Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№13 (433) 26 марта 2002
Дипломники играют Лорку
В свой 200-й юбилейный сезон Академический театр драмы предоставил сцену дипломникам театрального факультета консерватории, занимающимися на курсе заслуженной артистки России Риммы Беляковой. Постановка - «Кровавая свадьба» Лорки, которого в Саратове ставил в 98-м театр АТХ.
Сама защита дипломов по квалификации «артист театра и кино» планируется на конец мая - начало июня. Сейчас беляковские студенты после «Пифагоровых штанов» - комедии отыграли трагедию. Композитором спектакля стал маститый саратовский артист музыкально-литературно-драматического театра «Балаганчикъ» Игорь Гладырев. «Даже случайно попав на спектакль «Балаганчика», - отмечает знаток саратовских театров Вячеслав Дьяконов, - молодой зритель заводится, старается проявить свое участие».
Драма «Кровавая свадьба» («Bodas de sangre») 1933 года принадлежит к вершинам театрального мира Испании. В ней воплотилась сама народно-песенная стихия Андалусии. Пабло Неруда так писал об ее авторе - Лорке: «Я не встречал больше ни в ком такого сочетания блистательного остроумия и таланта, крылатого сердца и блеска под стать хрустальному водопаду. Федерико Гарсиа Лорка был подобен щедрому, доброму волшебнику, он впитывал и дарил людям радость мира, он был планетою счастья, радости жизни. Простодушный и артистичный, одинаково не чуждый и космическому и провинциальному, необыкновенно музыкальный, великолепный мим, робкий и суеверный, лучащийся и веселый, он словно вобрал в себя все возрасты Испании, весь цвет народного таланта, все то, что дала арабско-андалусская культура: он освещал и обдавал благоуханием, словно цветущий жасминовый куст, всю панораму той Испании, какой - боже мой! - теперь уже нет... Все на свете дарования, все таланты были у него, а он, как золотых дел мастер, как трудовая пчела на пасеке великой поэзии, отдавал людям свой гений... /.../ Он был самым любимым поэтом в Испании, его любили больше всех, а его чудесное умение радоваться делало его - как никого другого - похожим на ребенка...»
Фашистам, расстрелявшим в 1936-м великого сына Испании - поэта Лорку, не удалось уничтожить либо ошельмовать память о нем. В 1976-м впервые тысячами испанцев были проведены его национальные чествования. Сейчас пьесы Лорки идут по всему миру. Прежде всего они обращены к молодым. И отрадно, что вслед за коллективом АТХ в Саратове Лорку ставят именно молодые. Им, конечно, еще многого недостает. Но о мастерстве студентов судить можно лишь относительно. Подкупающая грациозность девушек, красота, гармония танца под звуки гладыревской гитары: все рождает оптимизм (даже при трагедийности темы). Подумайте сами: вот что произносит Мать в финале пьесы, обращаясь к Невесте: «Что мне твоя чистота? Что мне твоя смерть? Что мне до этого? Благословенна пшеница, ибо под ней мои сыновья. Благословен дождь, ибо он омывает мертвых. Благословен Бог, ибо он всех нас упокоит». И далее Невеста (из-за которой, собственно, и произошла трагедия, - сама - трагическая фигура) говорит: «Пусть крест всех защитит - живых и мертвых». Лаконизм декораций художественного оформления спектакля (автор Ольга Колесникова) словно подчеркивает глобально-эпический вопрос Лорки: почему? Почему должны гибнуть на этой земле молодые, полные сил и энергии, люди? «Кровавая свадьба» - это также предчувствие войны, абсолютное неприятие ее. (Невеста. «Ножом вот этим... Он так мал,/ что выпадает он из рук./ Он рыбкою без чешуи, /он рыбкой, брошенной на берег, /казался прежде».).
Действительно: какова цена нынешней войны в Ираке, когда подсчитана стоимость каждой бомбы, патрона? Как измерить стоимость человеческой жизни?
«На этом самом участке; да, на этом участке они, значит, и лежат; чуть повыше или чуть пониже, но на этом участке... Зимой по овражку бежит ручей...». (Из магнитофонной записи беседы с могильщиком возле старой оливковой рощи вблизи Фуэнте-Гранде, где убили Гарсиа Лорку, Диоскоро Галиндо и двух бандерильеро (разновидность тореро) Галади и Кабесаса.) Невозможно без слез, без содрогания смотреть на помещенные рядом фото груды костей расстрелянных и графика учителя Диоскоро Галиндо Гонсалеса с детьми, убитого вместе с Гарсиа Лоркой (книга Яна Гибсона «Гранада 1936 г. Убийство Федерико Гарсиа Лорки» М. «Прогресс» 1983 г.). Лорка всегда был с народом, с идеалами всего человечества. В своей книге «Поэт в Нью-Йорке» (опубликованной только в 1940-м) он высветил тлетворность американской военщины и капитала. Его пером двигала и ненависть к деспотизму как таковому. Возглавляя в 1931-33 годах студенческий передвижной театр «Баррака», ставивший пьесы испанских классиков, Лорка нес всему миру идеалы добра. Тем, кто посмотрел и еще увидит «Кровавую свадьбу», рекомендую прочесть книгу брата великого испанца - Франсиско Гарсиа Лорки «Федерико и его мир» (М. «Радуга», 1987 г.).
Ты проснись, невеста!
Вот уж рядом свадьба
водит хороводы...
по лугам зеленым.
У нее в корзинах
из душистых лилий -
свадебные хлебы!
«В течение всей ночи на 19 августа Федерико Гарсиа Лорка ободрял своих товарищей по заключению. /.../ Утром, когда за ним пришли, он сразу же понял, что его собираются отправить «на прогулку». Тогда он попросил священника... Палачи из «Ла Колониа» были добровольцами, убивавшими ради удовольствия убивать». Творчество поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки живет. Узнайте его и вы.
Как бы ни рядился франкизм в тогу «либерализации», как бы ни шельмовал правду - она восторжествовала. Творчество поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки живет. Постановка «Кровавой свадьбы» в Саратове важна в психологическом, культурном и даже политическом значении. Дух свободы, которым наполнено все творчество Лорки, присущ и нашему народу. Фашизм во всяческих его масках будет неизменно повержен!
В Саратове - детский музыкальный конкурс
В Саратове прошел пятый по счету городской конкурс детских музыкальных школ. Концерт лауреатов традиционно состоялся в консерватории. Жюри под председательством профессора России, заведующего отделением духовых инструментов областного училища искусств Анатолия Иванова отметило в качестве призеров двадцать шесть маленьких музыкантов, разделивших, соответственно, три первых места. В этом году авторитетными специалистами были выделены Сергей Мальцев - за то, что в неполные девять лет он впервые для своего возраста исполнял музыку на сложном инструменте - кларнете-эс. Подготовила маленького лауреата педагог Центральной детской музыкальной школы Оксана Косенко. Также были отмечены: Бочкарев Евгений (14 л., ДМШ № 3, гобой, педагог Валерий Феоктистов), Князьков Сергей (14 л., ДМШ № 18, труба, педагог Юрий Метелица) и Мануйлов Николай (14 л., ДМШ № 9, саксофон, педагог Римма Григорьева). В заключение показательного концерта жюри отметило хорошую работу педагогов-музыкантов и главное - поддержку родителей.
В честь Волги Саратовны
«Балаганчикъ» - в свойственном ему амплуа веселья, задора и пушистости презентовал 30 марта новую литературно-музыкальную композицию к дню рождения супруги Чернышевского - Ольги Сократовны, которую близкие любовно называли Волгой Саратовной. Приглашенные на спектакль в музей-усадьбу Н.Г. Чернышевского полюбовались также на картины из экспозиции о старом Саратове, включающей работы А.Ф. Саликова, В.О. Фомичева, А.Н. Чечнева. Роль молодого Чернышевского, сватавшегося к будущей избраннице, исполнял ваш покорный слуга. Личные мои взгляды на Николая Гавриловича лучше всего соотносятся с мыслями великого русского философа Василия Васильевича Розанова: тем не менее лицедейство вышло приятнейшее. Вам же, уважаемые читатели «ЗО», рекомендую следить за анонсами, т.к. в этом месяце возможно продолжение спектакля в честь 150-летия свадьбы «революционного демо- крата».
Мир Вольска театрального и «Тихая жизнь»
Сразу две необычныe выставки открыты сейчас в областном Доме искусства и науки. Это - «Театральные художники Вольска» и «Освоение пространства. Тихая жизнь».
Пространство осваивает фотограф-профи Юрий Пузанов. Натюрморты, женские портреты, пейзажи с артефактами типа каркаса старого авто. Клоунская маска, в которой Пузанов изображает обнаженных дам, на выставке включена в натюрморт. Частью другого стала американская купюра.
Государственный драматический театр города Вольска, основанный в 1937 году, естественно, скопил немало сценических богатств. В том числе - декораций и эскизов костюмов. Из музея на нышнешнюю выставку привезены декорации 30-40-х годов, выполненные скрупулезно, с дотошным вниманием к деталировке (причем - на очень небольшом формате). Есть здесь и работы нынешнего главного художника театра кукол «Теремок» Юрия Юрасова. А вот больше всего по объему - эскизов и декораций нынешнего главного художника Вольского драмтеатра Татьяны Гариной: «Волшебная палочка», «Дорогая Памела», «Выходили бабки замуж», «За двумя зайцами. Представлены и работы выпускницы Саратовского художественного училища Фирюзы Салахиевой, отличающиеся оригинальностью техники исполнения. В прошлом году Радищевский музей развернул обширную выставку «Художник и театр». Теперь же - впервые - Саратов познакомился в подобном объеме с творчеством театральных художников Вольска.