Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№12 (432) 19 марта 2002
Нас объединяют духовные ценности
Лилия Яковлевна Солодовниченко, кандидат философских наук, знаток мировых религий, президент Саратовского регионального общественного «Фонда научных и культурных инициатив межконфессионального сотрудничества». Автор многих книг, научных работ, статей об исламе и других религиях, о немецкой, армянской, курдской, татарской общинах в Саратовской области. Член координационной группы и ОКСа при администрации г. Саратова, член территориальной избирательной комиссии, член научно-методического совета по национальной политике при губернаторе Саратовской области.
- Лилия Яковлевна, расскажите о себе. Кто родители, как вы воспитывались?
- Родилась в семье военных, в Польше, зарегистрирована познаньским консульством. Отец, Солодовниченко Яков Петрович, был кадровым разведчиком, работал в тылу врага, участвовал в Сталинградской и Курской битвах, имел 38 наград. Он был разносторонним человеком. Пока папу не направили в разведшколу недалеко от Минска, он перед войной занимался металлургией, работал с академиком Козловым. Занимался спортом, был режиссёром молодежного театра. Любил Лермонтова и прекрасно знал наизусть не только его поэзию, но и поэзию Мицкевича, Шевченко, Некрасова. В детстве читал мне сказки - русские, немецкие, польские в подлиннике. Знаю, что за триста лет в нашем древнем роду не было ни шизофреников, ни алкоголиков, ни раковых больных - люди погибали в войнах, от ран, а если умирали от старости, то жили долго.
Мама тоже офицер, старший лейтенант, имеет 18 наград. Она родом из Перми. Родители её умерли рано. На фронт мама ушла добровольцем. Она тоже занималась спортом и была прекрасной наездницей. На фронте мама и познакомилась с отцом. После Польши мы жили в Германии, в Берлине, детские воспоминания очень ярки. Наверное, потому, что в окружении отца были интереснейшие люди: генералы Рокоссовский, Железников, Найдович, Неретин. Наряду с военными людьми было много людей науки и искусства. Все они тоже формировали моё мироощущение.
После войны отца направили служить в Саратов, мама училась в Саратовской консерватории. У нее было великолепное меццо-сопрано, она замечательно танцевала. Моё понимание искусства, а во многом и жизни, сформировалось под влиянием Надежды Михайловны Цыгановой и её брата, музыканта с мировым именем, Дмитрия Цыганова. Я практически росла вместе с сыном Дмитрия Цыганова - Михаилом. Надежда Михайловна - это целая страница в истории музыкальной культуры Саратова, ее рояль находится в одном из классов Саратовской консерватории.
Саратовская консерватория является третьей в России после Петербуржской и Московской. А Саратовский университет является одним из первых университетов России (после Казанского). Саратовский регион славится не только своими вузами, научными кадрами, но и особой культурной средой. Здесь проживают 3 структурообразующих нации: русские, татары, немцы. Можно отдельно говорить о вкладе в духовный универсум не только Поволжья, но и России представителей многих национальностей. Саратов славится и прекрасной медицинской школой. Это отец и сын Спиридоновы, профессор Николай Васильевич Герасимов, Семен Леонтьевич Фрейдман, Василий Романович Ермолаев, Виктор Романович Остер и т.д. Все эти люди были большими друзьями нашей семьи. Я уже говорила о том, что в нашем окружении было много людей искусства: музыкантов, певцов, актеров, художников. Например, известные актеры, Начинкин и Беликова, очень много внимания уделяли нам, детям. Ставили с нашим участием сценки и даже небольшие спектакли. Мы, дети, очень любили общение с художником Архангельским. На наших вечерних чаепитиях всегда звучала музыка, читали стихи известных поэтов и к особо торжественным случаям издавалась собственная газета.
Проводились конкурсы: и музыкальные, и поэтические, и танцевальные, готовились шуточные скетчи-розыгрыши. Судьба была настолько благосклонна ко мне, что я закончила Центральную музыкальную школу у Далечиной Антонины Семеновны и Натальи Вячеславовны Яхимович, ученицы Нейгауза.
В Саратове в среде старшего поколения бытует выражение «Натали и ее дети». Наталья Сухостав, известный театральный педагог и режиссер, воспитала целую плеяду известных актеров театра и кино. Это Олег Табаков, Александр Михайлов, Владимир Конкин, Галина Яцкина, Эдик Ротман и многие, многие другие. Я счастлива, что была любимой ученицей Сухостав и вхожу в эту особую обойму ее «детей». Меня всегда интересовали проблемы не только теории, но и практики. После работы в музыкальной школе преподавала в педагогическом училище, а потом читала курс эстетики в педагогическом институте. Закончила аспирантуру Саратовского университета, получила степень кандидата философских наук.
Вся эта серьезная нацеленность нашего поколения была связана с политикой государства в области науки. Сейчас этого нет. Если мы не вкладываем в две главные социально значимые области - образование и здравоохранение, мы не вкладываем в будущее страны.
- Но все-таки вас больше привлекала наука?
- Тогда отношение к науке было приоритетным направлением.
Мне повезло. Ольга Сергеевна Зелькина, стоявшая у истоков создания саратовской философской школы, основоположник системно-структурного подхода, а также крупнейший ученый с мировым именем, профессор, доктор философских наук Яков Фомич Аскин, мой научный руководитель Тамара Петровна Фокина - они были творческими личностями. Они поощряли увлечение аспирантов интересными проблемами. Меня, например, заинтересовали философские вопросы, связанные с изучением религиозных систем. Для советских вузов это была «оригинальная» тема.
К 1998 году мои научные интересы дошли до того, что появилась необходимость практически применить накопленные знания, создать «Фонд научных и культурных инициатив». Цель нашего областного фонда - возрождение национальных традиций, деятельности религиозных конфессий, диалог культур. Россия - многонациональная страна, и нам важно знать не то, что нас разъединяет, а то, что нас объединяет. Это прежде всего наши духовные ценности. Я уверена, что Бог говорит с каждым народом на его собственном языке, на языке культурных традиций народа. Особенность национального характера, способ мышления и богопознания, душа народа - великие тайны. Более 70 лет эти вопросы «не существовали». В этом отношении многие люди - как чистый лист бумаги.
- Как связана вера каждого отдельного человека со знаниями о разных религиях?
- Читая студентам спецкурс «История мировых религий», понимаю, что нельзя рассказывать о фактах, не понимая сути. Это необычный курс, в котором требуется не только знание, но и «шестое чувство». Нельзя в течение жизни познать ни Библию, ни Коран. Это просто невозможно. Ты только пытаешься подняться по определенным ступеням личного познания этих уникальных, я бы сказала, священных, текстов. Знания нельзя расчленить на какие-то раздельные, автономные области, в мире все взаимосвязано. Поэтому невозможно выбросить огромное полотно духовных поисков человечества на протяжении всего его существования.
Нет, не было и не будет народа, представители которого не задавали бы себе вопросов: кто мы? откуда и куда идем? Возможно, ответы содержатся в вере. Моим ученикам, как и каждому человеку, самим предстоит решить, насколько эти ответы полны и убедительны.
Курс истории мировых религий не ставит перед собой задачу найти аргументы в пользу той или иной религии. Целью является представление общего процесса духовных поисков человека.
Здесь возникает еще одна тема, необходимая в нашем разговоре. Чрезвычайная сложность формулирования для России общенациональной идеи объясняется сложным переплетением разных религиозных традиций, типов цивилизационного развития, многообразия культур. Мне думается, что полезным было бы следование западной традиции своеобразного фактического отделения национальных проблем от этнических на основе восприятия понятия «нация» как «гражданство», как население, проживающее на территории данного государства вне зависимости от этнической принадлежности. В соответствии с этой традицией проблемы развития языка, обычаев, культуры рассматриваются как этнические и решаются в рамках культурно-национальной автономии, правом воспользоваться которой могут все этнические сообщества на всей территории государства. Таким образом, тенденция к интеграции в экономике и политике уравновешивается тенденцией к этническому обособлению, решение национального вопроса переводится в политическую и экономическую плоскости, а этнические проблемы рассматриваются лишь как культурные. В этом случае национальное и этническое самосознания дополняют друг друга. Россия сильна своей многонациональностью.
- Как вы думаете, смог ли женский форум «Саратов - моя судьба», прошедший 4 марта, объединить женских лидеров?
- Моя работа с национальными и религиозными общинами в Москве, Петербурге и Саратове сводила меня с самыми разными женщинами-лидерами. Убеждена, что духовные традиции многих народов объединяет отношение к женщине как к берегине, матери, хранительнице очага. Женщине по своему духовному складу естественно быть хозяйкой. Но XXI век вносит свои коррективы - кухня не может исчерпать всего её потенциала. Женщина зачастую теперь ещё и профессионал.
Благодаря Елене Борисовне Резеповой, взявшей на себя роль организатора, многие женщины, ставшие лидерами в разных сферах жизнедеятельности, объединились и в рамках своего клуба обсуждали, предлагали методы решения женских проблем. Однако со временем стало ясно, что клубная форма недостаточна, что для дела, а не обсуждения проблем нужно создание механизма взаимодействия с властными структурами. Потому и родилась идея подготовки общегородского форума. Мы все очень благодарны заместителю главы администрации г.Саратова Наталье Ивановне Старшовой за неформальную помощь в его проведении. Не всё задуманное удалось, но свершилось главное - самые разные женщины объединились, создали координирующий орган. Появилась ещё одна ячейка того гражданского общества, которое созидаем вместе.