СТАТЬИ


ПРЕДАТЕЛЬСТВО ГЕТМАНА

Владимир ПОРТУГАЛОВ, председатель ЖООО «Русское содружество», депутат Житомирского горсовета
Необузданную энергию проявляет президент Украины, но не в делах строительства демократического правового государства – здесь он «такого понастроил», что его приемникам придётся долго перестраивать, чтобы вернуть «злагоду и порозуміння в незалежну та самостійну»...
Зато пан Ющенко оказался великим историком, его указы в этом направлении один колоритней другого: то он фашиста Шухевича возвеличивает в ранг героя Украины, тем самым, возведя ксенофобию, антисемитизм и национализм в ранг государственной политики; то помышляет национализировать Печерскую лавру, то есть «чистит себя под Ленина». Вот ещё было «выдающееся решение» – отпраздновать 350-летие Конотопской битвы.
Его одиозный ставленник, председатель Сумской облгосадминистрации Павел Качур отметил, что визит членов правительства Украины должен обеспечить «поддержку празднования этого знакового в истории украинского народа события на государственном уровне». «Победа под Конотопом – это пример казацкой чести и доблести, на котором нужно строить патриотическое воспитание молодежи», - сказал Качур.
«Должны осознать, что это не просто Конотопская битва, это – Конотопская победа. Это – бренд, он должен получить всеукраинское и мировое значение”, – отметил в свою очередь другой цветной выдающийся деятель, министр культуры Украины Василий Вовкун.
Чтобы как-то разобраться в обстановке, давайте сделаем небольшой экскурс в историю, чтобы попытаться понять: соответствуют ли вышеприведенные высказывания реальности событий.
Конотопская битва 1659г была одним из сражений Русско-польской войны 1654-67гг. Как известно, в этой войне малорусское казачество совместно с войсками Русского государства сражались с армией Речи Посполитой, которую поддерживали Крым и Швеция. То есть война за Русскую веру, как на Руси называли Православие, против католико-мусульманской коалиции.
В период военных действий состоялись сражения на реке Шкловке (1654); под Ахматовым, у Давыдова, под Смолином и Пинском, в селе Стахове, на Белых Песках, у Бреста, в деревне Верховичи (1655); у села Варки, под Конотопом (1659) (только в этих двух последних битвах казаки Выговского действовали заодно с поляками). Далее были битвы под Слуцком, у Губарево, у Любора и Чуднова в 1660г, при Кушликах в 1661г, под Новгород-Северским в 1664г. В 1666г состоялись решающие сражения войны под Корсунем и Белой Церковью, выиграные русско-малоросскими войсками и решившими компанию в пользу Православных сил.
Из этого перечисления военных столкновений видно, что сражение под Конотопом было всего лишь эпизодом на фоне тринадцатилетних военных действий.
Теперь кратко о самой битве. В католицко-мусульманской коалиции в бою участвовало под общим командованием Мехмеда Четвертого Герея 30 тыс татар, 25 тыс казаков Выговского и 4 тыс поляков Потоцкого. Православные силы состояли из 30 тыс русской конницы и 2 тыс казаков Ивана Беспалого. При этом необходимо добавить, что не все силы участвовали в баталии, так как войску ещё приходилось прикрывать Конотоп от разорения. Русские полки и казаки сражались под командованием Алексея Трубецкого.
В результате предательства Выговского, русские войска Трубецкого до сражения оказались в неравном положении и в болотистой местности, что и предрешило исход битвы, в котором решающее значение имел массированный удар татар. Потеряв 6 тыс убитых, русские войска умело были выведены из битвы к Конотопу под прикрытие артиллерии, что не позволило татарам развить успех. Казаки Выговского в ходе сражения уклонились от прямого столкновения с русскими полками, зато проявили «доблесть и отвагу» при растаскивании обоза…
Самое интересное – это последствие битвы. Битва при Конотопе не только не усилила авторитет Выговского, как можно было ожидать, но подпалила оппозиционные настроения и вызвала восстания против него. В то же время его союзники, крымские татары, беззастенчиво грабили малорусские поселения по соглашению с тем же гетманом, усиливая гнев среди народа. Немедленно после битвы запорожский кошевой атаман Иван Сирко напал на ногайские улусы и разграбил их, что заставило крымского хана с основными силами уйти в Крым и оставить Выговского. К восставшим городам Ромны, Гадяч, Лохвица присоединилась усмирённая Выговским в предыдущем году Полтава.
Против Выговского выступили два влиятельных духовных лица – Максим Филимонович, протопоп из Нежина, и Семён Адамович, протопоп из Ични. К сентябрю 1659г, то есть через два месяца после успешной вроде бы для Выговского битвы, присягу Русскому царю приняли полковник киевский Иван Екимович, переяславский Тимофей Цецюра, черниговский – Аникей Силин с казацкими полками и населением этих городов. Армия Трубецкого торжественно вошла в Нежин, где Русскому царю присягнули мещане и казаки полка под командованием Василия Золотаренко. Выговский же спустя два года был казнён польским правительством в Кракове по обвинению в нелояльности.
Выводы.
Первый. Конотопская битва не может служить примером доблести казаков, а только фактом позора, предательства и вероотступничества гетмана Выговского.
Второй. Под Конотопом сражались не русские с казаками, а православные силы с католико-мусульманской коалицией.
Третий. Конотопская битва не имела ровно никакого – ни военного, ни политического – значения для всей продолжительной русско-польской войны.
Четвёртый. Празднование Конотопской битвы не что иное, как ещё один мазок в ющенконизации истории Украины.