы. Не выжить нашему производителю, если до вступления в ВТО не принять федеральную программу мер по повышению конкурентоспособности российской продукции: техническое переоснащение производства, возможность получения долгосрочных низкопроцентных кредитов, отмены таможенных пошлин и НДС на ввоз импортного оборудования, пересмотр таможенной политики в интересах российских производителей. Нужно время, чтобы подготовить отечественное производство к жесточайшей конкуренции, чтобы выдержать ее и развиваться, а не погибнуть.
Олег ГУСАРОВ,
кандидат экономических наук