Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№16 (436) 16 апреля 2003
Прибалтийский транзит - нас изгоняют
В редакцию «Земского обозрения» обращаются читатели, взволнованные информацией в номере 13 от 26 марта 2003 года о том, что литовские пограничники избили и сняли с поезда «Калининград - Москва» 67-летнюю Нину Герасимову, ехавшую на похороны в Нижний Новгород», и пытавшегося её защитить попутчика. Мы продолжаем тему.
Версия официального представителя Службы охраны государственной границы Литвы Рокаса Пукинскаса по поводу инцидента такова: «По первоначальным данным, которые мы имеем, инцидент начал нетрезвый Руслан Мартызаев. Он настаивал на том, чтобы эта женщина не слушалась указаний пограничника, отсюда и возник весь спор. Откуда у женщины взялись кровоподтеки, мы не знаем, потому что драки не было. В подтверждение мы можем предъявить видеопленку, на которую снят инцидент. Но это будет уже после окончания служебного следствия. Что касается паспорта, он не был порван. Первоначально он был неисправен, а согласно правилам, подтвержденным литовским кабинетом министров, если паспорт неисправен (испачкан, порван), он недействителен для проезда через Литву. Вы можете записать в паспорт телефон девушки, с которой познакомились на улице, и в этом случае документ тоже будет недействителен, потому что это не записная книжка. А у Герасимовой в паспорте были посторонние записи и был оторван уголок страницы с номером».
Версия понятна - пьяные русские напали на доблестных пограничников и хотели угнать поезд. Подобные истории можно услышать и от пограничников Украины (кто пересекал тамошнюю границу, знает их порядки), да иногда - и от саратовских милиционеров. Проблема не столько в добропорядочности конкретных должностных лиц, сколько в геополитическом положении Калининграда и вообще Прибалтики.
Уже много писалось о том, что после вхождения прибалтийских стран в Шенгенскую визовую зону ЕС договоренности между Россией и ЕС о гражданском транзите в Калининградскую область не удалось достигнуть. Денонсация латвийской стороной в 2001 году межправительственного соглашения относительно безвизового транзита российских пассажиров поезда «Санкт-Петербург - Калининград - Санкт-Петербург» вынудила МПС пустить поезда в обход латвийской территории - через литовский город Кибартай, белорусские Молодечно, Полоцк и российский Дно. Время в пути больше на два часа, но стоимость билета ниже. Этот шаг ежегодно стоит Латвии 700 тыс. латов (более миллиона долларов) - именно такого порядка сумму платила Россия за транзит поезда Санкт-Петербург - Калининград через латвийскую территорию! Литовские пограничники с 1 января ужесточили паспортный контроль в транзитных поездах прямого сообщения Калининград-Москва и Калининград-Санкт-Петербург. Пресс-секретарь начальника Калининградской железной дороги (КЖД) Александр Першин отметил, что представители пограничной службы Литвы с 1 января практически из каждого транзитного поезда данных маршрутов высаживают граждан стран СНГ на литовско-белорусской границе на станции Кена. Все они для проезда в Калининградскую область или обратно через территорию Литвы должны иметь литовскую транзитную визу. Першин заявил, что на КЖД не ведется учет людей, высаженных литовскими пограничниками из транзитных поездов. «Но о подобных случаях говорят все бригады проводников, отмечая в действиях представителей власти Литвы непреклонность и жесткость».
В связи с новой американо-иракской войной, мы снова видим, как демонстративное и многолетнее нарушение национальных интересов и интернациональных стандартов становится причиной массовых несчастий, смертей и разрушений. Нельзя позволить, чтобы новый центр попрания интересов России и цивилизованных стандартов - и, следовательно, конфликта - созревал на наших западных границах, в Балтийском регионе. Национальные интересы России в Прибалтике до сих пор не сформулированы как практическая проблема, а их реализация по-прежнему не имеет единого плана и дробится в межведомственных перегородках: узкой внешней политики, узких вопросов регионального транзита, тактического плана защиты интересов «русскоязычных». Очевидно, что наши национальные интересы в Балтийском регионе основываются не на сиюминутных, прикладных, ведомственных задачах, а на вечном приоритете России в стратегическом контроле над морским побережьем Балтийского моря, безусловного обеспечения суверенитета России над Калининградской областью. Для этого необходимы диверсификации транспортных потоков из России, исключающих их монополизацию на любом направлении кем бы то ни было, в том числе в пост-нефтяную эпоху; а также защита цивилизованных прав всех, кто в своей частной, деловой и общественной жизни ориентируется на Россию и лоялен к России, политической, правовой и культурной поддержки российской диаспоры, всех граждан бывшего СССР - в силу статуса России как правопреемника Советского Союза.
Любые результаты субъектов экономической деятельности в Северо-Западном регионе должны оцениваться российским обществом с точки зрения их соответствия названным приоритетам. Даже сиюминутные выгоды, если они противоречат долгосрочным национальным интересам России в Прибалтике, должны быть осуждены и отвергнуты общественным мнением, а значит - российским правительством и бизнесом.
Юрий ЯНКОВ, г.Вольск, с использованием материалов Никиты Иванова, Модеста Колерова, Глеба Павловского, «Независимое обозрение»