Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№11(379) 13 марта 2002
Мигранты для России - сыновья или пасынки
Беженцы, вынужденные переселенцы. Эти слова вошли в наш лексикон с развалом бывшего Союза. Люди, сорвавшиеся с насиженных мест, наводнили большую часть регионов России. Какие причины толкнули их на это, что ждет тех, кто покинул свое постоянное место жительства в поисках спокойной жизни, как помочь им в это нелегкое время? Эта тема стала главной в нашем разговоре с президентом ассоциации вынужденных переселенцев «Саратовский источник» А.П.Зуевым.
   - Александр Пулатович, расскажите о том, как создавалась ваша ассоциация.
- Ассоциация была образована в 1995 году. И это не было чьей-либо прихотью, так распорядилась сама жизнь. Ведь уже к середине 90-х годов прошлого столетия только по данным миграционной службы в нашу область прибыло 47,4 тысячи вынужденных переселенцев, а неофициальная статистика эту цифру удваивала. Наша ассоциация - это продукт самоорганизации мигрантов. Если на первоначальном этапе переселенцы создавали малые производственно-коммерческие предприятия, чтобы как-то выжить в новых условиях, то впоследствии они стали формировать уже некоммерческие общественные организации, пытаясь самостоятельно участвовать в решении основных проблем вынужденных переселенцев.
Без преувеличения можно сказать, что наша ассоциация уже с первых дней громко заявила о себе. В нее вошли уважаемые ученые, квалифицированные экономисты, талантливые журналисты, педагоги, врачи.
— И какова же была их роль в «Саратовском источнике»?
— Поначалу мы определили три основные направления. Во-первых, проводили консультации по юридическим, экономическим, социальным вопросам. Причем, что важно, тут же помогали беженцам составлять ходатайства или обращения в ту или иную инстанцию. И это во многом способствовало решению тех или иных проблем вынужденных переселенцев. Во-вторых, занялись издательской деятельностью, что позволило обеспечить мигрантов информацией по различным вопросам социального обустройства. При поддержке Фонда гражданских свобод мы отпечатали брошюры с постановлениями Правительства РФ и нормативными актами по жилищным вопросам, пенсионному обеспечению, а также порядку прибывания мигрантов, их регистрации. Особо нуждающимся (в основном одиноким женщинам с детьми, многодетным семьям, инвалидам и пенсионерам) оказываем гуманитарную помощь. Одно из главных чаяний человека, прибывающего к нам из другой страны или «горячей точки», - это поиск хорошей работы, источника существования. И в этом ему может поспособствовать наша ассоциация. Мы помогаем переселенцам из числа предпринимателей, руководителям мигрантских общин в разработке и продвижении в различных инстанциях проектов и бизнес-планов по созданию дополнительных рабочих мест.
— У вас богатый опыт в работе с вынужденными переселенцами и беженцами. Скажите, пожалуйста, каковы основные причины, вынуждающие людей бросать свои дома и устремляться в неизвестность?
— С развалом СССР Россия вместе с кучей внутренних проблем получила в наследство исчисляемую десятками миллионов человек диаспору русских, оставшихся в бывших союзных республиках. Основными поставщиками мигрантов тогда стали республики Средней Азии и Казахстана. Кровопролитнейшая гражданская война в Таджикистане также вытеснила оттуда основную часть русскоязычного населения. В Киргизии правительство предпринимает невиданные усилия для того, чтобы приостановить отток этой части общества, дать людям возможность трудиться на благо страны. Принимаются беспрецедентные меры по сглаживанию межнациональных противоречий, созданию льготных условий для проживания русскоязычного населения. А это - и открытие славянского университета, и образование русских культурных обществ, и, наконец, придание русскому языку статуса государственного. Все это позволило в какой-то степени снизить миграционный поток. Очень сложной оказалась и обстановка в Казахстане. Несмотря на заверение властей о решении проблемы миграции русскоязычной части общества, отток населения продолжается. И происходит это из-за боязни за будущее детей. Можно сказать, «тихой сапой» идет вытеснение русских не только с руководящих постов в каких-либо государственных структурах, исполнительных и законодательных органах власти, но даже и с должностей рядовых. Сокращаются различные школьные программы на русском языке, программы телерадиовещания. Все это создает «чемоданное настроение» у русскоязычной части населения. Сложна и неоднозначна внутриполитическая ситуация в Узбекистане. «Мир и дружба между народами» здесь, можно сказать, насаждаются жесткой политикой государства. И эта политика создает лишь внешнее благополучие, тогда как внутреннее напряжение не спадает. Взрывоопасная ситуация, возникшая сегодня в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане, связанная прежде всего с борьбой против терроризма, вновь усилила у русских опасение за вспышку этнических конфликтов, за жизнь свою и своих детей. И все же еще раз подчеркну: этот фактор сегодня на втором месте. А на первом - отсутствие перспектив. И это видно из результатов опроса, проведенных экспертами Фонда Карнеги, который занимается проблемами миграции на территории бывшего Союза. По данным фонда, сегодня в странах СНГ и Балтии проживает около 20 миллионов русских. И их судьба должна волновать россиян так же, как и внутренние проблемы. С каждым годом у России становится все меньше и меньше возможностей принять желающих вернуться на историческую родину. Поэтому политика нашего государства, политика стран СНГ должна быть направлена на защиту русскоязычного населения на местах, создания ему благоприятных условий для жизни. А коль уж кто-либо и захотел переехать в Россию, то не нужно этому препятствовать.
— А что нужно знать в первую очередь тем, кто намерен покинуть свою страну и переехать в Россию? Что ждет их здесь?
— Сегодня на повестке дня стоит вопрос о приграничном сотрудничестве с соотечественниками, что позволит побольше узнать о том, что делается на их исторической родине. Ведь в последнее время прошли значительные изменения в законодательных актах, касающихся вопросов миграции. С 1 января 2001 года введен новый порядок пребывания и документирования мигрантов на территории России. Если коротко, то теперь жители стран СНГ приравнены к «иностранным гражданам» и должны пройти регистрацию, которая действует не более 90 суток. Те, кто последние годы и так проживал в России постоянно, имеет жилье и прописку, получит вид на жительство. Если же у гражданина другой страны нет ни жилья, ни работы, ни родственников, а он захочет получить вид на жительство, то сделать это будет очень нелегко. И каждый конкретный случай будет рассматриваться отдельно. Все нормативные документы мы публикуем в специальных брошюрах. Ведь порой информация для людей бывает важней материальной поддержки. Надо сказать, что такой просветительской деятельностью мы занимаемся на добровольной основе. И такая информация будет поступать нашим соотечественникам, живущим в приграничных областях. Тогда у людей появится возможность выбора.
— Ну а что бы вы сказали о тех, кто уже перебрался в Россию? Как чувствуют себя они на исторической родине?
— Для уже переехавших в Россию картина отнюдь не радужная. Не так легко на новом месте начать новую жизнь. Большая часть вынужденных переселенцев и беженцев оседает в селах. И здесь, по существу, они попадают в рабскую зависимость от руководителей сельхозпредприятий. Обыденное дело, когда бывший инженер работает скотником, а высококлассный строитель или архитектор доит коров. Но в то же время только благодаря вынужденным переселенцам в области решена проблема сельских врачей и учителей. К нам едут ученые, механизаторы, строители, которые вносят посильный вклад в экономику России. Их труд и знания нужно использовать во благо страны. Однако, порой выходит так, что чиновники разного ранга переселенцам ставят «палки в колеса». Многим приходится обращаться в нашу ассоциацию за помощью.
— В своей работе вы сталкиваетесь с чиновниками разного уровня. Найдено ли взаимопонимание в государственных структурах в решении проблем миграции?
— На определенном этапе мы поняли, что наш опыт работы, авторитет, который мы завоевали в среде мигрантов, позволяют активнее влиять на представителей власти. И подтверждением этому стали выборы в областную Думу, собрания муниципальных образований. Вот тогда появились претенденты из числа кандидатов в депутаты за голоса вынужденных переселенцев. В некоторых избирательных штабах подсчитали, что в ряде округов голоса мигрантов составили более 10 процентов. Причем, эти избиратели равнодушны к партийной принадлежности кандидата. Важнее для них уверенность в том, что, став депутатом, этот человек будет оказывать реальную помощь в решении их проблем. На это была и нацелена работа ассоциации. Кое-какие политические партии и движения пытались привлечь нас на свою сторону, но ничего из этого не вышло. Опыт показывает, что взаимодействие с исполнительной и законодательной властью куда более эффективно, если организация переселенцев не имеет партийной ориентации. В тесном контакте мы работаем с областной миграционной службой, делимся своими планами, поднимаем проблемы, стоящие перед беженцами и вынужденными переселенцами. И ставим в известность эту структуру, когда обращаемся по тому или иному вопросу в областное правительство, областную Думу. Бывает и такое, что мы поддерживаем мигрантов в судебных исках против миграционной и паспортно-визовой служб, муниципальных органов. И это более цивилизованный путь решения проблемы.
Работаем мы в тесном контакте и с миграционной службой, и комитетом занятости по созданию новых рабочих мест для вынужденных переселенцев. Следующее важное направление во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти - это создание областной миграционной программы.
Одно из главных условий обеспечения жизнедеятельности переселенцев - законодательная база, без которой не решить всех проблем. Большую работу в этом направлении проводит Совет переселенческих организаций при Председателе Государственной Думы, который возглавляет Геннадий Селезнев. Можно сказать, что уже сложились взаимоотношения и наладилось сотрудничество переселенческих организаций с органами государственной власти. Беседу вел Григорий Шлепнев