Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№19(387) 8 мая 2002
Всегда на передовой
Годы идут, вот и новый век уже наступил, а тревожные отголоски войны по-прежнему болью отдаются в сердцах миллионов людей. Такой войны наша история больше не знает, недаром ее назвали Великой. Память о ней не стирается и не стареет, она живет в каждой семье – живет в лице мужа, отца, деда. В День Победы мы чтим всех их – здравствующих и уже ушедших навсегда. Склоняем головы перед павшими в огненные сороковые - перед их мужеством и героизмом, вспоминаем всех, кто заплатил за Победу самую высокую цену – не пожалел за нее жизни. Мы говорим слова признательности тем, кто приближал Победу самоотверженным трудом в тылу. В этот святой майский день мы чествуем ветеранов, кланяемся в пояс солдатским вдовам, которых, как и фронтовиков, осталось совсем немного. Здоровья и долгих лет вам, дорогие! Ратный и трудовой подвиг победителей служит для нас, ныне живущих и исполняющих служебный долг, примером любви и преданности Родине, верности присяге и долгу! Дорогие ветераны, позвольте заверить вас, что саратовская милиция сделает все возможное, чтобы быть достойной наследницей вашей славы! Передавайте молодым сотрудникам свой бесценный опыт, будьте здоровы и бодры еще многие и многие годы. Мира, добра и благополучия всем! Начальник ГУВД Саратовской области генерал-лейтенант милиции П.П. Сальников
С началом войны большинство сотрудников саратовской милиции ушли добровольцами на фронт. Часть милиционеров остались охранять общественный порядок в тылу. После войны 429 из них за безупречную службу были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Многие из тех милиционеров, кто ушел воевать на фронт, были удостоены высших правительственных наград. Среди них три Героя Советского Союза: Чиркин Павел Иванович (звание Героя присвоено посмертно). Чихарев Николай Васильевич и Гнусарев Александр Яковлевич. Звания Героев присвоены им за мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра, захват и удержание плацдарма на правом берегу реки. Вошел в историю и отважный разведчик-милиционер А.Г.Гончар. Находясь в тылу врага, он и несколько других разведчиков взяли в плен целый штаб немецкого полка в составе 30 человек, со всеми документами и полковым знаменем. За успешное выполнение боевых заданий командования А.Г.Гончар был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».И 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся парад Победы. Среди участников парада - 76 наших земляков, двое из них - ветераны милиции. Это Николай Федорович Тузов, полковник внутренней службы, воевал летчиком-бомбардировщиком 992 авиационного ночного легкобомбардировочного Черкасского полка и Павел Петрович Зверев, майор милиции, с 1943 года воевавший на 2, 3 и 4-ом Украинских фронтах. Оба ветерана награждены орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-ой степени, медалью «За взятие Будапешта», а П.П.Зверев еще и орденом Славы 3-ей степени.
ВОЕВАТЬ ПОМОГАЛА ПЕСНЯ
Участники Великой Отечест- венной войны, ветераны МВД И.Б.Волков и А.Д.Гребеньков - оба очень любят петь, оба в первом же бою отличились и были представлены к награждению орденом Красной Звезды.
Иван Борисович Волков, майор внутренней службы в отставке, в 1937-1939гг. проходил срочную службу в г.Гомеле (Белоруссия), охранял железнодорожные сооружения. Наш первый вопрос поэтому: - Чем отличаются стражи порядка, например 1937 года, от сегодняшних милиционеров?
Иван Борисович отвечает сразу и уверенно:
- До войны, да и долгое время после, гражданское население было более дисциплинированно. Закон нарушали редко. Сейчас проблем у милиции гораздо больше. Экономические трудности порой загоняют людей в угол: безработица, девальвация рубля, - все это влияет на уровень преступности. Я думаю, причина порой неуважительного отношения к стражам порядка не в том, что милиция мало и плохо работает - наоборот, она работает так, как, может быть, никогда не работала так продуктивно и по всем направлениям. Беда в общем неуважении нового поколения к установившимся нормам морали и права. Однако, я не хочу бросать тень на все поколение, хотя бы потому, что много наших молодых ребят воюют сейчас в Чечне, защищая честь и конституционный порядок России. И сегодня слова честь и долг - для многих не пустой звук.
- Иван Борисович, в Великую Отечественную Вы воевали в 346 Дебальцевской Краснознаменной стрелковой дивизии, которая была сформирована на нашей саратовской земле. Она первая под вражеским огнем форсировала в ноябре 1943 году топкие воды Сиваша. Расскажите, как это было?
- Тогда я командовал пехотным батальоном. Предстояло форсировать трехкилометровый Сиваш. Четыре часа утра. Темно. Батальон вступил в ледяную соленую воду и пошел вброд по топкому дну Гнилого моря. Ноги вязли в иле, соль забиралась под одежду, жгла тело. Шли по пояс, потом по горло, а попадая в воронки от бомб, скрывались в воде с головой, многие навсегда. Осколки немецких снарядов и бомб вырывали из рядов идущих одного за другим.
Мало моих солдат добрались до берега. До сих пор просыпаюсь по ночам от стонов бойцов, от страшного рева Сиваша.
- Это правда, что за первый в вашей жизни бой вас наградили орденом Красной Звезды?
- Это было в селе Варламовка под Сталинградом. Я командовал ротой стрелкового корпуса 1168. Задача была поставлена предельно четко: устоять, не выпустить противника из кольца на нашем участке. Шли ожесточенные бои. В течение дня фашистские танки постоянно бросались в атаку. Рота отбивала натиск врага. Битва шла за каждую пядь земли. Вот мы заняли еще один окоп. Подобрали 80 ящиков немецких бризантных мин. Это 800 штук. Из своих минометов мы направили эти мины на головы гитлеровцев.
Бой еще не затих, как 30 немецких танков вновь ринулись на роту. Я вызвал огонь на себя, он прикрывал мою роту, не давая возможности давить нас гусеницами.
В этом бою я был ранен. Осколок прошел, коснувшись лица. А взрывом я был контужен.
- Иван Борисович, какое воспоминание о войне для вас наиболее значимо?
- Чаще всего я вспоминаю Литву, 1944 год. Мы атаковали сопку 042. Так получилось, что авиацией, танками и артиллерией дивизия нас поддержать не смогла. Мы потеряли половину батальона. Вспоминая тот день, я думаю не о том, что не смог взять высоту, а о том, что там погибло много моих товарищей, командир... Я знал их всех в лицо. До сих пор не могу сдержать слез, вспоминая их гибель.
После войны при клубе им. К.Либкнехта был организован хор. Вот уже тридцать лет Иван Борисович поет и выходит на сцену. «Когда я пою, оттаиваю душой», - говорит он.
О фронтовом прошлом полковника внутренней службы в отставке Александра Дмитриевича Гребенькова известно по книге А.Вольфа «Крушение Кернверка». «Крепкий орешек» (так переводится с немецкого Кернверк) - бывший замок в городе Познань (Польша), во время войны превращенный немцами в неприступную крепость, настоящую цитадель. Ее окружал наполненный водой ров до 5 метров глубиной и стены толщиной до одного метра. Имелась новая по тем временам электрифицированная система выдвижных дотов, которые то появлялись, то опять исчезали, сливаясь с бетонной стеной. Александр Дмитриевич воевал в той самой 74 гвардейской стрелковой дивизии, которая штурмом взяла крепость-цитадель Познань - стратегически важный узел обороны немцев на берлинском направлении, в той самой прославленной Щерсовской дивизии, которая родилась в сражении с германскими войсками, вторгшимися в 1918 году на Украину.
В известной книге А.Вольфа, посвященной мужеству и отваге штурмовавших Познань, описан и подвиг А.Д.Гребенькова - в то время командира пулеметного взвода. Первым делом я интересуюсь, все ли в книге написано верно:
- В принципе - да. За исключением того, что меня тогда ранило не пулеметной очередью, а разрывной пулей снайпера. Но об этом я узнал гораздо позже. В течение месяца мы штурмовали город. Гаубицы напрямую вбивали снаряды в стену, саперы делали подкопы и закладывали мины. Когда в стене на отведенном мне участке образовался пролом, я со взводом пулеметчиков (три станковых пулемета «Максим») стал прикрывать штурмовую группу и сам бросился вперед. В тот день крепость была взята, но я об этом не знал. Меня подкосила пуля, раздробившая плечо, а потом взрывной волной от снаряда бросило на стену, и я потерял сознание. Всю ночь пролежал в снегу.
Доставили меня в госпиталь с воспалением легких и начинающейся гангреной. Спасибо врачам - спасли руку. - За этот бой Вы получили орден Красной Звезды. А что особенного запомнилось в тот день наступления? - Конечно, песня. Накануне возле крепости установили громкоговорители. Сигнал к наступлению - «Вставай, страна огромная...». Представляете, в 10 утра отовсюду звучат эти слова. Люди подхватывают и идут в бой. Вспоминая эту песню, я всегда ободряюсь... Как будто заново родился, воспрянул духом - Александр Дмитриевич, говорят, в батальоне Вы были запевалой.
- Да. Я и еще 3-4 человека. Однажды на долгом марше мы чуть не падали от усталости, засыпали на ходу. Время было два или три часа ночи. Командир батальона вызвал нас и поставил задачу поднять боевой дух солдат. Мы стали петь. Сначала пели, так сказать, «серьезные» песни. Наконец, когда дошли до шуточной, ребята окончательно «проснулись». Когда мы входили в город, уже весь батальон пел. В конце нашей беседы Александр Дмитриевич рассказал мне, как он встретил Победу. Это было в г.Ершове в госпитале. Узнав о капитуляции фашистской Германии, жители Ершова «разобрали» всех раненых по домам, «неходячих» усаживали в тележки и катили к дому. Потом в течение трех дней заведующий госпиталем ездил по городу и собирал больных.
Михаил БЕЛОУСОВ