Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№15(383) 10 апреля 2002
НЕ НАША, НЕ ВАША, САМА НЕ СВОЯ
Прошедшие парламентские выборы приблизили раскол Украины. Предстоящие президентские выборы могут его завершить.
Россия, казалось бы, должна быть довольна итогами прошедших 31 марта выборов в Верховную раду Украины. Незадолго до них глава администрации президента РФ Александр Волошин заявил, что Россия поддерживает силы, которые настроены на конструктивное российско-украинское сотрудничество. К таковым он отнес компартию, пропрезидентский блок «За единую Украину» и Социал-демократическую партию Украины (объединенную). Кроме того, Волошин отметил, что российское руководство не имеет никаких контактов с блоком Виктора Ющенко «Наша Украина», поскольку в нем представлены силы, не настроенные на сотрудничество с Россией. Так вот, если обозначить первые три фракции, названные Волошиным, как пророссийские, то в Раде действительно образовалось нужное Москве большинство - почти 240 мандатов из 450 возможных. Однако, дело сложнее. Пророссийское большинство получилось путем голосования половины страны, в которую входят восточные и южные области. Другая половина - западная - почти единодушно голосовала за силы, мягко обозначенные Волошиным как «не настроенные на сотрудничество с Россией». Украина все явственнее демонстрирует признаки раскола, в ней существуют две очень разные страны. Это создает такие политические риски для нее, для России и для Европы, которые сегодня очень трудно просчитать. Победу от поражения не отличить
Расклад сил в новом парламенте получился такой. Украинская партия власти - блок «За единую Украину» во главе с руководителем президентской администрации Владимиром Литвиным - провела по партийным спискам и «мажоритарке» около 120 своих представителей и за счет рекрутирования самовыдвиженцев-одномандатников наверняка сможет нарастить численность фракции до 150 человек (то есть до трети мест в парламенте). Вторая по численности фракция будет у блока «Наша Украина» во главе с Виктором Ющенко. Ее численность - более 110 человек. Третьими станут коммунисты - 66 мандатов. Неожиданно мощно будут представлены оппозиционные силы - блок Юлии Тимошенко и Социалистическая партия Александра Мороза. Вместе они контролируют почти 50 депутатских мест. Фракция еще одной партии, прошедшей четырехпроцентный барьер, - Социал-демократической партии Украины (объединенной) - составит около 30 человек. Из всего этого можно уже сейчас делать прогнозы относительно хода борьбы за главный приз политической гонки - пост президента. Прежде всего, проект Леонида Кучмы - блок «За единую Украину», несмотря на самую большую фракцию в парламенте, на самом деле потерпел жестокое фиаско. По партийным спискам он набрал менее 12 процентов голосов избирателей, полученных путем невероятного напряжения всего украинского административного ресурса. Этот результат обнаружил не только недовольство народных масс режимом Кучмы (что и раньше секретом не являлось: общеизвестно, что президентский рейтинг Леонида Даниловича сейчас не превышает 6 процентов), но и вопиющую неэффективность властной машины.
Не получив послушного парламента («пророссийские» коммунисты являются ярыми противниками Кучмы), президент потерял, во-первых, возможность остаться на третий срок (а такие слухи ходили вплоть до последнего времени), и во-вторых, он серьезно ограничен в свободе выбора преемника и поэтому должен идти на компромисс в этом вопросе с различными силами - хотя бы для того, чтобы назначить своего гипотетического наследника премьер-министром. А поскольку силы, с которыми президент может пойти на компромисс, в свою очередь, имеют крайне противоречивые интересы, его преемник не сможет стать плодом консенсуса населения, элиты и внешних групп, а будет определен в ходе жестокой борьбы крайностей.
Главным и уже готовым проектом преемника является Виктор Ющенко, на которого ставят США, ЕС и транснациональные корпорации, имеющие интересы на Украине. Блок Виктора Ющенко на выборах получил 23,5 процента по партийным спискам (лучший результат в этой важнейшей номинации, на втором месте коммунисты с 20,1 процента) и имеет теперь вторую по величине фракцию в парламенте. Следует учесть и очень жесткое давление Запада на президента Кучму. Помимо организации убийства журналиста Гонгадзе его обвиняют уже в поставках противовоздушных комплексов С-300 в Ирак, фальсификации результатов выборов, ликвидации видных украинских предпринимателей, натравливании пьяных хулиганов на депутатов и бог еще знает в чем. Сторонники Ющенко прозрачно намекают, что Запад согласится простить (или, по крайней мере, забыть) грехи Кучмы в обмен на передачу власти лидеру «Нашей Украины». Технически это может быть осуществлено путем формирования большинства в парламенте в составе фракции «Наша Украина» и «За единую Украину» и назначения Ющенко премьер-министром. Некоторое время потребуется Кучме, чтобы согласовать гарантии своего дальнейшего спокойного существования, после чего он уйдет в отставку, а Ющенко станет и. о. президента.
Сегодня Ющенко тратит немало усилий, чтобы доказать: он не враг ни России, ни Кучме, ни украинскому бизнесу. В его списке можно встретить людей, близких к президенту, крупных украинских предпринимателей и даже лоббистов российских компаний. Впрочем, Россию, как видно из заявления Волошина, Виктор Андреевич не убедил. Однако с Кучмой переговоры продолжаются. Сейчас трудно сказать, чем они закончатся, но ясно одно: даже если Кучма решит поставить на Ющенко, это не гарантирует тому легкой победы. У Ющенко много противников из числа влиятельных украинских финансово-политических групп. Например, с лидером СДПУ(о) и главой влиятельного киевского клана Виктором Медведчуком у Ющенко чуть ли не личная вражда. Приход любимца «транснационалов» и западных энергокомпаний к власти вызывает большие опасения и у ряда крупных восточноукраинских бизнес-групп. Все эти структуры могут (хотя и не без труда) согласовать своего кандидата и, заручившись поддержкой России (а через нее, возможно, и коммунистов), выставить его в противовес вождю «Нашей Украины». Если же Кучма не найдет с Ющенко общего языка, экс-премьер все равно не откажется от борьбы за президентское кресло. Правда, уйдя в оппозицию, Виктор Андреевич рискует исчезнуть в тени признанного героя антикучмистов Юлии Тимошенко.И При любом из этих вариантов противоборствующие силы будут обозначаться не по политическому признаку («президент-оппозиция», тут могут быть разные расклады), не по идеологическому («коммунисты-реформаторы»), а по географическому - «Запад-Восток». То есть ожидается противостояние «восточного блока» (национальный бизнес плюс, возможно, коммунисты - этакий народный фронт) и «западного блока» (националисты, часть украинской бюрократии и предприниматели, с которыми сумеет договориться Ющенко).
Смена повестки
Джинна из бутылки выпустил Виктор Ющенко. В середине 2001 года он сформировал блок «Наша Украина», в который включил целый ряд одиозных националистических партий, не популярных нигде, кроме Западной Украины. Экс-премьер, видимо, рассчитывал, что это не повредит его высокому личному рейтингу в целом по стране, однако сможет обеспечить тотальную поддержку на Галичине. Впрочем, уже тогда многие его сторонники указывали на опасность такой регионализации блока. Возникла даже идея создать отдельный блок «За Ющенко», ориентированный на восток страны, но развития она не получила. «Наша Украина» все в большей степени становилась западноукраинским продуктом.
Этот факт не могли обойти вниманием конкуренты Ющенко, характеризуя его блок как националистический. Западные же украинцы вдруг узнали, что теперь у них есть свой национальный герой, которому палки в колеса вставляют «схидняцкие олигархи». Восточным украинцам сообщают, что во власть рвется мощный блок, в котором все сплошь «нацики» и бандеровцы, «стрелявшие в наших дедов» (части Советской армии и МГБ, подавлявшие партизанское движение на Галичине в 40-50-х годах, формировались в основном из выходцев с Восточной Украины). Плюс к тому совершенно неожиданно в Ивано-Франковске и во Львове решили реабилитировать украинскую дивизию СС, а Харьков достойно ответил Галичине референдумом о статусе русского языка. Повестка дня стала стремительно меняться. Политическая география вновь ожила. И сейчас только начало пути. То ли еще будет во время президентских выборов. Здесь уже чисто технологически как восточный, так и западный блок будут вынуждены произвести тотальную мобилизацию голосов избирателей в своих регионах, для чего самый верный путь - сыграть на существующих межрегиональных различиях, подчеркивая и гипертрофируя их. Ставки в игре так велики, что в случае проигрыша одна из сторон может пойти на раскол страны (при наличии, конечно, поддержки из-за рубежа). Соответствующая почва будет уже подготовлена. Нужен ли России раскол Украины?
Многие в России готовы приветствовать появление на карте двух стран - братской (и вдобавок промышленно развитой, имеющей давние экономические связи с Россией) Восточной Украины и недружелюбной (к тому же слаборазвитой и депрессивной) Западной Украины. Однако если всесторонне оценить такую перспективу, то ничего хорошего для России мы не увидим.
Через территорию Западной Украины проходит в Европу до 80% российского газа. Здесь же расположены крупнейшие хранилища газа - ключевые объекты в системе газоснабжения континента. С расколом страны все это хозяйство, безусловно, будет очень быстро приватизировано в пользу какой-нибудь американской компании. Учитывая тесные отношения США и Польши, можно предположить, что между границами Европы и России образуется надежный буфер. Но это еще цветочки. Наверняка раздел страны не пройдет безболезненно. А значит, будет повод вмешаться каким-нибудь международным силам НАТО, чтобы закрепиться по периметру раскола Украины. Правда, Восточная Украина в такой ситуации может наконец-то присоединиться к Союзу России и Белоруссии, однако надо отдавать себе отчет в том, что в этом случае на западных границах Союза образуется крайне враждебное России государство, со спорной границей, базами НАТО и бог еще знает с чем. Такая большая Грузия. Ну и вообще конфликт наверняка будет затяжным, что само по себе станет геополитической катастрофой для Европы и России - похуже, чем войны в Югославии и на Ближнем Востоке. А США надолго обеспечат свое решающее присутствие в этом регионе.
Характерно, что именно западные СМИ в последнее время стали очень активно муссировать тему раскола Украины. В своей аналитике они старательно выстраивают противостояние востока и запада страны, персонифицированное в борьбе неких «пророссийских промышленных баронов и криминальных авторитетов Востока» и «реформаторов-демократов Запада, ориентированных на Европу».
Со стороны России было бы крайне глупо способствовать любому делению Украины на восток и запад, юг или север. И так же глупо поддерживать политиков, которые на этом делении будут строить свою игру. Но Москва может сыграть и стабилизирующую роль, поддержав лидера, работающего на сохранение единства страны, - насколько это еще возможно.
При этом надо понимать, что Галичина уже не является проблемой для российско-украинских отношений. Для нищей, безработной и безысходной Галичины проблема не в статусе русского языка или реабилитации ОУН-УПА, а в том, как выжить, и не более того. И если кто галичанам поможет, так они о своем знаменитом национализме и не вспомнят. Как не вспоминают, например, рабочие концерна «Ориана» (Ивано-Франковская область), который поднял на ноги российский «ЛУКойл». К тому же, как уже отмечалось выше, галичанский подэтнос ассимилируется в общеукраинском этническом массиве, и уже через пару десятилетий от некоей исключительности этого региона останутся одни воспоминания. В составе единой Украины Галичина обречена на второстепенные роли в общенациональной политике при неизбежной доминанте русскоязычного востока. То есть Западная Украина просто растворится в Восточной и проблема исчезнет сама собой.
И за Ющенко, кстати, 23,5 процента украинцев голосовали не потому, что они живут в определенных регионах, а потому, что Ющенко являлся наиболее симпатичной альтернативой опостылевшему режиму Кучмы. Он предстал своего рода «отрицанием Кучмы», и электорат к нему потянулся. Так что на самом деле проблема для России заключается не в регионах, а в отсутствии своей кандидатуры «отрицания Кучмы», альтернативной Ющенко. Но время поискать еще есть. И совсем не обязательно, кстати, для этого ссориться с Леонидом Даниловичем и с украинской элитой. Владимир Путин (напомним, официально назначенный Ельциным наследник) стал ярким отрицанием Бориса Николаевича. Последнего это, судя по всему, не очень обидело.
Борис ВУЙКО, «Эксперт»