Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№20 (388) 15 мая 2002
ПОЛПЯТОГО
России, чтобы создать истребитель нового поколения, нужно более трех миллиардов долларов, но у нее нет даже половины необходимой суммы.
Правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам во главе с Михаилом Касьяновым в конце апреля подвела итоги тендера на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, более известного как истребитель пятого поколения. Военные и чиновники большинством голосов присудили победу АВПК «Сухой». До конца нынешнего года эта компания должна представить правительству программу работ по созданию нового самолета и его эскизный проект. Двух других участников конкурса - ОКБ имени Яковлева и РСК «МиГ» - привлекут к разработке нового самолета, но в качестве субподрядчиков. Как сообщил нам гендиректор «Сухого» Михаил Погосян, с фирмой Яковлева его компания будет совместно проектировать модификацию истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для эксплуатации в условиях поврежденных взлетно-посадочных полос. «У них большой опыт создания самолетов такого типа, например Як-38 и Як-41, который мы обязательно используем в совместной работе», - подчеркнул г-н Погосян. А вот с определением участка работ для РСК «МиГ» дела обстоят сложнее. Глава «Сухого» заявил только, что микояновцы займутся созданием отдельных узлов самолета, каких именно - станет ясно после проведения консультаций, которые должны состояться в ближайшее время. По нашей информации, «МиГу» скорее всего доверят делать крыло. Предполагается, что новый истребитель будет построен к 2010 году, а уже с 2012 года начнет поступать на вооружение российской армии.
Почему «Сухой» лучше
Решение комиссии для большинства наблюдателей не стало неожиданным. Еще на стадии объявления тендера высокопоставленные представители Минобороны и «Росавиакосмоса» открыто называли АВПК «Сухой» явным фаворитом, что вполне понятно.
История создания прототипа нового авиационного комплекса пятого поколения главным конкурентом «Сухого» - фирмой «МиГ» - давно перешла в разряд анекдотов. Микояновцы принялись его разрабатывать, так же как и АВПК «Сухой», в начале 90-х, однако сколько-нибудь впечатляющими результатами похвастаться не смогли. К концу 1998 года микояновцы продемонстрировали журналистам и военным некий объект - под индексом 1.44, назвав его истребителем пятого поколения. Объект быстро прокатили по взлетной полосе, после чего тут же зачехлили и увезли. С тех пор сменилось несколько руководителей «МиГа», каждый из них регулярно (примерно раз в квартал) потчевал общественность обещанием вот-вот поднять объект 1.44 в воздух. В самом «МиГе» уверяют, что это случилось - в конце 2000 года. По словам микояновцев, тогда объект 1.44 совершил опытный полет - пробыл в воздухе несколько минут. Правда, полета этого ни представители Минобороны, ни журналисты не увидели. Такая секретность позволила представителям СМИ предположить, что объект 1.44 вовсе не прототип нового самолета, а громкие заявления микояновцев - афера, затеянная для получения бюджетных средств. По мнению военных, гендиректор «МиГа» Николай Никитин даже не смог должным образом организовать работы по модернизации самолетов четвертого поколения МиГ-29 и МиГ-31. Доходы корпорации «МиГ» от экспортных контрактов сейчас не превышают 250 млн долларов в год. За последние несколько лет «МиГ» выиграл лишь один более или менее крупный тендер (в марте этого года) на модернизацию 20 самолетов МиГ-29 для ВВС Болгарии на сумму 50 млн долларов. В основном же технику микояновской фирмы модернизируют восточно-европейские страны и Израиль, а сама РСК «МиГ» существует за счет продажи запчастей и денег, поступающих за продление ресурса эксплуатации самолетов марки МиГ в дружественных России странах, принципиально не пользующихся услугами «пиратов».
Успехи АВПК «Сухой» выглядят более убедительно. Эта фирма сумела провести модернизацию всех самолетов четвертого поколения Су-27, которые охотно покупают в Азии: для Китая модернизован Су-30 МКК, для Индии - Су-30МКИ с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, для потенциальных покупателей - Су-32, Су-35, штурмовик Су-39 и некоторые другие. В результате годовой объем продаж АВПК «Сухой» вшестеро больше, чем у МиГа, - около 1,5 млрд долларов. При этом «Сухой» в отличие от микояновцев сумел разработать прототип истребителя пятого поколения - Су-47 «Беркут» (с крылом обратной стреловидности), который уже совершил около двухсот испытательных полетов. По словам главы «Сухого», аэродинамическая компоновка «Беркута» себя полностью оправдала и в будущем обязательно будет применена на тяжелой машине. Новый истребитель - средней размерности - будет иметь традиционную форму крыла, однако при конструировании его планера учтут опыт, накопленный в результате испытательных полетов «Беркута». Поэтому неудивительно, что министр промышленности Илья Клебанов, комментируя итоги тендера, заявил, что проект АВПК «Сухой» «наиболее полно отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному боевому самолету, поскольку эта фирма дальше всего продвинулась в создании нового истребителя».
Сколько стоит пятое поколение
Об облике нового самолета, который будет строить «Сухой», можно судить только в общих чертах. Предполагается, что он будет изготовлен с использованием технологии «стелс», оснащен двумя двигателями АЛ-41Ф производства НПО «Сатурн», радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) (ее, вероятнее всего, сделает корпорация «Фазатрон-НИИР») и высокоточным интеллектуальным оружием. Впрочем, пока все это не более чем благие пожелания. Решит судьбу всей программы создания нового истребителя ее стоимость и источники финансирования. Пока все чиновники называют сумму в 1,5 млрд долларов и категорически отказываются рассматривать даже гипотетические возможности увеличить финансирование. Илья Клебанов сказал: «Я со многими беседовал, и мне сказали, что новый самолет за полтора миллиарда создать можно». Эта сумма выглядит, мягко говоря, несерьезно на фоне расходов на истребитель пятого поколения в США. Пентагон, объявивший тендер между Lockheed Martin и Boeing в ноябре 1996 года, выделил каждой из этих компаний по 660 млн долларов только на создание опытных образцов. После того как Lockheed Martin выиграл тендер, американское военное ведомство подписало с ним контракт на сумму в 200 млрд долларов. Теперь этой компании предстоит в течение двадцати лет построить более трех тысяч истребителей пятого поколения F-35 по цене 45-50 млн долларов каждый. Первые самолеты начнут поступать на вооружение армии США в 2008 году, а с 2009 года - на мировой рынок.
В России стоимость конструкторских разработок ниже, чем в США. В конце прошлого года Михаил Погосян говорил, что на те работы, которые будут проводить российские специалисты за 1,5 млрд долларов, на Западе потребовалось бы 10 млрд долларов. При этом он уточнил, что российская машина будет стоить около 35 млн долларов и превзойдет американскую по критерию стоимость-эффективность. Однако простой расчет показывает, что полутора миллиардов долларов на создание нового самолета в российских условиях так же не достаточно, как не достаточно десяти миллиардов для решения той же задачи в условиях американских.
По словам гендиректора НПЦ «Технокомплекс» и Раменского приборостроительного конструкторского бюро Гиви Джанджгавы, полутора миллиардов хватило бы, например, только на разработку нового поколения авионики для истребителя. И это с учетом того, что опытные образцы АФАР уже сделаны и в скором времени будут проходить стендовые испытания. Примерно еще 800 млн долларов необходимо потратить на доводку двигателя АЛ-41Ф, который пока готов только на треть. Еще в 150 млн долларов в «Сатурне» оценивают затраты на подготовку мотора к запуску в серию. Наконец, несколько сотен миллионов долларов необходимо израсходовать на создание нового планера. Для справки: французская фирма Dassault, разрабатывая истребитель Rafale, который по своим характеристикам приближается к Су-30, вложила в создание планера более 1 млрд долларов. Впрочем, здесь АВПК «Сухой» может сэкономить. Планер семейства Су-30 считается лучшим в мире, поэтому его можно лишь слегка модифицировать, чтобы в сочетании с двигателями самолет мог развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость. Но все равно, по самым скромным подсчетам, затраты на разработку нового российского самолета, выпуск постановочной партии машин и подготовку к серийному производству должны составить никак не меньше 3-3,5 млрд долларов. Беда еще и в том, что у АВПК «Сухой» и нашего государства нет даже заявленной суммы вдвое меньшей. Илья Клебанов предлагает финансировать проект самолета пятого поколения из средств АВПК «Сухой», получаемых от экспортных контрактов, и из гособоронзаказа. Однако основная часть средств от продажи самолетов марки Су поступает серийным заводам АВПК «Сухой» - Иркутскому и Комсомольскому-на-Амуре авиационным производственным объединениям, которые не горят желанием вкладывать прибыль в создание новых истребителей. Иркутский завод, в котором «Сухому» принадлежит всего около 15% акций, инвестирует в производство самолета-амфибии Бе-200, а государственный завод в Комсомольске-на-Амуре, который лишь формально входит в холдинг «Сухой», свободные деньги вкладывает в выпуск трамваев, корейских телевизоров и в социальную сферу. Впрочем, даже если Михаилу Погосяну удастся консолидировать средства от продажи самолетов Су в рамках создаваемой сейчас авиационной-холдинговой компании «Сухой», куда должен войти завод в Комсомольске-на-Амуре, проблемы это не решит. Просто потому, что продажи российских самолетов (Су-27, Су-30) с 2006 года, когда начнется их лицензионное производство в Китае и Индии, резко упадут. А в 2008-2010 годах и вовсе сойдут на нет, поскольку к этому времени мировой рынок новых боевых самолетов почти полностью захватят США со своим F-35. На гособоронзаказ тоже особых надежд возлагать не стоит. Основную часть средств в ближайшие пять-шесть лет государство будет тратить не на создание новой техники, а на модернизацию старой. Министр обороны Сергей Иванов сразу после подведения итогов тендера на новый истребитель заявил, что «заниматься им, конечно, необходимо, но пока работы по этому проекту надо вести только на стадии НИОКР. Меня меньше всего беспокоит состояние авиационного парка в 2015-2020 годах, а больше - что с ним будет в 2005 году». Что ж, главу военного ведомства России, руководствующегося краткосрочными интересами, понять можно - ему необходимо обеспечивать обороноспособность страны постоянно. Но если сейчас не вложить требуемую сумму в создание нового истребителя, то, по словам Михаила Погосяна, Россия уже вряд ли сможет вернуться на мировой рынок военной авиатехники. Алексей Хазбиев