Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№20 (388) 15 мая 2002
Флот на пути к победе
Победа - это памятник тем, кто не вернулся с полей битв, защищая Москву, Ленинград, Севастополь и Сталинград, сражаясь за каждую пядь родной земли. Адмирал флота Советского Союза, народный комиссар ВМФ
Николай Герасимович КузнецовВысказывание Н.Г.Кузнецова в качестве эпиграфа взято не случайно - он известен не только военным морякам, но и многим нашим соотечественникам. Поэтому не ошибусь, если скажу, что, говоря о Кузнецове - говорим о нашем флоте и, наоборот, говоря о флоте, мы говорим о Кузнецове. Народный комиссар ВМФ Николай Герасимович Кузнецов - олицетворение повседневной боевой готовности флота и его победного курса во время Великой Отечественной войны.
Вспоминая об этой войне, многие обычно говорят о наших неудачах в первые дни войны, но в отношении русских флотов того времени этого не скажешь: корабли заранее были рассредоточены, затемнены, им была объявлена готовность №1. Флот был готов к отражению нападения врага, и в первый день, когда началась бомбёжка, не был застигнут врасплох, фашистам не удалось потопить ни одного нашего корабля. Без сомнения, в этом была и заслуга Н.Г.Кузнецова, его своевременной распорядительности...
Вот почему, вспоминая предвоенные годы, можно сказать, что наш флот, его командование усиленно готовились к войне, предвидя её неизбежность. Было ясно, что с учётом географического положения Советского Союза, его Северного и Дальневосточного морского театра, открытого выхода на просторы океанов, нам нужны корабли и большой океанский флот.
Программа строительства такого флота у нас была разработана и начато её осуществление, но мы не всё успели выполнить - началась война. О желании нашего правительства иметь такой флот говорит такой факт: Сталин, знакомясь с проектами строительства новых кораблей - от линкоров до торпедных катеров, вдруг заинтересовался новейшим немецким линкором «Бисмарк» и спросил у Кузнецова: «А что из себя представляет этот «Бисмарк»? Что, наши линкоры уступают ему по силе?» Кузнецов объяснил ему, что мы имеем отличные 16-дюймовые пушки для новых линкоров, уже прошедшие испытания, что даёт нам право утверждать: линкоры новейшего проекта нисколько не будут уступать в силе «Бисмарку». Сталин тогда заметил: «По копеечке соберём, но построим свои линкоры». Война, начавшаяся раньше ожидаемого срока, помешала выполнить эту программу, и всё же можно сказать, что войну мы встретили уже с новым и сильным флотом.
Расстановка морских сил к началу войны
Уже в конце 30-х годов фашисты усиленно готовились к войне и к мировому господству. В первую очередь собирались расправиться с «владычицей морей» - Великобританией и для этого готовили высадку в Англии своих войск, вот почему нужны были большие надводные корабли. Немецкой судостроительной программой, рассчитанной на десять лет, была сделана ставка на большие надводные корабли. Генерал-адмирал Редер, который командовал немецким флотом, был сторонником именно такой программы, а его оппонент - капитан I ранга Дениц, объявленный Гитлером в конце войны своим наместником, - был ярым сторонником неограниченной подводной войны. Верх взял Редер.
К началу Второй мировой войны фашистская Германия имела сравнительно крупный надводный флот и всего лишь 57 подводных лодок. Козырем немецкого флота были надводные редеры, имевшие хорошее артиллерийское вооружение и действовавшие по волчьему закону - поиск цели, внезапное нападение, атака и потопление жертвы. Так они и поступали в последующем, ведя надводную войну с союзниками. Что касается наших флотов, то к началу войны мы имели на разных флотах 600 боевых кораблей, в том числе три линкора («Марат», «Октябрьская революция» и «Севастополь»), семь крейсеров (в том числе «Коминтерн», «Красный Крым» и «Красный Кавказ»), а также 59 эскадренных миноносцев, вооружённых торпедами и минами, и 218 подводных лодок. Были, конечно, торпедные катера и тральщики, но лодок было недостаточно. Война в Заполярье
Боевые успехи североморцев, и особенно подводников, многократно отмечены нашим правительством. Широко известны имена героев-подводников Видяева, Старикова, Гаджиева, Фисановича, Колышкина, Лунина (это тот самый Лунин, который торпедировал и вывел из строя немецкий линкор «Тирпиц»). Уже в апреле 1942 года подводные лодки К-22, М-171 и М-174 стали гвардейскими, а Колышкину, Лунину и Старикову были присвоены звания Героев Советского Союза. Позже героями стали и другие названные выше подводники. Напомню, за первые 4 месяца 1943 года подводники Северного флота смогли потопить и повредить более 40 вражеских судов. Такой успех был достигнут за счёт хорошего изучения нашими подводниками тактики немецких конвоев, доставлявших военный груз для своих войск, когда они не удалялись далеко от берега, боясь атаки нашей авиации и подводных лодок. Наши лодки стали занимать позиции вблизи берегов и атаковывать следовавшие конвои. Северный флот решал и другую не менее важную задачу - обеспечение перехода союзных конвоев в наши порты Мурманск и Архангельск. Для этого были созданы специальные группы оперативного прикрытия. Угроза противника союзному конвою ослабла лишь после того, как был потоплен последний боеспособный линкор фашистской Германии - «Шарнхорст».
Ялтинская конференция антигитлеровской коалиции в январе 1945 года
Конференция состоялась в Ялте, где встретились главы правительств коалиции - Сталин, Рузвельт и Черчиль. Основными вопросами этой встречи были германская проблема (как скорее закончить войну) и послевоенное строительство мира.
Сталин гостей сам не встречал. Этот жест можно было истолковать лишь так: радушия по отношению к союзникам, столько лет тянувшим с открытием второго фронта и предоставлявшим нам одним бороться с фашистской Германией, ждать не стоит. На конференции, конечно, были споры, ведь фашисты ещё усиленно сопротивлялись, угрожали новым оружием. Затягивание войны было недопустимо. В спорах поражало, как вспоминает Кузнецов, одно - спокойствие Сталина. Он всё время оставался сдержанным, невозмутимым и всегда выходил из спора победителем.
На этой конференции от англичан часто выступал командующий морскими силами Англии адмирал Э.Капингхэм. Своё последнее выступление он закончил такими словами: «Как моряк я хочу, чтобы русские поскорее заняли Данциг». И тут же Рузвельт, как бы между прочим, спросил Сталина: «А скоро ли это произойдёт?» Понять союзников, конечно, было можно: в Данцигском порту, главной базе Германии, были сосредоточены немецкие подводные лодки, которые во время своих боевых действий курсировали на коммуникациях союзных конвоев и доставляли много хлопот англичанам. Сталин ответил на вопрос. Из ответа следовало, что есть надежда на скорое взятие этого важного стратегического порта. И действительно вскоре Данциг был взят нашими войсками. Подвиг командира подводной лодки «С-13» капитана 3 ранга Александра Маринеско
Об этом подвиге знает каждый военный моряк. Связан он с захватом русскими войсками Данцига. Данциг являлся местом базирования фашистских подводных лодок и, что не менее важно, - подготовки их экипажей. Из него немецкие лодки выходили на коммуникации союзных конвоев и топили транспорты на их переходах. Когда дни этого порта стали сочтены, и до города уже доносились залпы наших гвардейских «катюш», началось повальное бегство не только военных, но и населения. Так, например, более шести тысяч гитлеровцев, половину из которых составлял цвет фашистского подводного флота, погрузились на лайнер «Вильгельм Лютцов», чтобы покинуть город. Охранение лайнера уже находилось в море и ждало его с целью обеспечения безопасного перехода в другую важную немецкую военно-морскую базу - Киль.
А между тем этот конвой уже поджидала наша лодка «С-13» под командованием Маринеско. В море в это время свирепствовал шторм, температура воздуха была -7оС и потому рубка, антенны, перископ русской подлодки были покрыты слоем льда, что, естественно, затрудняло её действия. Вдруг Маринеско в перископ заметил силуэт очень крупного судна - это и был «Вильгельм Лютцов». «С-13» атаковал его, пустив несколько торпед. Они стремительно понеслись к цели и, попав в «Лютцов», вызвали сильный взрыв лайнера. Вскоре немецкий корабль пошёл ко дну, унося с собой подводников-асов. Гибель «Лютцова» всполошила фашистов - в Германии даже был объявлен трехдневный национальный траур, а Гитлер в ярости приказал расстрелять командира конвоя. Потопление «Лютцова» явилось большим событием даже на фоне других наших крупных побед. Не случайно находившийся тогда на борту лайнера и оставшийся в живых гитлеровский офицер Гейнц Шен в своей книге «Гибель «Вильгельма Лютцова» оценил это событие как катастрофу ХХ века, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», считал он, - ничто.
Этот успех «С-13» в том походе был не последним: возвращаясь на базу в Полярный, лодка вновь встретила и торпедировала крупный транспорт противника «Генерал Штойнбен», на борту которого находилось 3 тысячи гитлеровских солдат и офицеров, потопив и его. В итоге за один только боевой поход экипаж лодки Александра Маринеско «С-13» уничтожил около 8-9 тысяч гитлеровских вояк, то есть полноценную дивизию, да ещё какую дивизию - из отборных офицеров, первоклассных специалистов-подводников и фашистских бонз, эсэсовцев! Последние бои у берегов Балтики. Победа
В апреле 1945 года Победа, как говорится, была уже «на носу». 9 апреля город-крепость Кенигсберг пала. Корабельная артиллерия Балтийского флота своим огнём содействовала войскам 3-го Белорусского фронта в прорыве оборонительных укреплений на походах к другой важной крепости - Фришгаузену - и в овладении портом Пиллау - ныне главной базы нашего флота Балтийск. На счету морской артиллерии десятки потопленных и повреждённых судов, подавленные береговые батареи, разрушенные опорные и штабные пункты. 7 мая последовал приказ Деница, которому уже подчинялись все военные силы: «Всем кораблям и судам в Балтийском море покинуть порты и базы и до нуля часов 9-го мая обеспечить эвакуацию войск и населения в зону англичан». А те корабли и суда, которые почему-либо не могли перейти в западные порты, должны были быть уничтожены. Но этого нам допустить было нельзя, поэтому войскам и флоту пришлось ещё поработать. Кроме того, на заключительном этапе войны балтийцы должны были высадить десант на немецких островах Борнхольм и Рюген, где было сосредоточено около 30 тысяч гитлеровцев, никак не хотевших сложить оружие.
9 мая командование Балтийского флота по радио вновь передало гарнизонам этих островов требование сдаться. Когда гитлеровцы отказались это сделать, флотская авиация нанесла мощный удар по местам базирования немецких судов и войск. Одновременно отряд наших катеров высадил на острове Борнхольм десант в составе одной стрелковой роты. Так как части немецкого гарнизона попытались погрузиться на свои суда и уйти в Швецию, на перехват были брошены торпедные катера и подводные лодки. Так что флоту снова пришлось повоевать, бои на Балтике продолжались и после подписания акта о капитуляции Германии. И всё-таки всеобщая капитуляция нацистов состоялась. Была Победа, одержанная нашим народом, где каждый, как мог, приближал этот день - День Победы.
Оценивая в целом действия нашего Военно-Морского Флота в Отечественную войну, можно привести такие победные цифры: было уничтожено 1300 транспортов и более 1200 разных боевых кораблей и судов. Наши флоты высадили более сотни морских десантов общей численностью до 330 тысяч человек. Активные действия флота, его постоянная готовность отражать нападения врага не позволили противнику высадить ни одного десанта на наше побережье на всём протяжении войны.
Когда нами была отпразднована Победа, встал вопрос о дележе между союзниками немецкого флота, ставшего трофейным. Всего было поделено 500 разных кораблей, в том числе 30 подводных лодок. Нам досталось 155 кораблей и в их числе один крейсер, десять эсминцев и несколько подводных лодок. Полученные трофеи использовались на флотах, в основном, в качестве учебных и вспомогательных судов. В 1946 году нам, кроме того, был передан в качестве трофея ещё один корабль - новейший итальянский линейный корабль «Джулия Чезаре» («Юлий Цезарь»), плававший в составе Черноморского флота под новым именем «Новороссийск». Судьба «Новороссийска» оказалась трагичной, о чём мы уже писали в своей газете...
Родина высоко оценила ратный подвиг военных моряков - все флоты именуются с тех пор Краснознамёнными, сотни тысяч моряков получили боевые награды, ордена и медали, а города-порты Севастополь и Ленинград носят отныне гордые имена городов-героев. Славу Российского Флота сегодня свято берегут и умножают новые поколения военных моряков, но уже под Андреевским военно-морским флагом. Б. МАНГАСАРОВ