Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№15 (383) 10 апреля 2002
Когда финансы поют романсы
В ожидании трамвая на одной из городских остановок я стал невольным участником разговора о житейских проблемах. Средних лет мужчина с болью в голосе говорил о том, что вот уже который год зимой в квартире холодно, а в беспомощном ЖЭУ, куда он не раз обращался, только разводят руками, сетуя на безденежье. По той же причине не вывозится мусор, а двор превратился в свалку. Его поддержал другой собеседник, заметив, что наше ЖКХ, подобно «Титанику», медленно и неотвратимо идет ко дну.
От этих слов стало не по себе, и я, не откладывая, решил узнать, где же «собака зарыта». Даже далекий от финансовых дел государства человек точно скажет, что все начинается с бюджета. Ведь в каждой семье планируют на неделю, месяц, год то, как распределить деньги, чтобы и дом был в порядке, и дети не ходили голодными. В свою очередь, «отцы города» в силу должности обязаны беспокоиться о нас с вами.
Вот так я стал невольным пассажиром судна под названием «бюджет» и пустился в соответствующее плавание. И теперь, по окончании этого круиза, могу поделиться с читателями впечатлениями от этого захватывающего, а порой и душещипательного путешествия.
Так вот, оказалось, что городской бюджет на этот год утвержден в сумме 2,9 млрд. рублей по доходам и 3,2 млрд. рублей - по расходам. Следовательно, дефицит его составил около 10 процентов, что уже тревожит. А теперь о ЖКХ города, за состояние которого так волновались мои собеседники. Сегодня износ жилищного фонда Саратова составляет более 60 процентов. И это одна из больных проблем, которая накапливается из года в год, увеличиваясь, словно снежный ком. Из почти восьми тысяч числящихся в муниципальной собственности домов 30 процентов считаются ветхими и аварийными.
Можно было бы и не приводить эти цифры. Ясно и без них, что наши дома состарились и рушатся уже на глазах. Свидетельство тому - недавние случаи с авариями жилья в разных районах города.
Не лучше обстоят дела и с нашими коммуникациями. Большая их часть в списке коммунальщиков числится в «пенсионерах». Как свидетельствует статистика, если десять лет назад на один километр сетей случалась одна авария, то сегодня уже пять.
Вывод напрашивается один: нужна модернизация оборудования. Но света в конце тоннеля в решении этого вопроса пока не видно. За счет бюджетных средств сделать это невозможно, так как денег не хватает даже на текущее содержание инженерной инфраструктуры.
И выход здесь видится единственный: нужно потрясти наши кошельки, чтобы еще больше не страдало больное ЖКХ. Да, да, именно раскошелиться на нужды городского хозяйства, как сделали это в некогда братских республиках Прибалтики, Казахстана и некоторых других. Там и проблема эта отпала. А иначе мы попросту останемся без света, газа и воды в холодных квартирах. И пугаться реформы не стоит, ведь не имеющие возможности заплатить за коммунальные услуги горожане получат субсидии.
Саратов стоит на холмах, и перепады рельефа кое-где составляют до двух сотен метров. И это добавляет сложности в строительство и эксплуатацию инженерных сооружений. В последнее время принимаются меры по защите оползневых зон. Финансирование идет за счет федеральных средств и средств бюджета Саратова. В этом году удалось увеличить их объем с двух до восьми миллионов рублей. Но и это мизер по сравнению с тем, что нужно сделать. Из-за нехватки денег не ведутся работы по восстановлению дренажной системы, отчего усиливается подтопление города.
И все же вопрос о деятельности ЖКХ и решении проблем, которые накопились в этой отрасли,- один из главных на повестке дня городских властей. Как бы там ни было, а в прошедшую зиму включение отопления прошло довольно оперативно. В Саратове действует программа «Энергосбережение», продолжается работа по установке приборов учета тепла, оборудования, позволяющего сократить расход воды и улучшить теплоснабжение объектов ЖКХ города. А это позволит сэкономить около 12 млн. рублей.
Есть в городе неэффективно работающие муниципальные предприятия. И от них решили избавиться. Уже подготовлены предложения по ликвидации 31 такого предприятия, а работы, которые они выполняли, будут производить другие подрядчики, выигравшие тендер. Это в какой-то мере также позволит сберечь наши денежки.
Власти города намерены решать и жилищную проблему. Для тех, кто живет в домах Лагутенко, она стоит особенно остро. Потребность в жилье под расселение сегодня составляет более одного миллиона квадратных метров, а площади, где есть реальная опасность для жильцов, приближается к тремстам десяти тысячам квадратных метров. В прошлом году за счет средств городского бюджета было выделено всего лишь семь квартир, а из федеральных средств на эти цели поступило 30 млн. рублей.
Поэтому в мэрии города подсчитали, что затраты на капремонт ветхих и аварийных домов, ликвидацию чрезвычайных и аварийных ситуаций гораздо выше, чем на новое строительство, и решили выйти в правительство РФ с проектом возведения нового микрорайона. Реализация его будет долгосрочной (как минимум на 10 лет) при долевом участии города. А без этого проблему не решить.
Возвращаясь к сегодняшним дням, скажу, что в этом году по бюджетным раскладкам городское коммунальное хозяйство профинансировано всего лишь на 43 процента от потребности. Так что нам с вами придется ощутить на себе все прелести страдающего от нехватки средств ЖКХ.
Пожалуй, самым бюджетоемким останется образование, в развитие которого планируется вложить 800,1 миллиона рублей. Расходы возросли не только за счет уровня роста зарплаты в этом секторе - это, кстати, сказалось на увеличении всех бюджетных статей. Насущные проблемы нашли воплощение в мероприятиях, вошедших в проект муниципальной целевой программы «Развитие образования города Саратова на 2002 - 2005 годы», где особое внимание уделяется расширению инновационных форм обучения. Выделены средства на стимулирование педагогической деятельности, формирование здорового образа жизни наших детей, другие мероприятия. Но и здесь - свой комплекс проблем. Недофинансирование образования приводит к тому, что резко сокращаются объемы капитальных вложений в новое строительство, в сложном положении находятся учреждения, обеспечивающие досуг детей.
О бедах здравоохранения, культуры, социальной сферы и говорить не приходится. Все они из-за низкого финансирования страдают в не меньшей степени. Поэтому мэрией города совместно с центром стратегических исследований Приволжского федерального округа и институтом экономики разрабатывается комплексная программа экономического развития города на среднесрочную перспективу. Основными ее направлениями являются внедрение перспективного финансового плана, реорганизация системы социальной защиты населения, внедрение персональных социальных счетов граждан, что позволит предоставить льготы только нуждающимся в них. К примеру, на оплату бесплатного проезда в соответствии с законом «О ветеранах» выделено 35 млн. рублей. Это в перерасчете на одного льготника - восемь поездок в месяц. А если для других категорий льготы в бюджете не предусматриваются, то им придется брать билет. Треть горожан имеют льготы и по оплате жилья и коммунальных услуг. И здесь нужны немалые деньги, которые опять же идут из городской казны или федерального бюджета, а их зачастую не хватает. Поэтому, как считают в мэрии, главная цель намеченной социальной реформы - устойчивое развитие через взаимную ответственность государства и человека.
Подсчитано, что для обеспечения нормальной жизнедеятельности городского хозяйства, работы различных учреждений, других необходимых трат городу нужно 5,5 млрд. рублей. Но, понимая, что на этот год бюджет области складывался не лучшим образом, городские депутаты еще в прошлом году просили у Областной думы лишь свою законную третью часть. Ведь население Саратова составляет 33 процента от проживающих в области, а в городе к тому же собирается до семидесяти процентов налогов. Но получили отказ. Таким образом, в среднем только на 66 процентов обеспечены минимальные потребности саратовцев, а по некоторым статьям расходов и того меньше.
И тут мы невольно вторгаемся в такую область, как межбюджетные отношения. Термин этот не в новинку. Он действует на различных уровнях государственной власти. Как подметил один из высокопоставленных чиновников, бюджетное законодательство у нас является вполне современным, что признают и международные финансовые организации. Но в нем один провал: слабо прописаны межбюджетные отношения. Если бы мы имели единую по стране норму на питание и обеспечение медикаментами (столько-то хлеба, столько-то каши и масла, столько-то лекарств), то с учетом этих натуральных норм можно бы обсчитывать стоимостные нормативы. И они тогда бы ложились в основу формирования бюджета каждого субъекта Федерации.
Как видно, все это довольно просто, но для нас пока недоступно. Поэтому и формируется бюджет по принципу: где густо, а где пусто. А лоббирование местнических интересов приводит к тому, что, в конечном итоге, страдают люди, живущие в конкретном селе, райцентре или городе.
Знаю одного городского депутата, который бескорыстно помогает школам, библиотекам, детсадам, малоимущим и престарелым. А когда одна из заведующих библиотекой попросила оформить подписку на газеты и журналы в своей вышестоящей организации, ей сказали, чтобы обратилась к депутату. Денег, мол, на эти цели нет. Вот так порой народные избранники решают государственные задачи за счет собственных средств.
Небезынтересно будет узнать, а как мы живем с новым бюджетом сегодня? По оперативным данным, в первом квартале собрано 514,8 млн. рублей, кроме того, поступила из областного бюджета дотация в размере 39,1 млн. рублей.
На что же были потрачены эти деньги? На зарплату с начислениями ушло 233,6 млн. рублей, или 45,4 процента городской казны, а на оплату ТЭР - 178,3 млн. рублей, или 34,6 процента. Все дотационные деньги ушли на зарплату бюджетников.
Подсчитать нетрудно, что на такие статьи расхода, как питание в школах и больницах, содержание дорог и благоустройство города, на другие социально значимые нужды остается лишь 20 процентов бюджетного пирога. Как видно, живет наш город даже при урезанном бюджете. Но хотелось бы не существовать, а развиваться согласно заработанному доходу. Как в каждой семье. Григорий ШЛЕПНЕВ