Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№19(387)8 мая 2002
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
«ПОВОРОТ ВИНТА»
18-30 мая, в пятнадцатый раз, Саратовский академический театр оперы и балета проводит свою фирменную весеннюю акцию - Собиновский музыкальный фестиваль. Он рассчитан на различные вкусы и интересы публики. В его программе - 13 спектаклей и концертов самых различных жанров - от оперного до рок - музыки. Один из главных принципов фестивальной афиши - включение в нее редко, или впервые исполняемых музыкальных произведений.
На XV Собиновском музыкальном фестивале к таким редко исполняемым произведениям можно отнести оперу английского композитора XX века Бенджамена Бриттена «Поворот винта». «Винт» в данном случае - орудие средневековой пытки, и опера - на извечную тему о поединке человека со вселенским злом. И каждый поворот винта - новая ступень напряжения в развитии действия.
По содержанию «Поворот винта» - своеобразный оперный «ужастик». Действие происходит в типично английском замке с привидениями, от которых безуспешно пытаются спасти доверенных им детей гувернантка и экономка. Эту малоизвестную в нашей стране и редко исполняемую мистическую оперу поставил в сезоне 2001-2002 года в Екатеринбурге экспериментальный музыкальный театр. Он создан при Уральской консерватории для осуществления новых проектов в области музыки и театра. 20 мая этот оригинальный молодежный творческий коллектив приглашен показать свою работу в Саратове, на Собиновском музыкальном фестивале. Режиссер-постановщик оперы - заслуженный деятель искусств России И.Можайский.
«ТЕНОРА XXI ВЕКА»
XV Собиновский музыкальный фестиваль откроется 18 мая необычным гала-концертом «Тенора XXI века». Продолжая традиции знакомства саратовцев с лучшими оперными исполнителями России, для участия в концерте приглашены девять певцов - талантливых теноров из разных театров страны, различного возраста и профессионального опыта.
Тенор - мужской голос, пожалуй, наиболее любимый слушателями, покоряющий своим светлым, звонким и вместе с тем мягким тембром. Композиторы пишут для теноров наиболее яркие и ответственные партии -Герцог («Риголетто»), Фауст («Фауст»), Ленский («Евгений Онегин»), Герман («Пиковая дама») и т.д. В истории культуры остаются великие тенора, В России - Л.Собинов, С.Лемешев, И.Козловский, в Италии - Марио дель Монако, Л.Паваротти... В концерте 18 мая в Саратове примут участие тенора Большого театра России Леонид Бомштейн, Анатолий Зайченко, Константин Толетобров а также солист из Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Август Амонос, Тбилисского театра оперы и балета - Теймураз Гугуншили, Национальной оперы Украины - Иван Носик, Самарского академического театра оперы и балета - Михаил Губский.
Саратовский оперный театр представит двух теноров - опытного Гурта Назарова, народного артиста Туркменистана, и молодого солиста, студента Саратовской консерватории Александра Лукашевича. Почти все участники концерта - лауреаты и дипломанты международных и российских конкурсов - им. Глинки, «Бельведер», им.Алчевского, фестиваля теноров им.Л.В.Собинова в Ярославле и др. Программа концерта теноров в Саратове на XV Собиновском музыкальном фестивале, безусловно, доставит большое удовольствие любителям оперного жанра. Прозвучат ария Каварадосси («Тоска» Пуччини), песня Вакулы («Черевички» Чайковского), ария Звездочета («Золотой петушок» Римского-Корсакова), романс Радамеса («Аида» Верди), ария Макса («Волшебный стрелок» Вебера), Канио (Паяцы» Леонкавалло), сцена Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) и др.
В завершение все участники концерта исполнят замечательный оперный шлягер - песенку Герцога из оперы Верди «Риголетто».
«ИОЛАНТА»
Собиновский музыкальный фестиваль знакомит саратовского зрителя с наиболее яркими исполнителями, приглашаемыми из различных российских театров. В спектакле по опере Чайковского «Иоланта» таких гастролеров - трое.
Опера прозвучит под управлением дирижера Большого театра России Фуата Мансурова. О его мастерстве и таланте говорит простой перечень наград - лауреат Государственной премии РФ, народный артист России, Татарстана и Казахстана, академик Международной академии наук, профессор.
Партию Водемона в этом спектакле споет заслуженный артист Украины, солист Волгоградской антрепризы и московского театра «Новая опера» Николай Черепанов. Но настоящей сенсацией спектакля, а возможно и всего фестиваля должно стать исполнение партии Иоланты московской певицей Светланой Лысенко.
Великий лирик, мастер отображения душевного мира человека, Чайковский поведал в «Иоланте» трогательною историю о слепой девушке, прозревшей благодаря самопожертвованию и мужеству. Опера написана 110 лет назад, но, безусловно, впервые незрячую Иоланту поет незрячая певица.
Светлана Лысенко закончила Московский специализированный институт искусств. Она - лауреат Пражского международного конкурса вокалистов с ограниченными возможностями и Московского студенческого фестиваля искусств «Фитос-99», выступает с сольными концертами в Москве, Чехословакии, Норвегии. В сотрудничестве с Ф.Мансуровым исполнила партию Иоланты в Челябинском академическом театре оперы и балета.
- Саратовцев ждет потрясение, - считает профессор Мансуров. - Они встретятся с талантливой молодой певицей, необыкновенно красивой и обаятельной Светланой Лысенко - музыкантом «от бога», настолько естественной и органичной, что непосвященному зрителю и в голову не приходит, что перед ним слепая с детства, практически совершающая ежедневный подвиг девушка. Я не первый день работаю со Светланой Лысенко и всякий раз, даже на репетиции, ловлю себя на том, что не в состоянии сдерживать слезы и непроизвольно поддаюсь воздействию катарсиса.
Этот необыкновенный спектакль саратовцы увидят 21 мая.
Литературная часть театра
ТАЛАНТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ «ЗАКАЗАТЬ» НЕВОЗМОЖНО
На литературной ниве Саратова всё увереннее заявляют о себе питомцы «Молодых голосов» - литературной студии... прекратившей свою деятельность без малого десять лет назад. Не удивителен ли «срок давности»? Думается, нисколько, ведь фундамент под произведения прозы ли, поэзии ли закладывается исподволь, а зароненное в благодатную почву зерно «выстреливает» не как у злака - уже через считанные месяцы, а лишь спустя годы и годы.
И вот тот самый урожай бывших студийцев - вчерашних школьников и студентов, учителей и агрономов - хлынул на книжные прилавки и стеллажи библиотек. И оказался этот урожай таким весомым да щедрым - около пятидесяти оригинальных книг! Это повести и рассказы, стихи и сказки. И это, наконец, больше десятка романов, изданных в местных и столичных издательствах. Думается, немаловажен и ещё один факт: восемь недавних студийцев приняты в Союзы писателей России, Москвы, Азербайджана.
Счастливым местом сборов молодой литературной поросли оказался саратовский Дом учёных, а бессменным её наставником в течение доброго десятка лет оставался писатель Иван Корнилов. С ним и беседует главный редактор «Земского обозрения».
- Иван Михайлович, скажите откровенно: сами-то вы ожидали от своих питомцев такой вот впечатляющей отдачи?
- Откровенно говоря, даже и не задумывался об этом. В то время мы просто регулярно собирались и в меру сил отдавались любимому увлечению. В сущности, это был клуб по интересам, клуб единомышленников, куда все собирались с радостью. У нас была довольно строгая дисциплина. За десять лет ни одного запланированного занятия не было перенесено или сорвано. Ни одного.
- Растить, «ставить на крыло» молодого литератора... В чём же, если не секрет, ваша работа заключалась?
- Были громкие читки стихов и прозы - и своих, и классиков. Приглашали на собрания самых колоритных людей нашего края. Сегодня это мог быть режиссёр из ТЮЗа, а завтра - кто-то из местных писателей или музыкантов. Но чаще всё же схема занятий получалась примерно такой: приходил совершенно незнакомый молодой человек (или зрелых лет дама), приносил от руки написанную тетрадку стихов или отбитую на пишущей машинке повесть и просил посмотреть «что-то там у меня получилось». Я эти работы забирал домой, вычитывал их с карандашом в руке, и, если в рукописи просматривались «золотые крупицы», мы эту рукопись размножали, а по её прочтении «всем миром» обсуждали. Цель при этом ставилась исключительно одна: помочь человеку увидеть в своём сочинении обнадёживающие находки, а от «лишков» да «завалов» решительно отказываться.
- Получается почти по Маяковскому: «единого слова ради тысячу тонн словесной руды». Думаю, что такой вот «руды» лично вам пришлось перелопатить...
- Без преувеличения: горы. Увидевшие свет книги - это действительно та самая хрестоматийна вершина айсберга, о которой каждый наслышан с пелёнок. А сколько было пустой породы! Однажды мне принесли три толстенных тома, исполненных убористым почерком от руки; другой, очень пожилой автор, пригласил меня домой и показал (хотите - верьте, хотите - нет) полную прикроватную тумбочку... любовно зарифмованных строк. А собственно поэзии в этих пудах макулатуры, как говорится, ноль целых ноль десятых... - Анна Дубчак, одна из бывших ваших питомиц, только в 2001 году опубликовала в Москве 8-томное собрание сочинений, а кроме того - ещё одиннадцать (!) книг прозы...
- Первые свои новеллы Анна, в то время скромный преподаватель музыкальной школы, принесла на суд нашей студии. И в Союз писателей России несколько позже мы принимали её в саратовской организации, тайным голосованием. И вот 19 книг за один год!.. Вы спрашиваете: как объяснить такой неслыханный феномен? Да я и сам не ведаю, как. Анна не пишет, а делает на компьютере роман в среднем за 24-25 дней. Это, в основном, криминальное чтиво и повествования о «жгучей» или неразделённой женской любви. Вы слышите: за 24 дня роман в 175-200 страниц! Для меня такие темпы необъяснимы. Сам я так не умею и никогда уже не научусь. Может, мы присутствуем при рождении какого-то нового, неведомого дотоле типа литераторов? Вот и ещё один наш питомец, бывший студент института механизации Садай Шакерли, вернувшись на родину в Азербайджан, тоже, по слухам, издаёт книгу за книгой. А здесь ничем особым он не выделялся: за три года издал тоненькую книжицу стихов.
- Ничего не скажешь, любопытные люди у вас перебывали. Очень жаль, что студия своё существование прекратила.
- Нет-нет, она возродилась! И, несмотря на летнее тепло, очередное занятие у нас состоится 14 мая. Ломка жизни, бездумные ельцинские «реформы», упразднение обкома комсомола, который финансировал деятельность студии, на какое-то время прервали неспешную, но, как оказалось, плодотворную нашу работу. Но Россия, слава Всевышнему, всегда была щедра на добрых людей, истинных патриотов. - Если не секрет, кто же эти люди?
- Во-первых, директор саратовского областного Дома культуры и науки (в недавнем прошлом он был известен как Дом учёных) Марина Алексеевна Мукаева. Она вновь, как и в те годы, взяла нас под своё надёжное крылышко. Причём площади для нашей работы предоставляет без копейки арендной платы. Согласитесь, что такая вот щедрость в нынешнее чересчур практичное время дорогого стоит. А финансовое обеспечение берёт на себя саратовское региональное отделение Народной Партии Российской Федерации, возглавляет которое депутат Госдумы, наш земляк Олег Коргунов.
- Ну что ж, тогда, как говорится, в добрый путь за поиском новых талантов земли саратовской, за открытием новых имён!
- Таланты в литературе, увы, ни спланировать, ни «заказать», ни обучить невозможно. На их открытие можно только надеяться. А потом в меру сил постараться им помочь. Вот с такой надеждой мы и выходим на ещё один виток своей скромной деятельности. А за пожелание успехов большое спасибо!
Беседовал Игорь СУХАРЕВ