Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№17(385)24 апреля 2002
Какая музыка звучала
Маленького Сашу Щенникова в музыкальную школу привела мама - очень уж ей хотелось, чтобы сын стал скрипачом. В школе же посмотрели на Сашины руки и объявили огорченной маме, что с такими пальцами ее мальчику скрипачом не стать. Сам-то Саша даже рад был такому повороту: пределом его мечтаний был пионерский горн. После того как заболел школьный горнист, пионервожатая, знавшая о Сашиной мечте, направила его в «музыкалку» обучаться игре на горне. Там-то смышленого отрока приметил первый в его жизни музыкальный преподаватель С.А.Беляев. Он просто спросил: «Хочешь научиться играть?» Саша с энтузиазмом закивал: «Да, на трубе». Сергей Александрович пожал плечами: «Трубы нет, зато есть валторна». Десятилетний Саша настолько прельстился красивым названием, что не только выучился замечательно играть, но играет вот уже 31 год.
«Отец Щенникова (в войну - летчик), к моменту рождения сына был военным комендантом латышского городка Екабпилса. Жизнь военного человека изобилует частыми переездами, так что музыкальное училище Александр Щенников заканчивал в Ростове-на-Дону, продолжил учебу в ленинградской консерватории, а заканчивал уже саратовскую. Успел девять лет проработать в Ульяновском симфоническом оркестре в качестве концертмейстера группы валторн, но в конце концов опять вернулся в Саратов и, проработав шесть лет в Саратовском академическом театре оперы и балета, в 1984 году стал солистом Саратовского Академического симфонического оркестра.
...В фотоархиве Александра Николаевича запечатлено столько знаменитостей, что, кажется, вся история советского музыкального искусства проходит перед восхищенным взором. Естественно, будучи совершенно потрясенной от такого количества знаменитостей, я не смогла удержаться от вопроса: знакомство с кем из них оказалось для саратовского музыканта наиболее притягательным? Александр Николаевич слегка улыбнулся моей простоте:
- Разумеется, с Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем. Мы ездили в турне по Поволжью, оказались на одном пароходе, так он там всех покорил: и как человек, и как музыкант. Я впоследствии ползаграницы изъездил, многих дирижеров с мировыми именами узнал, таких, как Эстеррайхер из Австриии, Петков из Болгарии, Деккер из Канады, Бенич из Югославии, да и наших - М.Шостаковича, А.Хачатуряна, Б.Майсурова, Ю.Темирканова, но такое мощное впечатление о себе оставил только Ростропович.
Александр Николаевич работал и с такими известными солистами, как Г.Вишневская, Т.Синявская, Е.Архипова, М.Биешу, В.Атлантов и другие, всех не перечислить. За более чем тридцатилетнюю жизнь в искусстве талант и профессионализм музыканта отмечали многие работавшие с ним композиторы: А.Хачатурян, Н.Раков, А.Эшпай, М.Шостакович и другие.
В начале девяностых возникло «Вальдхорн-трио». В то время у Щенникова был очень талантливый ученик - Юрий Буйко. Раз, когда они играли, в зал заглянул пианист Олег Белоцерковский. Заглянул, послушал-послушал, да и предложил объединить музыкальные усилия. Проблема звукового соответствия валторны и фортепиано достаточно сложна. Не каждый пианист обладает той слуховой интуицией, которая помогает найти единственно верный тон в обращении с валторнами. Но «Вальдхорн-трио» успело выступить в большом концерте, проиграв в нем все первое отделение, построить грандиозные планы на будущее. Их уже ждали с гастролями в Англии, они даже спонсора под эту поездку отыскали, и тут ученик Щенникова ввязался в какой-то сомнительный бизнес. Естественно, что музыка пошла побоку.
Вероятно, это вторая неудача в его педагогической деятельности. Хотя, если из восемнадцати учеников, которых Александр Николаевич воспитал, работая в Саратовской государственной консерватории, лишь двое отказались от музыки, это еще не много. Остальные его воспитанники работают в качестве солистов в симфонических оркестрах Саратова и Волгограда, Курска и Кисловодска, других городов. А Юре Буйко Александр Николаевич еще тогда предложил: давай, мол, Юра, ты будешь либо бизнесменом, играющим на валторне, либо валторнистом, занимающимся бизнесом. Он выбрал первое, чем навсегда загубил свой музыкальный талант. Но, в общем-то, устремления ученика Щенникова понять нетрудно: как и раньше, музыкой на жизнь зарабатывать нелегко. Александр Николаевич до сих пор как страшный сон вспоминает свою первую тарификацию - восемь рублей за концерт. Теперь же, чтобы обеспечить своим семьям сносную жизнь в течение года, российским талантам необходимо смотаться хотя бы на месяц на «поденщину» за границу, где они, эти таланты, здорово ценятся. Александр Щенников тоже так ездил. Да только насовсем (хотя и звали) не уехал, поскольку уверен был: Родину не выбирают, где родился, там и сгодился.
Хотя для музыкантов, как убедился за свою карьеру Александр Николаевич, побывавший в 24 заграничных поездках, географических границ не существует. Примечателен в этом смысле пример с пароходом «Николай Толстой», на котором плыл квинтет (существовавший еще до «Вальдхорн-трио»), «Брандт-Брасс-Квинтет». На пароходе в это время случилась делегация американских бизнесменов. Так вот, из солидного перечня развлекательных мероприятий они заказали саратовский квинтет, повергнув тем самым менеджера по увеселениям в самый настоящий шок. Оказалось, что в свободное от бизнеса время каждый из них играет на каком-то духовом инструменте, так что Щенников со товарищи пришлись для этих штатовцев прямо маслом по сердцу. В довершение беседы с маститым музыкантом, чей талант ценится в Европе и вообще в мире, я не могла не спросить, почему же молодежь сейчас так неохотно идет в искусство? Александр Николаевич вздохнул тяжелее некуда:
- Да нету их, талантов. Чтобы репетировать, как мы в свое время - по семь-девять часов - таких охотников сейчас нет. Хороший инструмент стоит шесть тысяч «зеленых». Сейчас у меня нормальный инструмент, а до этого я раздувал невероятное количество отечественных валторн, угрохал на это очень много здоровья. Зато, когда ездил в Германию, прямо-таки порадовался на тамошних ребятишек - играют с молодых ногтей на нормальных инструментах. А меня из-за отечественной дурацкой валторны в свое время не взяли на конкурс «Пражская весна», хотя из 23-х валторнистов я оказался четвертым. Причина в том, что когда узнали, что у меня отечественный инструмент, то решили не позориться.
Сейчас у Александра Николаевича Щенникова куча грамот за огромный вклад в отечественную и мировую культуру. Будем надеяться, что его музыка еще долго будет радовать нас и гостей нашего города.
Т.КОМИССАРОВА
Ты ли Яли? Яли: "Я!"
В романе нашего земляка - известного российского прозаика и драматурга Алексея Слаповского есть строки о саратовском художнике Евгении Яли. Его на страницах книги «Я - ен я» спрашивают: «Ты ли Яли?» А Яли: «Я!» Роман Слаповского не о Яли, но вот Яли настолько метафизически метафорчен в себе самом, что легко поддаётся на чисто культурологиеские игровые переверсии. Творчество Яли известно не только благодаря Слаповскому: художник рано обрёл свою образно-стилевую оригинальную систему, которой остаётся верным уже не одно десятилетие. Его же собственное творчество оставило заметный след в работах ряда живописцев Саратова, объединившися даже в группу «Светень».
В самососредоточенности и самоуглублённости, в незаёмности своей поэтики и стилистики бесспорная сила художника, удивительно ровного в смысле высокого качества своих произведений. Этому способствуют не только врождённый вкус и безошибочная интуиция, но также растущий профессионализм и тонкая живописная культура. Пример: на групповых выставках его никогда не могли заглушить самые «громогласные» живописцы. Академик, заслуженный работник культуры и деятель искусств России Ефим Водонос справедливо противопоставил живопись Яли «хлёсткому этюдизму саратовской живописной школы». С другой стороны, суммируя пластическую манеру живописца, нельзя обойтись без упоминания родоначальника этой самой школы - Петра Саввича Уткина.
В общении с профессиональными фотографами и компьютерщиками пришлось убедиться в технической невоспроизводимости работ Яли. Его картины отличаются известной дематериализацией пластической формы, окутанной лёгкой дымкой и как бы «истаивающей» в приглушённом звучании трепетно-нежных мазков. В пейзажах Яли не очень-то и цветных, но богатых нюансными переходами тона, отмеченных тектонической выверенностью, мелодико-ритмической организацией каждого холста, ощущение выношенных эмоций, свободное обобщение своих наблюдений и переживаний, их зрительный итог, обращённый к нашей эмоциональной памяти, заряженный подспудной ассоциативностью, возможность неоднозначного их восприятия.
Евгений Дмитриевич является членом Союза художников с 1975 года, Лауреатом конкурса «Золотая палитра» и награды «Золотая кисть» за пейзаж на выставке, посвящённой 850-летию Москвы. Сам автор в душе гордится, что его картины есть в фондах Третьяковки. Жалует нашего автора и любимец московского градоначальника Зураб Церетели: в 96-м Яли был присуждён диплом Российской Академии художества. Американцы подошли к Яли по-своему - по-глобалистски, включив его биографию в международный каталог Американского биографического института Северной Каролины.
Уроженец города Жданова, Яли связывает свои кармические корни с Грецией, где есть одноимённый остров. Именно Греция стала для нашего живописца коммерческой Меккой.
Если прежде Яли выставлялся нечасто, то в этом году уже были подряд две его выставки в литературном музее Федина и в галерее искусств «Эстетика».
Благодаря протекции председателя саратовского Союза художников Павла Маскаева выставка Яли открылась сейчас в парламентском центре областной Думы. На открытии выступили депутат Облдумы Наталья Динер, учитель Яли в художественном училище Руслан Лавриненко, секретарь учёного совета Радищевского музея Елена Савельева, искусствовед СХ Анна Гладкая (писавшая даже курсовую по Яли). Не обошлось действо без юмориста Льва Горелика, позиционирующего себя как «давнего и неназойливого» друга Яли. Сам автор выразил благодарность народным депутатам, ценящим искусство, умеющим тонко чувствовать, сопереживать духовным поискам художников. Фотограф Николай Титов, с чьей «персоналки» пятилетие назад началась выставочная деятельность в Думе, также подчеркнул высокий духовный настрой наших избранников.
Новый выставочный проект Думы будет посвящён детскому творчеству. Стартующий в июне, он получит освещение на страницах нашей газеты.
КАПЛАН - ЭТО ФОТОГРАФ!
Безусловно, думая о сворачивании общих объёмов выставочной детельности музея имени Радищева, приходится испытывать сожаление, граничащее с разочарованием. Удачная фотовыставка Владимира Куприянова и «жёлтая» - американки Хайди Холлиджер с Аяцковым и «нанайцами»...
Фотовыставка Олега Каплана, открывшаяся в губернской торгово-промышленной палате, всё-таки по-хорошему музейна и требует иных залов, более «чопорных» выставочных пространств. Выпускник Московского института культуры, Каплан регулярно выставляется в столице и трудится рекламным фотографом.
Приезд в Саратов связан с пятилетием развлекательного телеканала «Телеком ТВ/СТС». Размышления о «музейности» этого московского фотомастера вызваны особой утончённостью восприятия им реальности, особой охудожественностью. Незатёртость видения простых предметов делают снимки Каплана эксклюзивными, надолго остающимися в памяти. Услугами Каплана пользуются московские банкиры, западные фирмачи. Есть его работы в бутиках, казино и досуговых центрах. «Картина выстраивается по принципу «чтобы зацепло» - анализирует творческую манеру Каплана московский критик Дмитрий Киян. Восприимчивых не только к «Трём богатырям», Шишкину и Шилову, работы в ТПП не оставят равнодушными. «Я не стараюсь работать умом и полагаюсь исключительно на эмоции», - признался на презентации мастер.
Если приписывать творчеству Каплана термин «авангардизм», то уж с прилагательным «лирический». «Если появляется чувство накопления, ощущение того, что в данном направлении сделал всё, надо сразу начинать искать новое, - говорит фотомастер. - Иначе возникает неудовлетворение, и становится просто скучно». На выставке скучно не будет однозначно: текстура репчатого лука, тыквы, раковин, форма кофейника... - всё преображается в какую-то динамическую абстракцию, живёт не натюрмортной «тихой» жизнью, но пульсирует, приглашает к размышлениям.
Выставка названа «Ощущение присутствия». Хотя, как её ни назови... а она хороша, очень хороша!
Борис ГЛУБОКОВ