СТАТЬИ


СОЦИОЛОГИЯ ЗЕЛЁНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Питирим ВОРОБЬЁВ, социолог-любитель
Прочитал недавно статью «О философии» известного автора М. К. Мамардашвили. Он пишет: «Начало философии – принципиальное непонимание. Отвага сказать даже перед лицом распространенной очевидной истины: «Я не понимаю!» Отвагой этой обладают немногие люди. А те, кто обладает, - лишь в очень короткие, привилегированные моменты». (Вопр. Филос., 1991, № 5.) Меня сие утверждение не то чтобы обрадовало, скорее приободрило. Просто уже очень много накопилось всякого рода непониманий. Не понимаю чего-то, а сказать совестно, репутацию испортишь. Окружающее-то все всё понимают. Так ведь и за дурака прослывёшь. Вот, опираясь на авторитет философа, я и решился поделиться некоторыми своими непониманиями.
Помнится, лет 8 назад попался в руки случайно журнал «Ридерс дайджест», якобы самый многотиражный в мире. А там маленькая заметка. О том, что жители одного из домов подмосковного города Зеленограда скинулись и устроили во дворе альпийскую горку с бассейном. Надо же, какое выдающееся событие – альпийская горка во дворе. Так вот с той заметки я начал активно не понимать, почему это на всю нашу огромную Россию жильцы только одного дома смогли сорганизоваться и более-менее прилично обустроить свой дом. Почему нет альпийской горки с бассейном в каждом дворе? Почему нет обоев и горшков с цветами, как  в доме в Северном Бутово (интернет), в каждом подъезде каждого  дома? Не понимаю, не понимаю, не понимаю!
Несколько позже для прояснения вопроса решился я на локальный социологический эксперимент. Есть такая гипотеза, выявленная социологами-профессионалами – о том, что всякая инициатива, чтобы быть принятой, должна продержаться 3 года. Вот и решил её проверить на собственном опыте. Год первый – собираю в окрестности камни для альпийской горки, высаживаю первые насаждения. Первой жертвой стихийного «влечения Танатоса» (воля к смерти, по Фрейду) стал папоротник, вырванный с корнем буквально на следующий день после посадки. Роза успела распуститься чудесным тёмно-красным цветком. Но и её постигла та же участь. Маленькие цветы не пострадали. Поскольку согласно вышеупомянутой социологической гипотезе такой результат был ожидаем, я не то что не огорчился, а почти обрадовался. Социология – наука точная. Год второй – продолжаю собирать камни, сажаю шиповник, дикий виноград. Все насаждения в целости и сохранности, на соседнем участке бабушки сажают газон и цветы. Год третий – сажаем с соседом шиповник и сирень. И, о чудо! В центре двора, на месте срубленного тополя, разбивается большущая клумба. Фишка в том, что копают её и сажают цветы не какие-нибудь бабушки-старушки, а молодые ребята из тех, что обыкновенно часами пьют пиво на скамейке, оставляя за собой пустые бутылки.
Я не склонен преувеличивать. Чудо было не совсем полноценным. Клумбу ребята на следующий год забросили, и вместо цветов на ней вырос буйный лес тополиных побегов. А сам я переехал на новое место жительства и готовлюсь продолжать эксперимент на качественно другом уровне. И всё же склонен считать результат успешным. Мне ясно, что все можно сделать. Хочу особо отметить, что эксперимент был не совсем полный в том смысле, что я никого не убеждал, не агитировал. Ну, нет призвания «глаголом жечь сердца людей». А ведь можно, наверно, найти правильные слова и убедить, сорганизовать людей. Достаточно приложить минимум упорства, труда, таланта, чтобы качественно изменить ситуацию к лучшему. Убеждён, что можно каждый саратовский двор превратить в цветущий сад.
Теперь могу в первом приближении дать ответ на вопрос, почему так плохо обустроены наши дворы. В моей редакции искомый ответ сформулирован так: прискорбно мало в нашем городе и нашей стране непонимающих людей. Мало людей, не понимающих, как можно жить в дворе без газона, беседки, обвитой виноградом и актинидией и альпийской горки. Прискорбно мало людей, кто искренне не понимает, почему мой двор, мой город не лучший в стране и в мире по благоустройству, красоте порядку. Почему? Где вы не понимающие? Отзовитесь!
К сожалению, напротив,  слишком много всё понимающих людей. В том числе, в политике и науке. В дискуссии о «русском национальном вопросе» в «Литературной газете» в конце 2007 года, выступил социолог-профессинал Л. Бызов. В пять минут расставил всё точки над i: русская идея, национализм – «обёрточные ценности», в России «нормальное потребительское общество». Ему вторит депутат Г.Иванов: «пресловутая проблема грязных подъездов – она от нежелания жить скопом, без различия своего и чужого». Стало быть, чем больше грязи в подъездах, тем более либеральной будет Россия. Приехали…
Резюмирую. Есть простой ответ на сакраментальный вопрос, как нам обустроить Россию? Очень просто. Нужно взять лопату и срочно пойти обустраивать свой двор. Англичане говорят, чтобы получился прекрасный газон, нужно регулярно за ним ухаживать в течение последних 500 лет. Отстали мы на полтысячи лет? Нужно не медля догонять. Президент наш говорит: «Мы должны быть конкурентноспособными, иначе нас сомнут». А конкурентноспособность начинается со двора и подъезда. Обойти их нельзя ни при каком раскладе.
В нашем менталитете, как хорошо известно социологам-профессионалам, живёт неизбывная склонность отвергать с порога всякое положительное утверждение. Предвижу поэтому, что мои высоколобые оппоненты будут смеяться: «Какие-де альпийские горки, когда народ вырождается и деградирует»! А я утверждаю, что без альпийских горок не может быть решена ни одна стратегическая проблема, включая демографический спад. Кто не верит, пусть прочитает внимательно замечательные публикации Гундарова на эту тему ( включая статью опубликованную в «Земском обозрении» в нынешнем году). Он замечает мудро «В зоопарках животные не размножаются». Ну, так и двор без цветников и газонов и есть, по сути, та же клетка зоопарка.
 Тот же М.К. Мамардашвили высказал как-то мудрую и актуальную мысль. «Современная культура труда  является  христианской культурой.  Сама же идея христианской культуры фундаментальна и проста. Эта культура принадлежит людям, которые способны в частном деле воплощать бесконечное и божественное… В противоположной культурной ситуации вы имеете дело с феноменом, суть которого состоит в фантастическом безразличии человека к собственному делу потому, что любое дело никогда не совпадает с некой  мистической абсолютностью и бесконечной точкой». Надо ли специально доказывать, что мы все с вами пребываем именно в этой «противоположной культурной ситуации». Чтобы преодолеть её, нужно приложить героическое усилие.
А с другой стороны, напрашивается вывод, что для толчка с «мёртвой точки» дела обустройства России нужна мироустроительная идея. Идея такая есть – «Земская идея». Сейчас, когда политическая система в нашей стране обрела стабильность, может быть, на десятилетия вперед, настал её черед. А двор, альпийская горка и тому подобное – это не только исходный пункт для реализации земской идеи (включая её высшую точку развития –земско-соборный социализм), но ещё и самый удобный испытательный полигон для её внедрения в жизнь.